Как Украина развивает свою армию: Авиация

Depo.ua представляет серию материалов о том, как Украина развивает свои Вооруженные силы за время независимости. На очереди авиация

Руслан Рудомський

Воздушные силы Украины составляют одну из основ обороноспособности страны. Именно на них возложена стратегическая задача остановки возможного крупномасштабного вражеского наступления.

Однако до 2014 года боевой авиации в Украине уделялось мало внимания, причем как подготовке пилотов, так и техники. Но все изменила российская агрессия — после 2014 года летный состав начал возвращать свои навыки, увеличилось количество полетов и самолеты начали возвращаться в строй.

В ходе войны на Донбассе, особенно в начальный период, авиация показала себя как эффективная "длинная рука" масштабного наступления. Хотя уже летом 2014 года сказывался дефицит и штурмовиков, и подготовленных кадров. Так, кроме специализированных Су-25 пришлось использовать даже не приспособленные для ударов по наземным целям истребители МиГ-29.

Однако после прямого вмешательства российской армии, которая с июля организовала эффективный противовоздушный "зонтик" над отрядами боевиков, потери авиации стали катастрофическими — за короткий период (май - август 2014 года) было потеряно 13 самолетов: семь Су-25, два МиГ-29 один Су-24МР, один Ан-26, один Ан-30Б, один Ил-76МД.

После подписания Минских соглашений в сентябре 2014 года были предприняты беспрецедентные шаги по восполнению потерь матчасти и подготовке экипажей.

Положительно сказалось на усилении Воздушных сил ВСУ резкое увеличение бюджетного финансирования оборонной сферы в 2016 году.

Новую жизнь получили предвоенные модификации МиГ-29МУ1, Су-25М1, Су-25УБМ1, Л-39М1. Начались серьезные работы по доработке вариантов модернизации среднего бомбардировщика Су-24. Много внимания в 2015-2016 гг. было уделено усилению огневых возможностей авиации, в частности применению управляемых ракет класса "воздух — поверхность".

Читайте также: "Нептун" для Су-24М: Каким будет украинский ракетный проект в воздухе.

Парк штурмовиков пополнился парой машин Су-25М1 и одним двухместным Су-25УБМ1.

Однако наиболее впечатляющими темпами в 2015-2017 годах рос парк транспортной авиации — к счастью, стране за время независимости удалось сохранить полный цикл производства машин типа "Антонов".

Таким образом, модельный ряд украинской боевой авиации на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц).

Нареканий на их работу у украинских военных летчиков никогда не было, однако ресурс этих боевых машин также не безграничен — почти все они достались Украине в наследство от СССР и были изготовлены в период с 1982-го до 1991 года.

Если говорить о временах независимости, то Украина не получила ни одного нового военного самолета. Однако это не значит, что украинские военные летчики летают на антиквариате. Состояние авиационной техники постоянно поддерживается в рабочем состоянии и подтягивается к современным требованиям, но исключительно путем ремонта и модернизации.

На сегодня в Украине работают около десяти авиационно-ремонтных предприятий, выполняющих ремонт и модернизацию техники советского производства, имеющейся сегодня на вооружении ВСУ. Ежегодно Воздушные силы получают от них несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных единиц военной техники.

Еще в 2001 году специалисты Национальной академии обороны Украины и Научного центра Военно-воздушных сил Украины предложили рассмотреть возможность модернизации существующих истребителей МиГ-29 и разработать программу их модернизации с учетом опыта применения боевой авиации в военных конфликтах 1990-х годов.

Модернизация самолетов МиГ-29 позволила продлить срок их службы до 35-40 лет с момента выпуска, а двигателей — до 20 лет, что обеспечило возможность эксплуатации модернизированных самолетов еще на 15-16 лет (до 2030 года).

Читайте также: Пролонгация хлама: Что даст Украине модернизация старых МиГ-29.

Первый модернизированный самолет МиГ-29МУ1 был передан на вооружение в ВСУ в декабре 2009 года, а в сентябре 2012-го было объявлено, что в составе украинских Воздушных сил находятся уже четыре МиГ-29МУ1. Это украинский вариант модернизации советского истребителя МиГ-29, которую с 2009 года осуществлял Львовский государственный авиационно-ремонтный завод (ЛГАРЗ).

В августе 2018 года украинскую армию усилили очередной партией модернизированных самолетов-истребителей МиГ-29МУ1. Тогда же было объявлено, что на ЛГАРЗ готовятся представить прототип МиГ-29МУ2, в качестве основы для которого будет использоваться МиГ-29МУ1, но он будет включать еще восемь этапов модернизации с целью дальнейшего повышения боевых возможностей.

Изначально планировалось, что МиГ-29МУ2 будет представлен до конца 2018 года, однако первый успешный испытательный полет нового модернизированного самолета состоялся лишь в конце 2019 года. Сейчас идет подготовка МиГ-29МУ2 к государственным испытаниям.

Читайте также: Старый новый истребитель: Что за МиГ-29МУ2 модернизируют для ВСУ.

Однако и с модернизацией самолетов не все так просто. В 2017 году началась разработка обновленного разведывательного самолета Су-24МР в кооперации ГП "Одесский авиационный завод" и ГП "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП"". По предварительным заявлениям, на создание такого образца у украинских инженеров должно было уйти около четырех лет, но в июне 2020 года Министерство обороны прекратило финансирование этого проекта.

Как утверждают в ГП "Одесский авиационный завод", в условиях стабильного финансирования уже в 2021 году ВСУ могли бы получить для испытаний опытный образец разведывательного самолета с возможностями обнаружения целей на уровне современных машин поколения 4+ и передачей информации командованию ВВС в онлайн-режиме.

По сути, на базе советского самолета должны были создать практически новый самолет-разведчик, способный на расстоянии более 100 километров с помощью станции бокового обзора фиксировать всю линию фронта.

Читайте также: Старый новый самолет-разведчик: Что за Су-24МР модернизируют для ВСУ.

Развитию боевых вертолетов также уделяется внимание, но опять же — модернизации советского наследства.

Так, в июле 2020 года Министерство обороны Украины и запорожская авиастроительная компания "Мотор Сич" активизировали работу над созданием легкого ударного вертолета для Вооруженных сил Украины.

Базой для него стал Ми-2МСБ от "Мотор Сич". По сравнению с базовой версией Ми-2, он получил более мощные двигатели, редуктор собственного производства, современную авионику, системы навигации и связи. На финальной стадии находится освоение изготовления лопастей к вертолету. Сейчас одним из немногих вопросов, которые нужно решить при создании ударного вертолета, остается разработка фюзеляжа.

Читайте также: Старый новый вертолет: Какой ударный вертолет получат ВСУ на базе Ми-2.

В то же время все прекрасно понимают, что ремонт и модернизацию советской техники нельзя проводить вечно. Ведь происходит физическое разрушение двигателей, узлов, агрегатов, планера самолета, и рано или поздно мы столкнемся с проблемой, что самолеты не смогут выполнять поставленные задачи. Поэтому все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене. И срок эксплуатации их заканчивается в 2030 году, а еще нужно время на переговоры, поставку самолетов, обучение летного и обслуживающего персонала.

Поэтому в мае 2020 года командование Воздушных сил ВСУ обнародовало визию Воздушных сил ВСУ-2035 относительно развития на ближайшие 15 лет.

По сути, это план развития Воздушных сил, который рассчитан на 2021-2035 годы и включает в себя переоснащение тактической авиации с объемом финансирования 200 млрд грн.

Проходить он будет в несколько этапов.

Первый — подготовительный, рассчитан до 2025 года, в рамках которого должен быть проведен тендер и подписан контракт на приобретение для нужд ВС ВСУ многоцелевого истребителя поколения 4++. Поставки первой партии этого истребителя должны быть осуществлены в 2023-2025 годах в количестве от 6 до 12 единиц.

Второй этап — переход к переоснащению тактической авиации до 2030 года с ежегодной закупкой от 8 до 12 единиц многофункциональных истребителей, что позволит полностью обновить состав не менее двух авиационных бригад тактической авиации.

Третий этап — финальный. До 2035 года вся устаревшая авиационная техника должна быть полностью заменена на новую. Ориентировочная потребность в ресурсах на переоснащение тактической авиации составляет около 200 млрд гривен.

Кроме этого, часть подразделений хотят сократить, а их задачи перераспределить на другие за счет использования новейших образцов вооружения со значительно более широкими возможностями.

Читайте также: План развития Воздушных сил: Каким будет будущее украинского боевой авиации.

В свежем интервью одному из украинских изданий командующий Воздушными силами ВСУ генерал-полковник Сергей Дроздов пояснил, что Воздушные силы Вооруженных сил Украины планируют перейти на единый тип многоцелевого истребителя, который впоследствии заменил бы все типы боевой авиации советского образца: истребители, штурмовики, бомбардировщики.

В то же время он "забраковал" идею создания собственного боевого самолета.

"Создать боевой самолет-многофункциональный истребитель Украине вряд ли удастся в ближайшей перспективе. Для этого у нас нет соответствующей научной базы, мощностей производства и опыта. Сейчас Украина может выпускать только военно-транспортные самолеты", — заявил он.

По словам Дроздова, нужно не менее десяти лет и не менее 10 млрд долларов только на создание прототипа боевого самолета. Кроме того, надо, чтобы самолет соответствовал принципиальным современным характеристикам. Впрочем, отметил он, в Украине столько миллиардов и столько времени нет.

По мнению командующего Воздушными силами ВСУ, Украине больше подходит опыт Польши: получить эскадрилью новых истребителей и поставить ее на вооружение в одной из бригад тактической авиации Воздушных сил. Например, наряду с МиГ-29 взять на вооружение американские F-16.

Для понимания масштабов будущих вложений следует знать, что один из самых современных на сегодняшний истребителей - F-22 Raptor - стоит 146 млн долларов, а тот же F-16 Fighting Falcon обойдется более чем в 34 млн долларов за единицу. Причем есть смысл покупать только партиями по 12 машин.

Кроме того, Украина взяла курс на восстановление парка легких штурмовиков.

Еще в 2015 году Украина предварительно договорилась с Китаем о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая, что ВВС Украины нуждались и нуждаются в новых истребителях, эта новость вызвала значительный ажиотаж. Однако при ближайшем рассмотрении эти самолеты оказались не такими уж и качественными, и проект поставили на паузу.

А в октябре 2019 года появилась информация, что Украина заинтересовалась возможностью приобрести в Бразилии штурмовики Super Tucano. Собственно, об этом в своем Twitter написал президент Бразилии Жаир Болсонару.

О серьезности намерений обеих сторон свидетельствует то, что украинские военные летчики провели в Португалии тестовые полеты на легких бразильских штурмовиках фирмы Embraer EBN-314 Super Tucano.

Читайте также: Новый штурмовик для Украины: Что за Super Tucano присмотрели в Бразилии.

Кроме этого, в декабря 2019 года появилась информация, что США предложили Украине изучить вопрос о приобретении американских штурмовиков Thunderbolt.

Ну и куда же без БПЛА! Беспилотники, в том числе ударные, должны обязательно быть на вооружении современных вооруженных сил любой страны.

В январе 2019 года Украина подписала контракт с Турцией по закупке для украинской армии ударных беспилотников Bayraktar TB2, а уже через несколько месяцев Министерство обороны Украины объявило о планах по производству вместе с представителями Турции ударных БПЛА в Украине. В ВСУ уже озвучили планы взять на вооружение полсотни таких дронов.

С начала 2020 года экипажи ударных беспилотников Bayraktar TB2 начали летную подготовку, однако о применении их в войне на Донбассе говорить еще рано.

Читайте также: Беспилотник-диверсант от зятя Эрдогана: Что за оружие Украина купила в Турции.

Кроме того, завод "Мотор Сич" уже производит и поставляет двигатели для другого крупного турецкого беспилотника - Akinci. Здесь также продолжаются переговоры об углубленном сотрудничестве и закупке, а также рассматривается возможность совместного производства на территории Украины.

Еще одним важным элементом повышения мобильности авиации является восстановление аэродромной сети. Так, если на март 2014 года в стране функционировало 25% тех аэродромов, которые достались стране от СССР, то на январь 2016 года эта цифра возросла до 50% и продолжает расти.

Как видим, на сегодня развитие украинской боевой авиации происходит в основном путем латания дыр и многократной модернизации унаследованного от СССР "железа". Кардинальное же обновление военного авиапарка пока носит лишь декларативный характер.

В то же время очевидно, что делается это не от хорошей жизни. Ведь не секрет, что по сравнению с Сухопутными силами, боевая авиация, как и Военно-морской флот, пока финансируется по остаточному принципу.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Поэтому, как бы нам всем не хотелось радикальных изменений к лучшему, а Украина пока вынуждена для своих Воздушных сил модернизировать имеющийся "металлолом", чтобы как-то дотянуть до лучших времен — когда сможет себе позволить покупать новые самолеты.

Хочется верить, что это время наступит.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Война