Страна мечты: Почему в Украине удачно продается справедливость и народовластие, но ничего не меняется

Зе-власть продолжает шагать по пути удовлетворения подсознательных желаний украинцев. Но делает она это так, чтобы и электорату угодить, и особенно ничего для самой власти не изменилось

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Страна мечты: Почему в Украине удачно пр…

Ротацию политической элиты в Украине и приход к власти "новых лиц" украинский народ встретил с большим воодушевлением. Люди ждали, что теперь уж точно все изменится к лучшему, а в стране как-то сама по себе наступит справедливость. Зарплаты учителям в 4 тысячи долларов, снижение тарифов для всех и отмена коммуналки для пенсионеров, справедливое наказание для коррупционеров (но чтобы не мешали простом маленьком украинцам и дальше иногда что-то "порешать"), раскаяние и желание мира в глазах кремлевского диктатора ... Большинства из обещанного ждем до сих пор, и нечему тут удивляться. Потому что новая власть действительно принялась выполнять свои предвыборные обещания. Но только так, чтобы объявленные реформы на самом деле ничего не меняли ни в жизни рядового украинца, ни в политической элите.

Начали с обещанной поколениями отечественных политиков отмены депутатской неприкосновенности. Монобильшинство сделало этот шаг еще во времена "турборежима". Поэтому с 1 января 2020 года народные избранники якобы уравнены в ответственности перед законом с "простыми смертными". Но тут же оказалось, что на самом деле создана "контролируемая" неприкосновенность нардепов, которую в ручном режиме регулирует генеральный прокурор: теперь только он (или и.о.) вправе регистрировать уголовное производство в отношении народного депутата. Есть в законе и другие хитрые нюансы, которые не позволяют говорить об установлении равенства перед законом каждого гражданина. Как в свое время анализировал Depo.ua, на самом деле неприкосновенность не отменена, а лишь ограниченна. Поэтому и имеем только одно дело — против нардепа "слуги" Александра Юрченко по подозрению в причастности к коррупции. Здесь не лишним будет вспомнить, что в предыдущей Верховной Раде, когда депутаты были еще прикосновенными, парламент принял около десятка решений о лишении коллег неприкосновенности, в отдельных случаях — о разрешении на задержание. Тогда никого не посадили и сейчас никого. Поэтому "какая разница", как говорил классик в новогоднем поздравлении.

Но народу объяснить не просто, что институт депутатского иммунитета практически никак не влияет на жизнь обычного человека. И к реальному обеспечению демократических основ существования неприкосновенности членов парламента отношения не имеет. Но годы промывания мозгов популистами свое дело сделали: люди ждали именно такого шага и "кость" избирателям была брошена.

Читайте также — Фейковое снятии неприкосновенности: Как Верховная Рада обманула украинцев

Тогда же, осенью-2019, "зеленый принтер" монобильшиства издал механизм импичмента президента. Да и его сделали таким, что на практике устранить главу государства за совершенные им преступления невозможно: слишком сложная процедура заложена в закон "Об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичмент)".

Не менее извилистыми путями продвигается выполнение остальных обещаний ЗЕ! Команды. В некоторых случаях это и к лучшему: например, несмотря на угрозы экс-регионалов и поклонников России и Сталина, "слуги" не решились тронуть закон об украинском языке как государственном, принятый парламентом предыдущего созыва. Правда, угроза эта существует постоянно.

Был принят новый Избирательный кодекс, ликвидировав мажоритарную составляющую выборов и введя ряд других положительных вещей. И при этом действительно открытые избирательные списки подменили "полуоткрытыми", чем создали возможности для манипуляций уже на местных выборах-2020.

Читайте также — "Нулевые" депутаты: Как на выборах победили люди, за которых никто не проголосовал

Приняло монобильшинство, как и обещал президент, закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. И вокруг него ломается столько копий, что с началом практического этапа земельной реформы в середине этого года можно спрогнозировать новую волну протестов в регионах. Не утратит возможности попиариться на неосведомленности людей и оппозиция, которую почти наверняка будут стимулировать "денежные мешки", заинтересованные в нынешней мути в земельном вопросе.

Вот уже более полутора лет, с переменным успехом борются "слуги" с неперсональным голосованием в парламенте — ликвидировать "кнопкодавство" ЗЕ! Партия обещала своим избирателям. Хотя "кнопкодавить" и стали меньше, но, судя по свежим новостям из этого фронта, борьба с депутатами-нарушителями продлится еще не одну сессию. Потому что наказывать действительно серьезно эта Рада так и не решилась.

Наконец дошли руки у власти и до еще одного важного обещания — ввести в Украине институты прямой демократии, в частности, восстановить законодательную базу для проведения референдумов. На этой неделе приняли первый закон из обещанного "пакета народовластия".

Читайте также: Закон о референдуме: Что приняла Рада и в чем опасность

Но и в этом вопросе речь идет скорее о попытке команды Зеленского идти за мечтами своих избирателей, чем об инструменте, который можно применить в реальной жизни. С одной стороны, это и хорошо, чтобы не получилось у наших политических и государственных деятелей, как в анекдоте про обезьяну с гранатой. Ведь эксперты чуть ли не в один голос предостерегают от применения референдумов в более или менее долгосрочной перспективе для продвижения популистских или провокационных вопросов. Ставить их на референдум — значит ставить под угрозу стабильность и целостность страны. А отечественные политики точно имеют таких вопросов не на один "праздник прямой демократии".

Взять к примеру Юлию Владимировну Тимошенко, которая еще вчера с парламентской трибуны гневно критиковала законопроект о референдуме и призвала его не принимать. А уже сегодня пообещала подать на рассмотрение украинцев целых пять вопросов. И неважно, что согласно принятому закону выносить на один референдум больше одного вопроса нельзя. Создается впечатление, что политикам не дает покоя слава "пяти вопросов от президента Зеленского" ...

Да и вряд ли власть рискнет выделять миллиарды гривен на эту дорогую "игрушку" в нынешних экономических обстоятельствах. Тем не менее, опытный политик, в последнее время замеченная в активных контактах с президентским офисом Зеленского, хотя и постоянно повторяет, что "обычные люди в стране никакого референдума провести не смогут, потому что там очень сложная бюрократическая процедура", но обещает подставить "обычным людям" свое сильное плечо. "Я хочу сейчас сделать заявление о том, что наша команда практически с завтрашнего дня становится бок о бок с обществом и мы инициируем проведение референдума по пяти вопросам", — прозвучало из уст Тимошенко с трибуны парламента. Это точно не фигура речи и не пустые слова. И вот почему.

Понятно, зачем принятие закона о референдуме нынешней власти. Лозунгом "выполняем предвыборные обещания" Банковая будет отвлекать внимание общества от своих реальных или коммуникационных поражений — вроде скандального роста коммунальных тарифов или провала уже со старта кампании по вакцинации украинцев от COVID-19. Продолжение следует. Вместо шагов, действительно нужных здесь и сейчас, народу предлагают "конфетку" из подручного материала, которую слепить проще. За закон о референдуме с грехом пополам наскребли 226 голосов членов монобильшинства. В то же время инициативы, которые затрагивают практические интересы депутатов, ложатся под сукно. Такая судьба постигла, например, проект закона о сокращении количества депутатов в Раде с 450 до 300, принять который обещали лидеры "слуг".

Но инфантильные игры в "удовлетворение желаний народа" могут спровоцировать значительно более серьезные риски и заложить мину под будущее Украины. Несколько наивным популизмом и попыткой прикрыться желаниями народа, которыми злоупотребляет нынешняя властная команда, могут воспользоваться значительно более опытные игроки. Какими могут быть эти интересы и в каких кабинетах разрабатываются соответствующие тактические и стратегические планы — можно будет судить в том числе и по тому, какие вопросы захотят вынести на референдум политические деятели и группы "простых граждан", и как они будут раскачивать под свои намерения ситуацию в стране.

Читайте также: Вадим Денисенко: Я не удивлюсь, если некоторые запустят референдум о легализации НЛО

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme