"Военная доктрина" Апаршина : Что Зеленский планирует делать с армией

В минувшее воскресенье Украина выбрала нового верховного главнокомандующего ВСУ на следующие пять лет
 

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
"Военная доктрина" Апаршина : Что Зеленс…

21 апреля состоялся второй тур выборов президента Украины, в котором с рекордным результатом победил Владимир Зеленский. А уже 25 апреля советник Зеленского по вопросам безопасности и обороны Иван Апаршин передал для СМИ так называемую "военную доктрину" нового президента.

 

Но перед тем, как рассмотреть саму "доктрину", стоит сказать несколько слов о самом Апаршине. Сначала Зеленский пытался закрыть военное направление полковником Сил специальных операций Сергеем Кривоносом, который также баллотировался в президенты. Однако боевой офицер сделал выбор в пользу действующего президента Петра Порошенко. Кандидатура Апаршина появилась чуть позже – после встречи Зеленского с Анатолием Гриценко между первым и вторым турами. Гриценко не скрывал, что в случае своей победы сделал бы Апаршина министром обороны, но так как эта победа не состоялась, принялся проталкивать своего протеже Зеленскому.

 

Про Ивана Апаршина известно, что он является полковником запаса и занимал различные должности в украинских правительствах во времена президентства Ющенко и Януковича. А вот чем он занимался в течение последних пяти лет – неизвестно. Но точно не украинской армией.

 

Читайте также: Военный курс: Что будет делать верховный главнокомандующий Зеленский.

 

Что же касается "военной доктрины" Зеленского, которую, скорее всего, именно Апаршин и писал, то она имеет достаточно противоречивый характер. Давайте разберем ее по пунктам (курсивом выделены цитаты из "доктрины" Зеленского).

 

Мы обеспечим объединенное руководство силами обороны в соответствии с принципами и стандартами, принятыми государствами – членами НАТО.

 

Собственно, это и так имеет место, начиная с апреля 2018-го года, когда Антитеррористическая операция уступила место Операции Объединенных сил.

 

В кратчайшие сроки решим проблему перевода системы органов военного управления на J-, G-, S - структуры.

 

Должность начальника Генерального штаба будет отделена от должности Главнокомандующего Вооруженных сил.

 

Планированием обороны и стратегическим применением Вооруженных сил будет заниматься Генеральный штаб, формированием и подготовкой войск и сил – командование видов Вооруженных Сил и отдельных родов войск, применением войск и сил – объединенный оперативный штаб.

 

6 июня 2016-го года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2016-го года "Стратегический оборонный бюллетень Украины", в котором прописаны основные направления реализации военной политики Украины и развития сил обороны до конца 2020-го года. Среди прочего, там зафиксированы и те пункты, которые предлагают военные советники Зеленского.

 

Противостоять противнику, который превосходит нас численно и материально, будет профессиональная, добровольная и мотивированная армия, взаимносовместимая с армиями стран-членов НАТО.

 

Собственно, противнику уже противостоит и профессиональная (контрактная), и добровольная (контракт подписывают только добровольно), и мотивированная (минимальная зарплата контрактника в 2019-м году составляет около 10 167 грн), и взаимносовместимая с НАТО (уже более 60% структур Генерального штаба Вооруженных сил Украины приведено к структуре штабов НАТО) армия.

 

Читайте также: В НАТО на 60%: Чем Украина кичится перед Альянсом.

 

Армия будет усилена резервом постоянной готовности и системой территориальной обороны.

 

Не хочется повторяться, но и этот процесс уже идет. Начиная с 2018-го года, территориальная оборона переводится на бригадную структуру. То есть, отряды обороны, которые есть в каждом районе (городе), должны быть переформированы в батальоны и сведены в бригады, что должно улучшить управляемость и боеспособность воинских частей территориальной обороны. По состоянию на сентябрь 2018-го года было сформировано 25 бригад территориальной обороны.

 

Читайте также: Масштабные сборы резервистов: Кого и зачем заберут в армию перед праздниками.

 

Мы обеспечим привлечение к руководству армией боевых офицеров, которые заботятся о жизни солдата и способны одерживать победы.

 

Командиры и органы управления тактического и оперативного уровня получат максимально возможную самостоятельность в принятии решений по отпору вооруженной агрессии.

 

И снова мы видим декларацию того, что уже и так имеет место. Хотя, конечно, двигаться еще есть куда.

 

Читайте также: Саур-Могила и Дебальцево. Кем является новый командир 128-й бригады Собко.

 

Ни одного метра нашей территории мы не отдадим врагу.

 

Еще не хватало, чтобы отдали. Собственно, здесь вообще не о чем говорить – в течение последних четырех лет украинская армия не сдала ни одного метра территории, даже наоборот – установила свой контроль почти над всей "серой зоной" и освободила ряд населенных пунктов, над которыми был возобновлен контроль украинской власти.

 

Читайте также: Победа ВСУ: Какие села Кабмин признал деокупированными (КАРТА).

 

Мы создадим современную систему планирования и управления оборонными финансовыми и материальными ресурсами, исходя не из минимально необходимой потребности на оборону, как делается у нас сегодня, а из нормативной потребности, как это делается в ведущих армиях мира.

 

Стремление вполне похвальные, но где же столько денег взять? Ведь недостаточное (хотя и в то же время рекордно большое) финансирование ВСУ имеет место не из-за нежелания властей развивать армию, а из-за нехватки средств. Проще говоря, украинская экономика выжимает на армию столько ресурсов, сколько может на данном этапе своего развития.

 

Мы избавим Вооруженные Силы от несвойственных функций. Военное имущество, которое не используется по назначению, будет передано в управление центральных или местных органов власти, других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.

 

Ну, это вполне в стиле Гриценко: распродать все, что можно, и что нельзя. Будучи министром обороны он так и делал, из-за чего правоохранительные органы до сих пор расследуют его министрирование.

 

Будет обеспечена открытость финансовой информации относительно функционирования сектора безопасности и обороны и доступ общественности к контролю эффективности использования каждой копейки выделенных финансовых ресурсов.

 

Мы обеспечим прозрачность государственного оборонного заказа и создадим конкурентные условия для частного бизнеса и государственных предприятий.

 

Открытость финансовой информации – это, конечно, хорошо. Но откровенно настораживают порывы открыть доступ к контролю использования каждой копейки. Неужели господин Апаршин и так называемые "закрытые статьи" также имеет в виду? Ведь если это так, то российским спецслужбам даже разведку проводить не надо будет – они из открытого доступа в интернете узнают: что, сколько и какого качества у нас производится, покупается или ремонтируется.

 

Никто не будет зарабатывать на армии.

 

Даже "Укроборонпром", который регулярно приносит в государственную казну живую валюту? А вы уверены, что это хорошая идея? Ведь украинские предприятия развиваются, получая заказы от предприятий-участников "Укроборонпрома" на изготовление комплектующих, запасных частей для вооружения и военной техники, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию продукции военного и двойного назначения.

 

 

 

Читайте также: Народная оборонка: Почему Украина выбрала французский путь.

 

Мы не на словах, а на деле обеспечим реальные стандарты НАТО относительно распределения финансового ресурса: 50 процентов финансового ресурса будет направляться на содержание Вооруженных Сил, 30 процентов – на их перевооружение, 20 процентов – на подготовку войск и сил.

 

Контрактники будут получать денежное обеспечение на уровне стран – членов НАТО, будут иметь приоритетное право поступления в учебные заведения, бесплатное образование, медицинское страхование и тому подобное.

 

Государство будет гарантировать достойное обеспечение солдата и когда он служит, и когда становится ветераном.

 

Военнослужащие будут обеспечены служебно-должностным жильем. Те, кто имеет выслугу более 20 лет, будут обеспечиваться квартирами через целевые накопительные программы, долгосрочное и ипотечное кредитование.

 

Это все очень хорошо и дай Бог, чтобы было реализовано. Но, опять же: где Зеленский с Апаршиним и Гриценко наберут столько денег? Проще говоря, данная инициатива полезна, но почти нереализабельна.

 

Армия получит современное высокотехнологичное оружие. Приоритет: средства разведки, ПВО, связь, РЭБ.

 

В течение последних пяти лет украинская армия регулярно получает современное высокотехнологичное оружие. В том числе отечественных разработок и производства.

 

Читайте также: "Ольха" и "Нептун": Какие крутые ракеты будут в ВСУ в 2019-м.

 

"Укроборонпром" будет лишен функций по формированию военно-технической политики. Формированием и реализацией военно-промышленной политики будет заниматься новый центральный орган исполнительной власти.

 

Позволим себе напомнить, что еще 17 января 2019-го года Верховная Рада Украины приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления закупки продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту", который дает право Министерству обороны закупать вооружение без посредников.

 

Данным законопроектом предлагается предоставить возможность государственным заказчикам государственного оборонного заказа непосредственно осуществлять закупку продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту. Цель проста – оптимизировать и ускорить процесс закупок по импорту в случае такой необходимости, а также сэкономить средства за счет отсутствия платы за посреднические услуги.

 

Проще говоря, Минобороны (центральный военный орган исполнительной власти) сможет закупать импортную оборонную продукцию напрямую, без посредников.

 

Читайте также: Минус "Укроборонпрома": Что Минобороны сможет напрямую покупать в США.

 

Большинство оборонных закупок будут переведены на электронные площадки без возможности вмешательства в процесс их работы. Цена будет лишь одним из критериев определения победителя.

 

Опять же – этот процесс длится как минимум от 2015-го года и уже имеет определенные успехи.

 

Читайте также: Победа в ВСУ. Кто таки "пробил" реформу питания.

 

Итак, как видим, "военная доктрина" Зеленского является ничем иным, как набором инициатив, которые уже либо реализованы, либо на данный момент реализуются. И все это в очередной раз наталкивает на мысль, что своего готового плана развития ВСУ у будущего президента нет и он, неумело пытаясь это скрыть, собирается двигаться по пути Порошенко.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme