Реформа ВСУ: Топ-5 вызовов, которые стоят перед Зеленским в армии

Считанные дни остаются до инаугурации новоизбранного президента и верховного главнокомандующего Владимира Зеленского, поэтому самое время поговорить о главных задачах новой власти в сфере безопасности и обороны

Фото - argumentua.com

Согласно Конституции Украины, к так называемой правительственной квоте президента относятся портфели министра обороны и министра иностранных дел. Также в компетенции президента - назначение секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). То есть Владимир Зеленский будет иметь достаточное влияние на армию и сможет беспрепятственно реформировать ее согласно своим предвыборным обещаниям.

 

Читайте также: Военный курс: Что будет делать верховный главнокомандующий Зеленский.

 

О возможных кадровых назначениях мы уже говорили. Точнее об одном, но самое главное в этой ветке вертикали власти – о кандидате на должность министра обороны и его возможных шагах на этой должности.

 

Читайте также: "ЗЕленая команда": Что будет с армией, если министром обороны станет Апаршин.

 

Теперь давайте попробуем зайти с другой стороны и определиться с тем, что именно нужно от новой власти Вооруженным силам Украины.

 

1. Профессиональная армия. В воюющей стране на первом месте должны стоять люди, которые ее защищают – военнослужащие. Петр Порошенко за короткий срок времени сумел перевести украинскую армию на контрактные основы, но удержать людей в армии не смог – под конец его каденции солдаты увольнялись целыми ротами (собственно, и продолжают увольняться).

 

Не способны их удержать в армии даже постоянно растущие денежные выплаты: в 2019 году минимальное денежное довольствие (зарплата) контрактника ВСУ составляет 10 тыс. грн, плюс указом министра обороны закреплено минимум 65% надбавки за особенности прохождения службы, плюс предусмотрено ежемесячное вознаграждение 10 тыс. грн за участие в операции Объединенных сил.

 

То есть по состоянию на сегодня украинский контрактник-военнослужащий, участник ООС должен получать на руки от 26,5 тыс. грн ежемесячно. Зарплата для Украины - более чем конкурентная, однако даже она не способна удержать солдат в армии. Потому что не все измеряется деньгами, и профессионализм армии определяется не только наличием контрактников, но и отношением командиров к своим подчиненным. А вот с этим в ВСУ до сих пор беда.

 

По словам самих военнослужащих, участников боевых действий, если в 2014-2015-х годах, когда не было свободного времени на бюрократию, Вооруженные силы Украины еще хоть как-то напоминали военное ведомство, то после относительной стабилизации ситуации на фронте ВСУ снова превратились в "украинскую бумажную армию", где главной задачей военнослужащего является собрать комплект необходимых справок и в письменной форме отчитаться за каждый использованный боеприпас (есть даже журналы для проверки журналов).

 

Добавьте к этому среднее офицерское звено, которое до сих пор живет и служит по совковым понятиям с полным отсутствием уважения к солдату, и вы начнете понимать, почему те молодые ребята, которые в 2014 году добровольцами ушли на фронт, выжили и возмужали на войне и, по логике развития событий, должны были бы стать основой новой современной украинской армии, массово разочаровываются и увольняются с военной службы.

 

Поэтому создание условий, при которых действующие военнослужащие-контрактники будут иметь желание оставаться в рядах ВСУ, те, что уже уволились, – вернуться, а новобранцы – связать свою жизнь с военной службой, и является главной задачей новой власти.

 

2. Курс на НАТО. Хочет Владимир Зеленский того или не хочет, а до 2023 года Украина должна получить план действий о членстве в НАТО, иначе его президентская каденция превратится на пять потерянных лет. И это не прихоть автора статьи, а жизненная необходимость для государства, ведь в современном мире только членство в НАТО может гарантировать Украине безопасность и неповторение ситуации весны 2014 года. Тем более, что курс Украины на вступление в Европейский Союз и НАТО был закреплен в Конституции Украины.

 

Стоит признать, что за последние пять лет украинская власть сделала очень много для того, чтобы движение Украины в НАТО сдвинулось с мертвой точки и с декларативного превратилось в реальное. Конечно, при Зеленском Украина не вступит в НАТО при всем желании. Однако в силах Зеленского сделать так, чтобы соглашение о вступлении Украины в НАТО подписал уже его преемник (а Зеленский пообещал быть президентом только один срок). Тем более, как уже отмечалось, начинать ему придется далеко не с нуля.

 

Читайте также: В НАТО на 60%: Чем Украина кичится перед Альянсом.

 

3. Сбалансированное финансирование. Сегодня в украинской армии наблюдается определенный дисбаланс, а то и перекос: 70% военного бюджета идет на содержание личного состава, 20% – на новое оборудование и 10% – на тренировки и учения. Для сравнения, у передовых стран НАТО эти показатели составляют 33-33-33 процента, и западные военные аналитики и консультанты отмечают, что именно такой баланс является оптимальным для гармоничного развития вооруженных сил любого государства.

 

Конечно, сходу перевести армию на такой баланс финансирования будет очень трудно и даже болезненно ударит или по личному составу или по бюджету страны, поэтому задачей новой власти будет постепенное выравнивание этих показателей к НАТОвским стандартам.

 

В команде Зеленского уже заявили, что собираются направить 50% финансирования на эффективный личный состав, 30% – на инвестиции в новое оборудование и 20% – на тренировки и учения. Для начала неплохо, но все же хочется верить, что это станет лишь началом, и впоследствии новая власть в военном секторе не скатится к социальному популизму, как предыдущая.

 

4. Продолжение начатых реформ. К президенту Петру Порошенко можно относиться как угодно, но нельзя отрицать тот факт, что за годы его президентства в армии было проведено много фундаментальных реформ. Но большинство проектов до сих пор находятся в процессе реформирования, поэтому от новой власти требуется продолжить и успешно завершить их.

 

Прежде всего надо вспомнить реформу системы питания ВСУ, которая началась еще в сентябре 2015 года по инициативе команды Дианы Петрени из "Волонтерского десанта" в Минобороны и которую впоследствии после скандала, связанного с попытками саботажа реформы чиновниками среднего звена МО, взял под личный контроль президент Порошенко.

 

Читайте также: Реформа питания: Чем гордится Порошенко в ВСУ.

 

Также можно отметить "декоммунизацию армии" – командой Виталия Гайдукевича Вооруженные силы Украины были переодеты в новую современную униформу, особую для каждого рода войск (включая новые цвета беретов), а также совместно с историками и геральдистами разработана новая символика для украинской армии, плюс введены новые названия как родам войск, так и военным соединениям. Эта реформа почти завершена, поэтому от Зеленского требуется лишь не навредить и не дать заднюю, вернув все к "совку".

 

К сожалению, с другими сферами ВСУ не все так радостно. "Реформа сержантов" застряла на полпути, а "реформа военкоматов" стартовала с почти годовым опозданием. Поэтому работы у новой власти будет более чем достаточно.

 

5. Новый истребитель для Украины. Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, плюс поставки новых самолетов по контракту, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

 

И, к сожалению, вопрос обновления парка боевой авиации пока даже не стоит на повестке дня, о чем мы неоднократно писали в серии материалов.

 

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Что за отечественный проект может защищать небо.

 

Вместе с тем, если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. И это не шутки и не преувеличение.

 

Вот список пяти главных вызовов, которые, на наш взгляд, стоят перед новоизбранным президентом Владимиром Зеленским и его командой в сфере обороны и безопасности. Как именно они будут их решать – исключительно их проблемы. Во время предвыборной кампании Зеленский убеждал всех нас в том, что он осознает, куда идет, и знает, что нужно делать. Ну что же, пришел. Ему и карты в руки.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир