"Москитный флот": Какая "измена" кроется за долгостроем катера "Лань"

ВМС ВСУ все никак не дождутся получения на вооружение самого мощного из отечественных бронекатеров – "Лань"

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
"Москитный флот": Какая "измена" кроется…

Фото – Украинский милитарный портал

Как известно, ситуация, сложившаяся с украинским флотом после аннексии Россией Крыма в 2014 году, заставила руководство Украины пересмотреть стратегию развития Военно-морских сил, а по сути, приступить к разработке новой. И новая стратегия развития была разработана – в 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого "москитного флота" по примеру Швеции.

По словам тогдашнего командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020 года ядро национального флота должно быть создано за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море. Это должны быть, в частности, новые корветы проекта 58250 "Владимир Великий", ракетные катера проекта "Лань", малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155 "Гюрза-М" и десантно-штурмовые катера проекта 58503 "Кентавр-ЛК".

Но если с "Гюрзой" и "Кентавром" ситуация более-менее понятна (первых уже изготовили шесть единиц, плюс еще две единицы в работе; вторых уже спустили на воду две единицы и еще столько же находятся в работе), то с "Ланью" ситуация и сложная, и непонятная одновременно.

Читайте также: "Москитный флот": Каким будет новый украинский ракетный катер "Лань".

Сначала, согласно утвержденной в 2015 году перспективной структуры, до 2020 года планировалось ввести в состав ВМС три ракетных катера типа "Лань" – по одному в 2018, 2019 и 2020 годах.

Впоследствии, в 2016 году, было объявлено, что "Лань" будет строиться на киевском судостроительном предприятии "Кузница на Рыбальском" и, если будут позволять мощности, то еще и на "Николаевском судостроительном заводе", бывшем предприятии "Завод им. 61 коммунара", которое входит в состав госконцерна "Укроборонпром" (не путать с Николаевским судостроительным заводом "Океан", который связывают с экс-регионалом Вадимом Новинским).

Однако потом "все пошло как-то не так", и уже в декабре 2017 года командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко во время Международной конференции по морской безопасности в Киеве сообщил, что первый серийный ракетный катер проекта 58260 (шифр "Лань") отечественные Военно-морские силы ожидают в 2019 году.

До недавнего времени причиной задержки в неофициальных разговорах называлась неготовность противокорабельного ракетного комплекса "Нептун", который, несмотря на многочисленные успешные испытания, никак не могут принять на вооружение. Собственно, ракетный катер "Лань" и разрабатывался именно как наводная скоростная маневренная платформа для крылатых ракет "Нептун".

Читайте также: Крылатый "Нептун": Чем Украина будет топить российские корабли в Азовском море.

Однако несколько дней назад во время программы "Линия обороны" заместитель генерального директора, главный конструктор "Кузницы на Рыбальском" Сергей Белозубенко шокировал информацией, что контракт на строительство ракетного катера типа "Лань" между Министерством обороны и предприятием "Кузница на Рыбальском" все еще не подписан.

"К сожалению, на сегодня контракт на строительство "Лани" еще не подписан. Когда он будет подписан – это вопрос к Министерству обороны", – рассказал Сергей Белозубенко, если быть совсем точными.

Но больше всего шокировало даже не это, а прогноз продолжительности строительства "Лани", озвученный господином Белозубенко, – 24 месяца. При этом он отметил, что можно было бы и быстрее сделать, но есть оборудование, которое будет применяться на этом катере, срок поставки которого составляет 18 месяцев.

То есть, если даже в ближайшее время соответствующий контракт все-таки будет подписан, то первый ракетный катер "Лань" будет спущен на воду не ранее конца 2020 года! А по плану к этому времени, напомним, таких катеров уже должно быть три.

Конечно, не исключен вариант, по которому все три катера будут изготавливаться одновременно. Особенно при условии подключения к работе уже упомянутого Николаевского судостроительного завода. Однако по состоянию на сегодня это выглядит маловероятно, учитывая бардак, который там творится.

Читайте также: Николаевский судостроительный: Почему "Укроборонпром" решил шантажировать правительство.

А тем временем украинский флот вынужден обходиться как без ракетных катеров, так и без самих ракет "Нептун", которые до сих пор не переданы на вооружение. Как ему это удается, можно видеть хотя бы из событий в Керченском проливе 25 ноября этого года.

Таким образом, информация о том, что еще два года Украина вынуждена будет обходиться без серьезного оружия на море, откровенно огорчает.

Единственным лучом надежды в этой тьме выглядят американские корабли "Айленд", которые в количестве двух единиц должны прибыть в Одессу в 2019 году. Да и то при условии, что украинские инженеры придумают, как "прикрутить" на борт "Айленда" ракетную установку типа "Нептун". Здесь стоит отметить, что габариты корабля и эксплуатационные характеристики ракеты теоретически позволяют такой симбиоз.

Читайте также: "Москитный флот": Что за "Айленды" Украина получила от США.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme