Новые истребители: Как Украину защитят канадские CF-18 Hornet

В рамках защиты от потенциальной вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации Канада хочет перебросить в Украину эскадрилью своих реактивных истребителей CF-18

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новые истребители: Как Украину защитят к…
Фото: ЕРА

Канадская газета The Globe and Mail со ссылкой на два источника в правительстве сообщает, что новоназначенный министр национальной обороны Канады Анита Ананд на фоне роста вероятности новой российской угрозы рассматривает возможность усиления канадской военной миссии в Украине.

В частности, по данным издания, решается вопрос о направлении в Украину нескольких сотен канадских военнослужащих, направлении боевого корабля ВМС Канады в Черное море, а также перебрасывании из Румынии в Украину канадских истребителей CF-18.

При этом иностранные военные самолеты на боевом дежурстве в Украине – новая практика. В данном случае речь идет о четырех (по другим данным – шести) канадских истребителях CF-18, задействованных сейчас для миссии "воздушной полиции" НАТО.

CF-18 Hornet

Что за самолеты

CF-18 Hornet (полное название – McDonnell Douglas CF-18 Hornet) – это многоцелевой истребитель Королевских военно-воздушных сил Канады, разработанный на базе американского истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet.

Любопытно, что Канада является единственным оператором этих самолетов. Более того, они в 1980-х годах были разработаны специально для нее в рамках программы модернизации боевой авиации страны New Fighter Aircraft.

В целях избрания наиболее оптимального варианта правительством Канады был проведен конкурс, победителем которого стал истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet производства McDonnell Douglas (США). Он был выбран из-за наличия двух двигателей, эффективного радара и относительно доступной цены (по сравнению с аналогами). Также выбору F/A-18 поспособствовал тот факт, что у самолета был большой пакет заказов от американских ВМС, а американцы что попало себе на вооружение не ставят.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему нам выгоден американский F/A-18E/F Super Hornet

После незначительных доработок F/A-18 был принят на вооружение канадских ВВС под названием CF-188. Но подобное название употребляется только в официальных военных документах, обычно используют заводское обозначение – CF-18 Hornet, или еще проще – CF-18. Всего Канада приобрела 138 таких самолетов: 98 одноместных CF-18А и 40 двухместных CF-18В.

Хотя CF-18 почти идентичен базовой версии F/A-18, но все же имеет некоторые отличия, обусловленные требованиями канадских военно-воздушных сил. Наиболее видимое отличие – ночное опознавательное освещение – на пушечный люк с левого борта установлен прожектор с силой света 0,6 Mcd. Также на нижней части фюзеляжа нанесено изображение кабины. Считается, что такое изображение во время ближнего воздушного боя может на время ввести в заблуждение пилота вражеского истребителя.

CF-18 Hornet

F/A-18 создавался в качестве палубного самолета (для использования с авианосцев), однако в наземных версиях приспособления для эксплуатации с авианосцев отсутствуют. Но для CF-18 сделали исключение: он имеет посадочный тормозной крюк, усиленное шасси и складные крылья. Это обусловлено тем, что канадским истребителям приходится работать с небольших аэродромов, расположенных в полярных районах, где взлетно-посадочная полоса часто покрыта льдом.

То есть CF-18 является универсальным самолетом, который может взлетать и приземляться как на стандартные аэродромы, так и на палубы авианосцев или аэродромы с короткой взлетно-посадочной полосой.

CF-18 Hornet

Важный момент: самолеты CF-18 имеют опыт неоднократного участия в боевых операциях (война в Персидском заливе, бомбардировка Югославии и международная военная операция в Ливии) и не понесли ни одной боевой потери.

Где они могут разместиться

Сегодня в Украине есть семь действующих военных авиабаз, обслуживающих самолеты такого типа (реактивную боевую авиацию).

  • Васильков (Киевская область) – базируется 40-я бригада тактической авиации (самолеты МиГ-29 и L-39).
  • Ивано-Франковск – 114-я бригада тактической авиации (МиГ-29).
  • Кульбакино (Николаевская область) – 299-я бригада тактической авиации и Николаевский центр подготовки ВВС Украины (Су-25, L-39, Су-24).
  • Луцк – 204-я бригада тактической авиации (МиГ-29, L-39).
  • Миргород (Полтавская область) – 831-я бригада тактической авиации (Су-27).
  • Озерное (Житомирская область) – 39-я бригада тактической авиации (Миг-29, Су-27).
  • Староконстантинов (Хмельницкая область) – 7-я бригада тактической авиации (Су-24М, Су-24МР).

Каждая из этих авиабаз способна принять у себя канадские реактивные истребители. И на каждой из них такое размещение может быть оправдано (кроме, разве что, Ивано-Франковска, который находится в стороне от амфитеатра возможных боевых действий).

К тому же, в сентябре 2021 года канадские истребители CF-18 были привлечены к многонациональным учениям "Rapid Trident-2021", проходившим в Украине.

Выгодно ли это Украине

В любом случае – выгодно. Ведь если ситуация дойдет до обострения и начнется полномасштабная война с привлечением авиации, то сбитый россиянами украинский самолет и сбитый россиянами канадский самолет – это две кардинально разные ситуации с разной реакцией мирового сообщества. Понимают это и в Кремле, поэтому даже присутствие канадской боевой авиации на украинской стороне служит для России сдерживающим фактором. Проще говоря, Путин дважды подумает, прежде чем решиться на такой шаг.

Если же решится, то присутствие в украинских рядах таких военных самолетов будет очень сильным, принимая во внимание далеко не лучшее состояние украинской боевой авиации.

CF-18 Hornet

Кроме непосредственно военного фактора есть еще один, не менее, а то и более важный. Речь идет о потенциальной возможности оставить эти самолеты в Украине навсегда – либо выкупив их у Канады, либо даже получив в виде безвозвратной военной помощи. Дело в том, что Канада объявила курс на перевооружение своих ВВС, предполагающий закупку новых реактивных многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-35 с последующим списанием имеющихся у нее истребителей CF-18.

На самом деле подобная военная помощь не является чем-то новым. Буквально на днях в Одессу зашли патрульные катера типа "Айленд", переданные Украине Соединенными Штатами Америки на безвозмездной основе при условии покрытия расходов нашим государством на их транспортировку из США в Украину. Мы получили от американцев уже четыре таких катера и должны получить еще как минимум один.

Как и в случае с флотом, украинская авиация также нуждается в обновлении. Но, в отличие от той же Канады, мы не можем себе позволить приобрести эскадрилью новых современных F-35. Плюс переход на новые боевые самолеты – процесс весьма длительный, а воевать нам, вполне возможно, придется уже "здесь и сейчас".

К тому же, как уже выяснилось, истребители CF-18 являются модернизированной версией истребителей F/A-18, а Украина сейчас находится в шаге от начала сотрудничества с американцами по переоснащению своих ВВС истребителями F-16 (для начала). То есть, в отличие от потенциальной закупки "на сегодня" бывших в употреблении экс-советских МиГ-ов и Су-шек, появление на вооружении CF-18 будет вкладываться в концепцию перехода нашей боевой авиации на американский авиационный стандарт и будет шагом вперед. А это и одинаковая системная подготовка пилотов и обслуживающего персонажа, и техническое обслуживание самолетов, и много других мелких преимуществ.

Читайте также: Новый истребитель для Украины: Почему в ВСУ не могут определиться между американским F-16 и шведским JAS-39

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme