Советское наследие и современные разработки: Что за бронированные тягачи стоят на вооружении в ВСУ

Бронированные тягачи и транспортеры спасают из-под вражеского огня подбитые танки и доставляют их с поля боя в безопасное место для последующего ремонта и оказания помощи экипажу

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Советское наследие и современные разрабо…
Фото: Укроборонпром

На днях для Вооруженных сил Украины восстановили и модернизировали более десяти бронированных гусеничных тягачей БТС-4, заказанных Министерством обороны еще в июне. Это очень важная часть бронетанковых войск, потому что именно бронированные тягачи осуществляют буксировку поврежденной бронетехники с поля боя, часто прямо из-под обстрелов.

Depo.ua разбирался, какие тягачи стоят на вооружении Вооруженных сил Украины и как развивается это направление.

БТС-4

БТС-4 – советский бронированный тягач, разработанный на базе среднего танка Т-44М. Он предназначен для эвакуации аварийных танков из зоны действия огня противника.

Внутри корпуса установлена лебедка с выводом 200-метрового троса на корму. Для самозакрепления у кормы корпуса тягача крепится откидной сошник, который опускается и поднимается с помощью троса лебедки. Над крышей силового отделения расположена платформа с откидными бортами. Для буксировки неуправляемых танков служит специальное подрессоренное устройство.

Впереди платформы слева монтировалась разборная стрела крана с ручным приводом грузоподъемностью 3 т. Над последним люком устанавливается труба-лаз системы ОПВТ – для преодоления водных помех вброд.

На базовой версии тягача установлен двигатель В-54-Е. Емкость топливных баков - 990 л. Силовая передача взята у танка Т-44М и имеет отбор мощности для привода лебедки.

Из оружия в комплект снабжения входил ручной пулемет Калашникова (РПК), боекомплект которого составлял 1000 патронов. Также в качестве личного оружия экипажа использовались два автомата Калашникова.

БТС-4 советская версия

Тягач был разработан еще в далеком 1965 году, а на вооружении Советской армии находился с 11 ноября 1967 года.

В результате модернизации на БТС-4 установили ведущие колеса и унифицированные гусеничные ленты танка Т-80. Такими же лентами были оборудованы танки Т-72, Т-55/54 и все виды специальной и инженерной военной техники на базе этих машин.

Также тягач оснастили крановой установкой с гидравлическим приводом грузоподъемностью до 12 т, электросварочным оборудованием, тяговой и дополнительной лебедками. Поэтому он может выполнять полный список работ по текущему и среднему ремонту бронетехники в полевых условиях.

Еще тягач получил современное бульдозерное оборудование для расчистки дорог и оборудования позиций.

БТС-4 – украинская модернизация

МТ-ЛБ

Этот легкобронированный многоцелевой тягач используется для транспортировки людей и грузов, а также в роли артиллерийского тягача.

Он был принят на вооружение в 1964 году и выпускался на Харьковском тракторном заводе. Поэтому после распада СССР производственная база, а также более 2 тысяч готовых машин МТ-ЛБ остались на территории Украины. В годы независимости производились как тягачи для внутренних нужд, так и полноценные БМП на экспорт, в частности, в Мьянму.

Читайте также: Украина вооружает мир: Что за БМП и танки мы помогаем производить Мьянме.

Хотя стоит отметить, что МТ-ЛБ и БМП – это совершенно разный класс военной техники. В отличие от БМП, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задача создать боевую машину для поддержки пехоты. Он проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, также как санитарная машина. Фактически это легкобронированный гусеничный аналог обычного армейского грузовика.

В рамках модернизации конструкторское бюро ХТЗ сосредоточилось на трех основных направлениях: подвижности, огневой мощи, защищенности. В частности, удалось увеличить запас хода по грунтовой дороге до 800 км, максимальную скорость по шоссе поднять до 70 км/ч, а на плаву – до 7 км/ч.

Помогли в этом новый мощный двигатель ЯМЗ-238Б (310 л. с.) и усовершенствованная трансмиссия с гидрообъемной передачей в механизме поворота. Также увеличились энергоемкость подвески и клиренса – до 500 мм. Кроме того, был установлен дополнительный поддерживающий ролик на гусеницах, а также дисковые тормоза.

В вооружении вместо 7,62-мм пулемета ПКТ на модернизированном варианте устанавливается универсальный стабилизированный боевой модуль, созданный ХКБМ им. Морозова. В состав модуля входят 30-мм автоматическая пушка, спаренный 7,62-мм пулемет, пусковая установка ПТУР, автоматический гранатомет. Углы наведения по вертикали составляют от –10 до +60, по горизонту – 360. Все это вооружение имеет современную систему управления огнем.

В новом МТ-ЛБ усилили противоминную стойкость баллистической защиты корпуса в местах размещения экипажа. В частности, под водителем устанавливается двойное днище. Машина оборудована также антикумулятивной защитой – бортовые экраны существенно повышают защищенность экипажа и десанта.

В июле 2021 года Минобороны Украины заказало капитальный ремонт 20 гусеничных тягачей на платформе МТ-ЛБ – МТ-ЛБ-АТ и МТ-ЛБу.

МТ-ЛБу

БРЭМ-84 "Атлет"

Это бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе основного боевого танка Т-84У "Оплот".

Она готовит к эвакуации и буксировке поврежденные образцы бронетанкового вооружения и техники, производит сварочные и землеройные работы, перевозит запасные части и расходные материалы массой до 1,5 тонн.

То есть это машина, предназначенная для технического обеспечения танковых подразделений.

"Атлет" оборудован крановой установкой с грузоподъемностью до 25 т, позволяющей в полевых условиях производить замену основных узлов и агрегатов танка, включая башню и двигатель.

Он оснащен сварочным аппаратом и другим оборудованием для восстановления боеспособности бронетехники в полевых условиях.

Для эвакуации боевых машин "Атлет" оборудован лебедкой с максимальной силой до 250 кН, которой достаточно для извлечения основных боевых танков. А специальное оборудование позволяет производить буксировку техники на скорости до 25 км/ч.

Поскольку БРЭМ-84 "Атлет" предназначен для выполнения задач непосредственно на поле боя, то конструкторы позаботились и о вооружении. Она оснащена 12,7-мм танковым пулеметом (в базовом варианте – советский НСВТ, установленный в зенитно-пулеметную установку открытого типа с боекомплектом 450 патронов, хотя не исключено использование современных боевых модулей "Сармат", "Стилет" или "Тайпан" - точной информации об этом пока не поступало). Также на машину установлены восемь пусковых установок для отстрела дымовых гранат.

Экипаж БРЭМ состоит из трех человек: механика-водителя, командира и слесаря-специалиста. Ходовая часть БРЭМ "Атлет" полностью идентична танку Т-84У "Оплот". Гусеничный стартер имеет семь прорезиненных опорных катков, три прорезиненных поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колеса по каждому борту. 1000-сильный двигатель позволяет "Атлету" при собственной массе в 46 т развивать скорость до 70 км/ч.

БРЭМ-84 "Атлет" – это совершенно новая разработка, серийное производство которой должно было начаться в 2018 году, однако не началось по той же причине, что и производство родственных ему танков БМ "Оплот" – необходимость импортозамещения российских комплектующих.

Читайте также: Что такое БРЭМ-84 "Атлет", который спасает украинские танки на поле боя.

В целом потребность украинской армии в модернизации бронированных тягачей постоянно растет. Но модернизация советской бронетехники, у которой до наших дней не устарел разве что бронированный корпус, является временным решением – пока не будет налажено массовое серийное производство современных образцов.

Ну а пока тот же БРЭМ-84 "Атлет" находится во подвешенном состоянии, приходится снова и снова совершенствовать советские тягачи БТС-4 и МТ-ЛБ, выжимая из них последние соки. Но вечно так продолжаться не может.

Читайте также: Как Украина строит свою армию: Тяжелая бронетехника.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme