"Москитный флот": Стоит ли делать ставку на бронекатера "Гюрза-М"

По состоянию на сегодня основу так называемого "москитного флота" ВМС Украины составляют современные малые бронированные артиллерийские катера "Гюрза-М" отечественного производства

"Москитный флот": Стоит ли делать ставку…

Флот всегда был болезненной темой для независимой Украины. Если до 2014 года армия финансировалась по остаточному принципу, то флот финансировался по остаточному принципу в армии. Это привело к тому, что на момент начала "крымского кризиса" 2014 года ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море.

В соответствии с Белой книгой 2013 года, ВМС ВСУ до начала войны насчитывали 22 боевых корабля и катера, кроме вспомогательных судов, количество которых в этом издании не указывалось. И даже эта куча "металлолома" с первых дней противостояния оказалась заблокированной на базах в Крыму и впоследствии почти полностью была экспроприирована Россией.

Летом 2015 года первый заместитель начальника штаба командования ВМС Украины контр-адмирал Дмитрий Таран сообщил, что в Крыму Украина потеряла 75% своего Военно-морского флота, сохранив лишь 40 кораблей и судов, половина из которых морально устарели и требуют ремонта.

Все это заставило украинскую власть прибегнуть к разработке новой стратегии развития Военно-морских сил. В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого "москитного флота" из скоростных катеров, как первого этапа восстановления украинских Военно-морских сил – по примеру Швеции.

По словам тогдашнего командующего ВМС Украины вице-адмирала Сергея Гайдука, до 2020-го года ядро национального флота должно быть создано за счет строительства около 30 новых кораблей, вспомогательных судов и катеров, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море.

Тогда же было объявлено, что основу ВМС Украины должны составлять новые корветы проекта 58250, ракетные катера проекта "Лань", десантно-штурмовые катера проекта 58503 "Кентавр-ЛК" и малые бронированные артиллерийские катера проекта 58155 "Гюрза-М". О последних и поговорим, тем более, что в эти дни проходят государственные испытания очередной модели.

Читайте также: "Москитный флот": Что за штурмовые бронекатера "Кентавр" будут защищать Украину.

Читайте также: "Москитный флот": Каким будет новый украинский ракетный катер "Лань".

Читайте также: "Не москитный флот": Как Украина собирается реанимировать проект "Корвет".

История проекта

Малый бронированный артиллерийский катер (МБАК) проекта 58155 (шифр "Гюрза-М") был спроектирован николаевским "Опытно-проектным центром кораблестроения" на основе речных бронированных катеров проекта 58150 (шифр "Гюрза"). Однако, в отличие от предшественника, "Гюрза-М" имеет несколько большие размеры, более мощную силовую установку и более совершенное вооружение.

Строительство катеров "Гюрза-М" осуществляется согласно контракту, заключенному между Министерством обороны Украины и ПАО "Завод "Кузница на Рыбальском".

Новые катера начали поступать на вооружение ВМС Украины в конце 2015 года, став одной из первых составляющих так называемого "москитного флота". Всего по состоянию на сегодня спущено на воду семь бронекатеров этого типа ("Аккерман", "Бердянск", "Никополь", "Кременчуг", "Лубны", "Вышгород" и "Костополь"), плюс еще два находятся в стадии производства.

В 2017 году заговорили об использовании этих катеров в Азовском море, и с сентября 2018 года первые два катера ("Кременчуг" и "Лубны") были передислоцированы на Азовскую военно-морскую базу в Бердянске Запорожской области. При этом передислокация происходила наземным транспортом до пункта назначения, где они были спущены на воду и заступили на боевое дежурство.

Вместе с тем, 25 ноября 2018 года Украина осуществила попытку переправить в Бердянск еще два бронекатера "Гюрза-М" (Бердянск" и "Никополь"), но морем через Керченский пролив. Однако эти катера, вместе с буксиром "Яны Капу", который их сопровождал, были атакованы и захвачены российскими войсками, и лишь 18 ноября 2019 года возвращены Украине в Черном море.

Читайте также: Бойня в Керченском проливе: Почему Россия напала на украинские военные корабли.

Конструкционные особенности

"Гюрза-М" – это полностью бронированный катер – от корпуса до окон. Особенности формы корпуса и наклон бортов делают катера малозаметными на радарах, а покраска – в оптическом диапазоне.

При водотонажности в 54 тонны "Гюрза-М" имеет длину 23,0 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1,0 метра. Два дизельных двигателя производства фирмы Caterpillar позволяют ей развивать скорость 25 узлов и осуществлять заплывы на 900 миль. Находясь в автономном режиме до 5 суток.

Поскольку ходовые испытания первых двух катеров этого класса показали, что они не выходят на запланированную максимальную скорость в 25 узлов, то в конструкцию следующих катеров были внесены изменения: был заменен гребной винт и осуществлен пересчет валовой линии, что позволило выйти на номинальные показатели скорости более 25 узлов.

Также была изменена компоновка машинного отделения – установлена защита валовой линии для улучшения техники безопасности во время эксплуатации, а также заменено расположение пожарного насоса в жилом отсеке.

Вооружение и защита

Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" производства ГП "Николаевский ремонтно-механический завод", которые являются морским вариантом боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники.

Каждый модуль "Катран-М" имеет 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет КБА-117 и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТРК "Барьер" с лазерной системой наведения.

При этом, улучшенная, по сравнению с вариантом для бронетехники, система стабилизации пушки в боевом модуле дает возможность вести огонь даже в случае 3-балльного шторма.

В то же время, благодаря унификации, предусмотрена возможность установки других боевых модулей в зависимости от основного назначения катера.

Кроме того, катер оборудован радиолокационной станцией (РЛС) "Дельта-М", оптико-электронной системой управления огнем артиллерии малого и среднего калибра ОЕлС "Sarmat", датчиками обнаружения лазерного излучения.

Также МБАКи планировали вооружить системой постановки пассивных помех немецкого производства, но из-за сложности в закупке такого оборудования от них отказались, и для катеров была разработана отечественная 50-мм автоматическая система постановки дымовых помех УППП-20 мультиспектральными дымовыми снарядами, которая предназначена для защиты военных и гражданских транспортных средств от неожиданных атак.

Срабатывание системы происходит после поступления сигнала от внешних датчиков на пульт управления, при этом система распознает угрозу и осуществляет выстрел мультиспектральными дымовыми снарядами в сторону движения угрозы.

Для защиты во время стоянки, в декабре 2018 года на все МБАКи были установлены гидроакустические станции (ГАС) "Cerberus" немецкого производства. Эта станция позволяет обнаруживать ныряльщика с аквалангом замкнутого цикла в радиусе 700 метров и в автоматическом режиме оповещать оператора.

При этом данная модель бронекатеров находится в состоянии постоянной модернизации и ежегодно подвергается изменениям и дооснащению новым оборудованием и вооружением.

Применение

Бронекатера "Гюрза-М" предназначены для несения боевой вахты в прибрежной морской полосе. В перечень задач входят: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки, снабжения.

Вместе с тем, некоторые военные специалисты еще в сентябре 2017 года называли перечень проблем, которые существенно ограничивают возможности катеров класса "Гюрза-М" составить основу для "москитного флота" Украины.

Прежде всего это недостаточная мореходность – из-за малого водоизмещения катер "Гюрза-М" способен выходить в море при волнах до 4 баллов и вести прицельный огонь при шторме до 3 баллов. При этом имеющееся вооружение позволяет бороться только с катерами подобного класса и на незначительном расстоянии (что и показал инцидент в Керченском проливе).

В то же время не стоит забывать, что основным назначением катеров является все же не борьба с кораблями противника в открытом море, а защита побережья от морского десанта, вероятность которого в условиях шторма чрезвычайно мала, поэтому катера способны эффективно действовать в прибрежной зоне и на мелководье за счет меньшей мореходности.

Поэтому право на существование они все же имеют. Особенно в случае, когда проект катеров "Лань", вооруженных ракетами "Нептун", подвис в воздухе.

Читайте также: "Москитный флот": Какая "измена" кроется за долгостроем катера "Лань".

gurza

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"