Как Украина развивает свою армию: Флот

В первое воскресенье июля в Украине традиционно отмечается профессиональный праздник военных моряков — День Военно-морских сил Вооруженных сил Украины

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Как Украина развивает свою армию: Флот…

Depo.ua предлагает материал о том, как Украина развивает свой военно-морской флот во времена Независимости.

Так уж исторически сложилось, что флот всегда был больной темой для независимой Украины. Если до 2014 года армия финансировалась по остаточному принципу, то флот — по остаточному принципу в армии. Это привело к тому, что на момент начала "крымского кризиса" в 2014-м ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море.

У нас была одна крайне устаревшая подводная лодка "Запорожье", фрегат-флагман ВМС "Гетьман Сагайдачный", два малых противолодочных корабля "Луцк" и "Тернополь", один сторожевой корабль "Винница", один малый противолодочный корабль "Хмельницкий", два ракетных катера "Приднепровье" и "Прилуки", три тральщика "Чернигов", "Черкассы", "Геническ", два десантных корабля "Константин Ольшанский" и "Кировоград". И большая часть флота была заблокирована в Крыму с первых дней российской оккупации. В итоге Украина потеряла 75% своего Военно-морского флота, сохранив лишь 40 кораблей и судов, половина из которых устарела и требует ремонта. Все это нуждалось в разработке новой концепции развития Военно-морских сил ВСУ.

С 2014 года ВМС ВСУ значительно нарастили войска береговой обороны, что позволило создать рубеж защиты побережья и выполнять задачи АТО по обороне Мариуполя. В 2016 году первые подразделения береговой обороны были переведены в пункты постоянной дислокации на побережье Азовского моря. Но и с самим флотом надо было что-то решать.

Политолог-международник, редактор отдела международной политики еженедельника "Деловая столица" Алексей Кафтан считает, что усиление береговой обороны и разработка новейших ракет — это хорошо для обороны, но это лишь частичное решение проблемы. Ведь все равно плавучие платформы для вооружений нужны, поэтому без флота Украине не обойтись.

Другой вопрос — каким этот флот должен быть. Несколько лет назад американская пресса писала, что Украина якобы может приобрести в США фрегаты типа Oliver Hazard Perry (135-метровые военные корабли водоизмещением 4200 тонн). Однако Черное и Азовское моря слишком маленькие для этих фрегатов. Для них даже Средиземноморье — слишком маленький театр военных действий. Поэтому появление под украинским флагом этого типа кораблей почти нереально, потому что нецелесообразно.

Oliver Hazard Perry-Class Frigate for the PN? — romeo1tangosmilitaryanddefenseblog

Oliver Hazard Perry

Понимание этих нюансов, а также ограниченный бюджет и цейтнот подтолкнули украинские власти к разработке принципиально новой стратегии развития Военно-морских сил. В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого москитный флота по примеру Швеции.

Концепция "москитного флота" предусматривает как можно более быстрое построение "мелкого" корабельного состава, который мог бы быстро реагировать на все вызовы с моря и имел бы достаточный боевой потенциал, а за это время строить корабли большого класса (корветы, фрегаты), которые создаются не один год.

Почему именно такой выбор и как это должно работать, пояснил начальник Управления гражданско-военного сотрудничества Вооруженных сил Украины Алексей Ноздрачев.

"По уровню экономического и финансового обеспечения ВСУ, уровню подготовки личного состава ВМС нам следует сосредоточиться на концепции "москитного флота". К ней лучше всего подходят корабли класса "Айленд", а также модели, которые сейчас разрабатываются в Украине, — бронекатера, а также катера проекта "Лань". Черное и Азовское моря предусматривают проведение определенных действий маленьким маневренным флотом с привлечением воздушного и противокорабельного сухопутного компонента", — рассказал он в интервью Depo.ua.

Сегодня основным документом, который направляет деятельность украинского флота в долгосрочной перспективе, является "Стратегия ВМС ВСУ - 2035", утвержденная командующим ВМС Вооруженных сил Украины в начале 2019 года. Собственно, это первый в истории украинских ВМС документ стратегического уровня, описывающий видение развития нашего флота в соответствии с существующими и перспективными угрозами.

Как заявил во время презентации документа тогдашний командующий Военно-морскими силами Украины адмирал Игорь Воронченко, Стратегия развития ВМС Украины разработана с учетом международного опыта, имеет пять разделов и будет внедряться в три этапа. Конечным же результатом реформы ВМС Украины станет восстановление военно-морских возможностей Украины и надежная защита Родины с моря.

Собственно, мы этот документ разбирали. Кстати, один из его авторов, капитан первого ранга Андрей Рыженко, в марте 2020 года был уволен в резерв министром обороны Тараном.

Читайте также: Вся надежда на "Нептун": Что не так со Стратегией ВМС Украины - 2035.

Если очень коротко, то данная стратегия в ближайшем будущем предусматривала воплощение концепции "москитного флота" и быстрого наращивания численного состава ВМС ВСУ за счет получения плавсостава у иностранных государств.

В рамках развития "москитного флота" по состоянию на сегодня были спущены на воду пять малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 "Гюрза-М", два десантно-штурмовых катера проекта 58503 "Кентавр", а также были перегнаны из США и взяты на вооружение подаренные американцами два патрульных катера типа Island ("Айленд").

Кроме этого, в ближайшее время ожидаются прибытие еще трех подаренных США патрульных катеров типа Island, приобретение в США 16 патрульных катеров типа Mark VI. Также уже проанонсировано приобретение во Франции 20 патрульных кораблей ОСЕА, пять из которых должны производиться на мощностях украинского судостроительного предприятия компании "Нибулон".

Москитный флот Какие патрульные катера Украина может приобрести во Франции

Ocea FPB 98, фото — Ocea

Но давайте будем откровенны: противостоять России на море с помощью "москитного флота" Украина не сможет — слишком большая разница в количестве боевых кораблей. Как и не сможет полноценно противостоять российскому пиратству, сопровождая коммерческие корабли, поскольку баланс сил на море пока не в пользу Украины.

Поэтому давно надо признать, что весь наш "москитный флот", даже с несколькими десятками катеров типа "Гюрза" или ОСЕА, не способен защитить Украину с моря без оружия, которого по-настоящему будет бояться враг, и в первую очередь — Россия. И от этого отталкиваться.

Сейчас таким оружием может стать только "Нептун". Без такого оружия наши доблестные бронекатера не могут ни дать полноценный бой кораблям противника, ни убежать от них. Что мы и наблюдали в 2018 году в Керченском проливе.

Читайте также: "Нептун" против России: Почему следует как можно быстрее взять на вооружение новый ракетный комплекс (КАРТА).

Сейчас рассматриваются три варианта использования ракет "Нептун": с борта бомбардировщиков Су-24, с борта ракетных катеров "Лань" или "Корвет" и с наземных пусковых установок, как стационарных, так и автомобильных. Но нас сейчас интересует флот.

К сожалению, команда президента Владимира Зеленского не видит приоритетности в строительстве корветов. По крайней мере, такое мнение озвучил в июне 2020 года председатель парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия.

Не лучше ситуация с ракетными катерами "Лань", которые должны изготавливаться специально под крылатые ракеты "Нептун". Данный ракетный катер предназначен для патрулирования, осуществления конвоирования и, в случае необходимости, - уничтожения боевых кораблей, транспорта и десантных средств противника как самостоятельно, так и во взаимодействии с ударными силами флота.

Согласно утвержденной в 2015 году перспективной структуре, до 2020 года планировалось ввести в состав ВМС Украины три ракетных катера типа "Лань" (по одному в 2018-м, 2019-м и 2020 годах). Впоследствии этот график скорректировали, и изготовление и спуск на воду первого катера ожидались не ранее 2019 года. Сейчас подходит к завершению 2020 год, однако до сих пор ни одного катера "Лань" на воду не спущено и даже не ожидается в ближайшем будущем.

Читайте также: "Москитный флот": Какая "зрада" кроется за долгостроем катера "Лань".

Зато украинские власти продолжают вкладывать средства в капитальный ремонт фрегата "Гетман Сагайдачный", который никогда участия в боевых действиях не принимал и не будет.

Но свет в конце тоннеля есть. Буквально месяц назад Великобритания выразила желание вместе с Украиной строить на территории нашего государства ударные катера по их проекту под наш "Нептун". В проекте Соединенного Королевства — 50-метровые ракетные катера водоизмещением около 400 тонн.

Ожидается, что это будут большие ракетные катера или малые корветы, которые могут нести ударное вооружение в виде восьми украинских противокорабельных ракет типа "Нептун" или их аналогов. При этом Великобритания настолько заинтересована в проекте, что готова предоставить нашему государству кредит на строительство.

Читайте также: Малый корвет под "Нептун": Согласится ли Украина на предложение британцев.

И вот буквально 7 октября президент Владимир Зеленский официально объявил, что Украина подпишет меморандум с Великобританией о развитии Военно-морского флота на сумму 1,25 млрд фунтов стерлингов.

Великобритания предлагает Украине ударные катера ...

Хочется верить, что продолжнение следует.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme