Ликвидация или реформа: Что Зеленский будет делать с "Укроборонпромом"

Команда нового президента Владимира Зеленского продолжает делать противоречивые заявления, тогда как сам президент хранит молчание
 

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Ликвидация или реформа: Что Зеленский бу…

Вчера советник новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского, бывший министр экономики Украины Айварас Абромавичус выступил против ликвидации государственного концерна "Укроборонпром", предложенной депутатами Верховной Рады.

 

"Надо остановить дискуссии о ликвидации "Укроборонпрома", – заявил Абромавичус, отметив, что выражает свою позицию, а не мнение Зеленского.

 

В частности, экс-министр считает, что ликвидировать "Укроборонпром" не нужно, а необходимо провести аудит и сменить весь менеджмент.

 

И если с аудитом все более чем понятно (еще 15 мая Кабинет Министров обязал "Укроборонпром" в десятидневный срок начать финансовый аудит госконцерна), то со вторым пунктом могут быть варианты.

 

Как известно, в конце апреля в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, которым предлагается ликвидировать государственный концерн "Укроборонпром" и подчинить предприятия, являющиеся участниками концерна, центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную военно-промышленную политику.

 

В частности, парламентарии считают, что действующее законодательное регулирование отношений в сфере управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе имеет ряд недостатков. А именно: в условиях проведения операции Объединенных сил и ведения вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации угрозу национальной безопасности и обороноспособности может составлять проведение приватизации целостных имущественных комплексов государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые обеспечивают изготовление и ремонт оружия, военной и специальной техники, находящихся на вооружении Вооруженных сил Украины.

 

Также депутаты подвергают сомнению состояние соблюдения законности во время проведения процедур закупок для нужд обороны, ведь подавляющее большинство государственных контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О государственном оборонном заказе", подписываются без соблюдения конкурентных процедур, потому что составляют государственную тайну.

 

Читайте также: Свободный экспорт и приватизация: Какие реформы ждут "Укроборонпром".

 

То есть и авторы данного законопроекта (Сергей Пашинский, Иван Винник, Татьяна Черновол, Вадим Кривенко, Андрей Левус, Андрей Тетерук и Юрий Береза), и представители "зеленой команды" (Айварас Абромавичус) признают невозможность существования "Укроборонпрома" в том виде, в котором он существует сейчас. Только нардепы из бывшей правящей коалиции видят более радикальное решение проблемы, тогда как новая власть считает, что достаточно будет изменить исполнителей, не трогая при этом организационную структуру.

 

Здесь стоит напомнить, что реформирование "Укроборонпрома" уже идет. Как мы неоднократно отмечали, в последние годы госконцерн приобрел нехорошую репутацию как в Украине, так и за рубежом. Под давлением зарубежных партнеров государство хоть и со скрипом, но принялась реформировать оборонную отрасль, избавляясь от почти неконтролируемого монополиста, которого всю дорогу преследуют коррупционные скандалы.

 

Все это привело к тому, что в начале января 2018 года был сформирован новый, сравнительно независимый наблюдательный совет "Укроборонпрома", председателем которого 23 января того же года был избран ректор Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт им. И. Сикорского" Михаил Згуровский.

 

Читайте также: Миллионер и ректор КПИ : Кто такой Згуровский, который будет "присматривать" за "Укроборонпромом".

 

Изменения этим не ограничились – 21 февраля тогдашний президент Украины Петр Порошенко назначил Павла Букина новым председателем госконцерна "Укроборонпром".

 

Дальше – больше. 17 января 2019 года Верховная Рада Украины приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления закупки продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту".

 

Данным законом предоставляется возможность государственным заказчикам государственного оборонного заказа непосредственно осуществлять закупку продукции, работ и услуг оборонного назначения по импорту. Цель проста – оптимизировать и ускорить процесс закупок по импорту в случае такой необходимости, а также сэкономить средства за счет отсутствия платы за посреднические услуги.

 

Проще говоря, теперь минобороны сможет закупать импортную оборонную продукцию напрямую, без посредников, главным из которых был именно "Укроборонпром". Более того – до принятия этого закона украинская государственная компания "Укрспецэкспорт", которая входит в состав государственного концерна "Укроборонпром", имела монопольное право осуществлять экспорт и импорт продукции, услуг военного и двойного назначения.

 

Читайте также: Минус "Укроборонпрома": Что Минобороны сможет напрямую покупать в США.

 

Но это касается только импорта. Что касается либерализации экспорта, то этот вопрос еще нужно будет решить уже новой власти, ведь по состоянию на сегодня в Украине Министерство обороны и Генеральный штаб имеют право наложить вето на любое экспортное соглашение на рынке вооружений, даже если экспортируемый товар производится частной украинской компанией.

 

По оценкам международных экспертов, в 2018 году это тормозило ряд подписанных экспортных контрактов, нанеся не менее 40 млн долларов убытков в отмененных или отложенных соглашениях. И это то, что международные партнеры будут требовать отменить уже в ближайшее время.

 

Кстати, как показал предварительный аудит концерна, результаты которого были обнародованы в мае 2018 года, 85% денежных поступлений "Укроборонпрома" обеспечиваются за счет выполнения предприятиями концерна экспортных контрактов, и только 15% приходятся на госзаказ. И это при том, что страна находится в состоянии войны.

 

Как бы там не было, а многое будет зависеть от результатов нового аудита. Эксперты считают, что именно аудит имеет решающее значение для того, чтобы узнать, как реструктуризировать "Укроборонпром", который состоит из более чем 130 отдельных юридических лиц и 80 тысяч сотрудников.

 

Действительно, наиболее болезненным вопросом для "Укроборонпрома" является оптимизация и рационализация государственных оборонных предприятий Украины, которых в свое время скопом загнали в госконцерн. Ведь сегодня в оборонном секторе уже 42 государственных предприятия не работают, накапливая при этом долги.

 

И если "Укроборонпром" все же будет ликвидирован, а его предприятия подчинены центральному органу исполнительной власти, то все долги концерна лягут бременем на государственный бюджет. Если же "зеленой команде" удастся за счет кадровой политики и более эффективного менеджмента поставить госконцерн на ноги, то он сможет погасить существующие долги из собственных доходов.

 

Собственно, само по себе существование государственного монополиста в оборонном секторе не является чем-то плохим – Франция, которая имеет одну из мощнейших армий и одну из самых устойчивых экономик мира, давно идет именно таким путем, при этом полностью обеспечивая себя всеми видами оружия и техники – от патронов до атомных подводных лодок.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme