Новый закон о контрактной службе: Как украинцев планируют заманивать в армию

Ни для кого не секрет, что современная украинская армия страдает от некомплекта, а контрактники продолжают массово увольняться при первой же возможности

Новый закон о контрактной службе: Как ук…

Кадровая ситуация в Вооруженных силах Украины в настоящее время является весьма неутешительной – армия хоть и провозглашена контрактной, но этих самых контрактников тотально не хватает, чтобы укомплектовать все бригады. По данным Depo.ua, в некоторых бригадах некомплект доходит до 50%. Что само по себе является ненормальным, а во время войны – и подавно.

 

Читайте также: Отток из ВСУ: Почему из армии массово увольняются контрактники.

 

Очевидно, понимают это и в Министерстве обороны, поэтому и инициировали и через Кабинет министров подали в парламент законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поощрения граждан Украины к прохождению военной службы по контракту, улучшения социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей".

 

В пояснительной записке указывается, что целью закона является "улучшение условий поступления военнослужащих на военную службу, повышение престижа военной службы, совершенствование отдельных вопросов социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, а также военнообязанных и резервистов во время прохождения ими сборов".

 

Кстати, в той же пояснительной записке приводится интересная статистика: в 2019 году с военной службы по контракту в Вооруженных силах Украины были уволены более 29 тысяч военнослужащих, из них около 75 % составляют лица, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и ушедшие из нее в связи с окончанием срока контракта.

 

А проведенные в воинских коллективах социально-психологические исследования и опросы военнослужащих по изучению причин увольнения с военной службы по контракту показали, что основным фактором, который является препятствием для заключения военнослужащими новых контрактов, указывается низкая привлекательность льгот и социальных гарантий, установленных законодательством для данной категории граждан.

 

Собственно, стимулировать граждан Украины заключать и расторгать контракты с ВСУ собираются путем "законодательно закрепленного стимулирования непрерывного прохождения военной службы", "усиления уровня социальной защиты резервистов и военнообязанных, призванных на сборы" и создания "системы профессиональной адаптации военнослужащих к гражданской жизни, необходимости ее введения согласно принципам и подходов государств-членов НАТО".

 

Чтобы узнать – как именно Минобороны собирается это делать, давайте рассмотрим текст закона подробнее.

 

Первое, что бросается в глаза при анализе текста законопроекта, это выписанные отдельно права военнослужащих срочной службы.

 

Для этого в часть третью статьи 23 Закона Украины "О воинской повинности и военной службе" добавили новый абзац: "Для военнослужащих срочной военной службы, которые во время действия особого периода прослужили на менее 6 месяцев, по их желанию может быть заключен контракт сроком на 1 год или другие сроки, определенные частью второй настоящей статьи для лиц рядового состава или для лиц сержантского и старшинского состава".

 

В статье 26 этого же закона отдельно прописано, что солдаты и офицеры срочной военной службы увольняются со службы "в связи с утратой семьей военнослужащего кормильца при условии отсутствия других трудоспособных членов и членов семьи с самостоятельным заработком".

 

Также авторы законопроекта расширили перечень оснований для принудительного увольнения с контрактной службы в ВСУ.

 

Так в пункт 2 статьи 8 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" добавили следующие пункты:

 

- в связи с вступлением в законную силу решения суда относительно привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, которым наложено взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;

 

- в связи с установлением по результатам специальной проверки сведений, которые не соответствуют установленным законодательством требованиям для занятия должности;

 

- в связи с применением запрета, предусмотренного частями третьей или четвертой статьи 1 Закона Украины "Об очистке власти";

 

- в связи с прекращением гражданства Украины;

 

- в связи с непрохождением установленного испытательного срока для военнослужащих, принятых на военную службу по контракту;

 

- в связи с вступлением в законную силу судебного решения о признании активов военнослужащего или активов, приобретенных по его поручению другими лицами;

 

- или в иных предусмотренных статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Украины случаях, необоснованного взыскания в доход государства, а также по семейным обстоятельствам или по другим уважительным причинам, определенным в соответствии с Законом Украины "О воинской повинности и военной службе".

 

Но, одновременно, и прописали определенные бонусы для тех, кто под предварительный перечень пунктов не попадет, а будет образцовым военнослужащим-контрактником.

 

В частности, пункты 4 и 5 статьи 8 этого же закона предусматривают, что "обеспечение занятости лиц, уволенных с военной службы с выслугой менее 10 лет в календарном исчислении, а также военнослужащих, которые не прошли профессиональную переподготовку до увольнения с военной службы, или имели перерывы в военной службе, производится в соответствии с законодательством Украины о занятости населения".

 

Также, "государство обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию военнослужащих. Военнослужащие, которые прослужили 10 лет непрерывной выслуги военной службы в календарном исчислении и положительно характеризуются по службе, имеют право на получение консультаций и содействие государства в трудоустройстве после увольнения с военной службы".

 

А "военнослужащие, которые имеют непрерывную выслугу военной службы от 10 до 25 лет в календарном исчислении и положительные служебные характеристики, имеют право в течение последнего года перед увольнением с военной службы проходить профессиональную переподготовку (продолжительностью до 500 часов) без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами обеспечения. Лица, уволенные с военной службы, которые имеют непрерывную выслугу военной службы 25 лет и более в календарном исчислении и положительные служебные характеристики, независимо от возраста, назначения пенсии, имеют право на переподготовку, специализацию, повышение квалификации по профессиям и специальностям для приоритетных видов экономической деятельности".

 

Кроме этого статьи 9 и 11 этого же закона предусматривают для резервистов и военнообязанных, призванных на учебные (или проверочные) и специальные сборы, продовольственное и вещевое обеспечение, а также безвозмездные лечебно-профилактические мероприятия на уровне с военнослужащими.

 

А статья 15 этого же закона предусматривает серьезные денежные выплаты военнослужащим контрактной службы за счет средств Государственного бюджета Украины, а именно:

 

1) 50 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы:

 

а) лицам, которые увольняются с военной службы по состоянию здоровья, а также военнослужащим военной службы по призыву лиц офицерского состава, которые увольняются с военной службы по состоянию здоровья, в связи с истечением установленных сроков военной службы, в силу семейных обстоятельств или других уважительных причин, определенных в соответствии с Законом Украины "О воинской повинности и военной службе", или в связи с наступлением особого периода и нежеланием продолжать военную службу военнослужащим-женщиной, имеющей ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

 

б) лицам при наличии выслуги 10 календарных лет и более, увольняемым с военной службы по следующим основаниям:

- в связи с окончанием срока контракта (в том числе из числа лиц, которым было продлено действие контракта до окончания особого периода или до объявления демобилизации);

- по возрасту;

- в связи с сокращением штатов или проведением организационных мероприятий;

- в связи с систематическим невыполнением условий контракта командованием;

- в связи с невозможностью назначения на другую должность в случае прямого подчинения близкому лицу;

- во время действия особого периода из-за семейных обстоятельств или по другим уважительным причинам, определенным согласно Закону Украины "О воинской повинности и военной службе" (если военнослужащие не выразили желание продолжать военную службу);

- заключившие контракт на срок до окончания особого периода или до объявления демобилизации и отслужившие не менее 24 месяцев военной службы по контракту, если они не выразили желание продолжать военную службу во время особого периода;

- которые проходят военную службу по контракту, действие которого продлено свыше установленных сроков на период до окончания особого периода или до объявления демобилизации, и которые прослужили не менее 18 месяцев с даты продления действия контракта, если они не выразили желание продолжать военную службу во время особого периода.

 

2) 25 процентов месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы при наличии выслуги 10 календарных лет и более – лицам, которые увольняются с военной службы по собственному желанию и по семейным обстоятельствам или по другим уважительным причинам, определенным в соответствии с Законом Украины "О воинскую повинность и военную службу" (кроме случаев, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта).

 

При этом "единоразовая денежная помощь, предусмотренная этим пунктом, не выплачивается военнослужащим, которые по состоянию на 16 марта 2014 года проходили службу на территории Автономной Республики Крым и города Севастополь и в установленном порядке не продлили ее прохождение за пределами временно оккупированной территории Украины".

 

Кроме этого закон предоставляет права на предоставление вне очереди мест в детских учреждениях детям резервистов во время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве; определяет социальные гарантии и права членов семей погибших или умерших военнослужащих, а также военнослужащих, которые пропали без вести во время прохождения военной службы; и относит военнослужащих к категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Читайте также: Довоевались: Как недокомплект и коррупция уничтожают украинскую армию.

То есть, по сути, внесенный правительством законопроект является неким "кнутом и пряником" одновременно. С одной стороны, предложенные изменения в действующее законодательство предусматривают солидную денежную надбавку тем, кто верой и правдой отслужит на контракте более 10 лет, а с другой стороны – у военного командования появится больше оснований для расторжения контракта с военнослужащими в одностороннем порядке.

Еще один важный момент этого законопроекта заключается в том, что он поощряет граждан не уклоняться от срочной службы, а также от прохождения резервистами и военнообязанными разного рода сборов. Сами же сборы, как и срочная служба, по сути зафиксированы в законе подготовительным этапом к заключению контракта.

 

В целом закон выглядит довольно полезным. На бумаге. Но как он будет внедряться в жизнь (если будет принят, конечно же) – тот еще ребус. В частности, интересует вопрос: не будут ли командиры злоупотреблять предоставленными им полномочиями и целенаправленно не искать причин для принудительного расторжения контрактов на 9-м году службы?

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"