Оборонные "висяки": Какие законы нужно принять ради госбезопасности

Вступил в силу закон о призыве резервистов без объявления мобилизации, однако для обеспечения государственной безопасности этого мало

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Оборонные "висяки": Какие законы нужно п…
Фото: ВРУ

Сегодня вступает в силу подписанный накануне президентом Владимиром Зеленским закон об усовершенствовании отдельных вопросов выполнения воинской обязанности и ведения воинского учета. Среди прочего, этот закон позволяет президенту призывать резервистов на военную службу в любое время без объявления мобилизации, а также вводит новые штрафы для уклонистов.

Читайте также: Закон об усиленном воинском учете. Для чего Зеленскому срочная служба резервистов

Многим это может не нравиться, но в период затяжной войны с мощным врагом такая опция выглядит оправданной.

Вместе с тем, это далеко не единственный закон, который требует принятия ради укрепления государственной безопасности. Многие жизненно необходимые законы до сих пор не приняты, и, пока на востоке начинается очередное затишье (23 апреля Россия должна начать отвод своих войск от наших границ ), Верховной Раде не мешало бы заняться исправлением этого недочета.

Наиболее резонансный и необходимый из них — проект Закона №4504 "О территориальной обороне Украины". Он был зарегистрирован в Верховной Раде еще 16 декабря 2020 года.

Инициатором его значится народный депутат от фракции "Голос" Андрей Шараскин (киборг Донецкого аэропорта с позывным Богема), а соавторами — юристы, военные и общественные деятели. Среди них можно выделить представителя Общественного Совета при Минобороны Алексея Лапина, председателя правления Движения содействия территориальной обороне Украины Андрея Гордиенко, сопредседателя Совета Волонтеров Анну Майбороду, собственно, самого Андрея Шараскина и тогдашнего заместителя секретаря СНБО, генерал-майора Сергея Кривоноса.

Этот законопроект призван урегулировать вопросы теробороны, которая де-факто давно существует и даже проводит военно-полевые сборы, а де-юре ее деятельность ничем не урегулирована.

Читайте также: Военные учения в большинстве областей: Как Украина готовится дать отпор России

Согласно этому законопроекту, членом территориальной обороны может стать каждый украинец от 16 до 60 лет. Организовывать ТРО будут кадровые военные, личный состав будут готовить в течение года в выходные. В то же время, подготовка должна быть специфичной для разных регионов.

Также законопроект предусматривает, что оружие военнослужащих территориальной обороны должно храниться у них дома, а не в военкоматах — по примеру ведущих стран мира.

Говорят, что именно из-за этого вопроса Банковая еще не дала отмашку голосовать данный законопроект и даже, по словам советника председателя советника Офиса президента Алексея Арестовича, поставила перед СНБО задачу разработать альтернативный. Однако в СНБО пока заняты санкциями и контрабандистами (что тоже надо), поэтому ни нового законопроекта пока нет, ни существующий не двигается. А враг, между тем, уже буквально у ворот.

Читайте также: Закон о теробороне. Почему у Зеленского затягивают его принятие

В Верховной Раде застряли и несколько других интересных законопроектов, направленных на укрепление обороноспособности государства.

Так, 6 апреля 2021 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №5337 "О внесении изменений в Закон Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации". Авторами являются группа народных депутатов от "Слуги народа".

Этот закон должен предоставить военным комиссариатам прямой доступ к актуальной информации о транспортных средствах, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, которые могут быть использованы для доукомплектования Вооруженных сил Украины и других военных формирований в особый период.

Проще говоря, военкоматы смогут сами видеть и определять — на каких предприятиях транспортные средства они могут "экспроприировать" для нужд армии в особый период.

Как и в случае с призывом резервистов без объявления мобилизации, здесь значительно упрощается процесс экстренной комплектации войска. В то же время, этим законом закладывается база для злоупотреблений, ведь особый период в Украине непрерывно действует начиная с 2014 года, следовательно, "экспроприировать" любое служебное транспортное средство можно будет в любой момент.

Сейчас этот закон находится на этапе ознакомления депутатов, и до вынесения его в сессионный зал на голосование дело еще не дошло.

В марте 2021 года в Верховную Раду были поданы сразу два похожих законопроекта: №5219 "О критической инфраструктуре" авторства группы депутатов от "Слуги народа" и №5219-1 "О критической инфраструктуре и ее защите", разработанный Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.

Оба законопроекта нацелены на создание условий для формирования и эффективной реализации государственной политики в сфере защиты критической инфраструктуры, так как на сегодня этот вопрос в Украине не урегулирован.

Для понимания, объекты критической инфраструктуры — это предприятия и учреждения (независимо от формы собственности) таких отраслей как энергетика, химическая промышленность, транспорт, банки и финансы, информационные технологии и телекоммуникации (электронные коммуникации), продовольствие, здравоохранение, коммунальное хозяйство. Они являются стратегически важными для функционирования экономики и безопасности государства, общества и населения, ведь выведение из строя или разрушение этих объектов негативно повлияет на национальную безопасность и оборону, природную среду, а также может привести к серьезным материальным и финансовым убыткам и человеческим жертвам.

Учитывая то, что наше государство в любой момент может стать объектом вооруженной агрессии, в том числе путем деятельности диверсионных и/или террористических групп, вопрос защиты объектов критической инфраструктуры должен быть урегулирован. Собственно, российские террористы из "Л-ДНР" не раз угрожали взорвать украинские атомные электростанции. Также можно вспомнить пожары на украинских складах боеприпасов, причинами которых были признаны вражеские диверсии.

Оба законопроекта пока находятся на стадии рассмотрения депутатами. Подробнее их можно будет разобрать, когда дойдет дело хотя бы до включения в повестку дня сессии Верховной Рады.

Еще раньше, а именно — 4 сентября 2019 года, в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №2055 "О внесении изменений в Закон Украины "Об обороне Украины" по некоторым вопросам подготовки государства к обороне". Авторами его являются группа депутатов фракции "Европейская Солидарность", среди которых генерал-лейтенант ВСУ Михаил Забродский и военный волонтер Яна Зинкевич.

Целью законопроекта является урегулирование вопроса осуществления специальной разведки в Украине, которую, согласно закону "О Вооруженных силах Украины", должны осуществлять Силы специальных операций (ССО) Вооруженных сил Украины, но только в особый период или во время военного положения.

Авторы законопроекта настаивают, что ведение специальной разведки должно охватывать не только особый период или период военного положения, но и период подготовки государства к обороне, включающий в себя угрожающий период.

Также законодатели хотят ликвидировать пробел в законодательстве, согласно которому подразделения, которые, согласно законодательству, осуществляют специальную разведку, пока не имеют статуса самостоятельного разведывательного органа. А поскольку задача по ведению специальной разведки на них возложена законодательством, то их выделение специальным пунктом мероприятий по подготовке государства к обороне является насущной необходимостью.

И действительно, получения разведывательной информации, в том числе через ведение специальной разведки, является сверхважным условием готовности государства как к обороне от внешней агрессии, так и для планирования (в случае необходимости) операции по освобождению временно-оккупированных территорий Украины. Ведь именно разведывательная информация является залогом принятия своевременных решений всеми органами государственной власти.

Однако, поскольку этот законопроект подали депутаты от оппозиционной партии пятого президента Украины Петра Порошенко, шансов быть принятым у него немного. Собственно, на это намекает и период нахождения закона в Раде — за полтора года его так и не вынесли в сессионный зал для голосования.

Кроме этого, важный новый законопроект о контрактной службе, разработанный и поданный в Верховную Раду еще правительством Алексея Гончарука, из парламента вообще был отозван новым правительством в первый же день премьерства Дениса Шмыгаля.

Речь идет о проекте Закона №3044 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поощрения граждан Украины к прохождению военной службы по контракту, улучшении социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей".

В целом этот законопроект выглядел имеющим право на жизнь. С одной стороны, он предусматривал солидную денежную надбавку тем, кто верой и правдой отслужит на контракте более 10 лет, а с другой — давал военному командованию больше оснований для расторжения контракта с военнослужащими в одностороннем порядке.

Еще один важный момент этого законопроекта заключался в том, что он поощрял граждан не уклоняться от срочной службы, а также от прохождения резервистами и военнообязанными разного рода сборов. Сами же сборы, как и срочная служба, по сути были зафиксированы в законопроекте подготовительным этапом к заключению контракта.

Читайте также: Новый закон о контрактной службе: Как украинцев планируют привлекать в армию

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme