Дыра Николаевского судостроительного: Почему "Укроборонпром" шантажирует правительство "Украиной"

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал, что он направляет президенту Петру Порошенко представление на увольнение руководителя "Укроборонпрома"

Дыра Николаевского судостроительного: По…

Речь очевидно идет о гендиректоре госконцерна Романе Романове, который уже якобы ушел в отставку еще до подачи Гройсмана. Дело это касается задолженности по зарплате перед работниками Николаевского судостроительного завода (до недавнего времени – Государственное предприятие "Судостроительный завод имени 61 коммунара").

"Мы на одном из заседаний правительства рассматривали вопросы задолженности на судоремонтном заводе в Николаеве. Я тогда подписал поручение относительно погашения задолженности перед коллективом руководителю Укроборонпрома. Был контрольный срок - 25 декабря. Сегодня 27 число уже - задолженность не погашена. Я слышал обратную информацию, что они не могут это сделать. Но я этого не понимаю, поэтому подпишу представление на имя президента Украины, а советую руководителю Укроборонпрома сегодня уволиться самостоятельно. Больше работать с вами я не буду. Сказано, не сделано – до свидания. Ищите другую работу. Придет новый руководитель, он найдет как решить вопрос о погашении задолженности перед работающими людьми. Поэтому я сегодня поставлю этот вопрос и надеюсь, что президент быстро примет решение относительно людей которые не способны", - заявил Гройсман.

У читателя, который не очень сильно следит за ситуацией, может возникнуть мысль, мол, рядовой случай для Украины - долги на госпредприятиях. История с Николаевским судостроительным тянется уже не первый год. Завод, если то, что от него осталось можно так еще называть, с 2009-го года не построил ни одного корабля. Это при том, что с 2010-го года входит в структуру "Укроборонпрома", который не смог поднять его из руин. Скорее, наоборот, довел до долгов и ареста счетов. А главным, даже не источником - смыслом существования некогда успешного и известного предприятия - является никому ненужный ракетный крейсер "Украина".

Что за завод

Николаевский судостроительный, на котором строились броненосец "Потемкин" и крейсер "Варяг", в последние годы жил за счет немногочисленных ремонтов кораблей. В прошлом году там заявили, что якобы "Укроборонпром" передал им строительство многострадального корвета, которое началось еще в 2009 году. Кроме этого, завод содержал известный недостроенный ракетный крейсер "Украина" и за это тоже до определенного момента платились средства.

Крейсер был спущен на воду еще в далеком 1990-м году. Строился для России, но потом его решили оставить для наших ВМС и в 1993-м в состоянии 75% готовности он был передан нам. Причем, именно крейсер "Украина" должен был стать флагманом ВМС - на нем не хватало оружия, которое производилось на России. Но, с конца 90-х началась история с достройкой "Украины", Минобороны финансировало команду механиков, которая несла там вахту, например, для того, чтобы зимой прокручивать шесть турбин. Уже много лет его строительство "заморожено" на стадии готовности на 95%. В 2004-м его вообще хотели превратить в музей. В 2010-м тогдашний министр обороны Ежель предлагал продать крейсер. Россия тогда стремилась купить его по цене металлолома.

В сентябре 2015-го года экс-командующий ВМС страны Сергей Гайдук сказал: "Крейсер "Украина"- это отломанный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров".

В марте 2017-го даже появилась информация, будто президент Украины Петр Порошенко издал указ о демилитаризации и продаже корабля. Недавно Минобороны официально сообщило "Укроборонпрому" о том, что крейсер "Украина" им не нужен. На Николаевском судостроительном отмечают, что ведомство практически отказалось от крейсера еще с 2015-го года. В "Укроборонпроме" хотят добиться от государства денег на то, чтобы достроить его, и Кабмин до сих пор не решил что с крейсером делать.

А тем временем, на предприятии огромные долги по зарплате, которую не выплачивают с ноября 2014-го. В общем цифра задолженности называется самим "Укроборонпромом" - 61,1 млн гривен. Госконцерн хочет получить эти деньги от государства и ставит вопрос так: "Или достраивать, или продавать". Кроме этого, в конце октября "Укроборонпром" вообще приостановил работу "Николаевского судостроительного завода".

"Деятельность государственного предприятия "Николаевский судостроительный завод" парализована из-за отсутствия решения Правительства относительно ракетного крейсера проекта 1164, заводской №2011 (Украина) . На сегодня арестованы счета предприятия, а задолженность по заработной плате составляет более 58 млн гривен", – говорилось в сообщении концерна.

Это произошло после того, как сотрудники Николаевского судостроительного в сентябре даже митинговали под облгосадминистрацией с требованием выплатить долги по зарплате.

Претензии "Укроборонпрома" к Кабмину относительно зарплат выглядят не совсем логичными.

Что за история с долгами

На сайте "Преступности.НЕТ" в прошлом году расписывалась подробная схема, по которой якобы грабили завод. Согласно с ней, с тех пор, как предприятие возглавил Федор Петров, его банально пилят на металлолом.

"Уже не первый год каждый день загруженные металлом машины вывозят в неизвестном направлении имущество оборонного предприятия, но обещанных зарплат так и не видать", – добавляет автор.

Тогда, когда сотрудникам не выплачивают деньги, Петров зарплату получал. Приводились цифры, якобы, в апреле 2016-го ему выплатили 44 тыс. гривен. А за хищение имущества даже открывались уголовные дела. Автор статьи предполагал, что все это происходит под прикрытием местной власти и силовиков.

"В ходе расследования выяснилось, что на все имущество ГП "Судостроительный завод имени 61 коммунара" (старое название предприятия - Depo.ua) наложен арест - в связи с тем, что в исполнительной службе находится производство о взыскании с завода в пользу физических, юридических лиц и государства задолженности на общую сумму свыше 37 миллионов гривен. В том числе завод должен и своим работникам", - сказано в статье за начало 2016-го года.

Речь идет о решении 2015-го года, когда предприятие возглавлял Петров. Его, кстати, уже уволили - решение от 5 октября 2016-го года в соответствии с п. 8 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины ("Основания, предусмотренные контрактом") подписал заместитель гендиректора "Укроборонпрома" Романа Романова - Владимир Кострицкий. И это при том, что Государственная финансовая инспекция провела аудит деятельности предприятия за период с 01.07.14 по 01.04.16 г. В итоговом акте были отражены грубейшие финансовые нарушения со стороны должностных лиц государственного предприятия. Результат был задолго до увольнения Петрова. По сути, в этой ситуации также могут возникнуть вопросы к руководству "Укроборонпрома", которое должно быть проинформировано о ситуации, происходящей на одном из его предприятий. И не смогло ее вовремя решить.

Что делать с зарплатой

Спор между Кабмином и "Укроборонпромом", простыми словами заключается в том, что в Правительстве считают, что "Укроборонпром" должен рассчитаться с долгами на своем предприятии. Госконцерн по итогам 2016 года занял 62-ю позицию в ежегодном рейтинге ТОП-100 мировых оборонных компаний американского специализированного издания Defense News с выручкой от реализации военной продукции в размере $1,075 млрд, что на 17% больше по сравнению с 2015 годом. Казалось бы, что такое 61,1 млрд гривен. Но "Укроборонпром" апеллирует тем, что все предприятия концерна являются самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности и функционируют только за счет собственной коммерческой деятельности. Компенсация задолженности по зарплате за счет других предприятий противоречит нормам украинского законодательства по ведению финансово-хозяйственной деятельности, согласно которым, госконцерн не имеет права распределять активы между предприятиями-участниками концерна. И именно государство должно компенсировать сумму за содержание "Украины", с которой будет выплачена зарплата.

На самом деле, мы имеем ситуацию, доведенную до абсурда. На убыточном заводе, необходимость существования которого в нынешнем состоянии для нашей страны является вопросом, находится ненужный Минобороне крейсер "Украина". Стоимость только каждой турбины на нем достигает $1 млн. Можно хотя бы попытаться его продать, тем более, что интерес к "Украине" был у китайцев и индусов, представители которых даже приезжали в Николаев. Из полученных средств можно было бы 100% погасить все долги по зарплате. Но, тогда следующим вопросом будет: "Что делать с убыточным заводом?". Сейчас же на поверхности видно огромную дыру для "доения" госбюджета. Именно такая функция николаевского предприятия, к сожалению, просматривается невооруженным глазом. Что там внутри на самом деле - это лучше уже разбираться правоохранителям, расследовать схемы. "Укроборонпром" пока выглядит не совсем красиво. В последнее время вообще вокруг госконцерна много негативной информации. НАБУ "трясет" "Укроборонпром" за коррупцию в сделке на $39 млн. Из-за отсутствия реформ сотрудничество с госконцерном прекратили в НАКО, которые пытались помочь внедрить, например, управленческую реформу в концерне. Не так давно мы стали свидетелями многочисленных расследований о соглашении "Укроборонпрома" на $150 млн с фирмой-прокладкой. А тем временем сотрудники того самого Николаевского завода перекрывают мост, требуя денег.

Для решения ситуации с долгами мало будет одного увольнения Романова. Бесспорно, требовать от предприятия расчета в теории можно. И увольнение не изменит ситуацию с убыточным предприятием. И долги продолжат накапливаться. Необходимо на государственном уровне наконец принять решение, что делать с крейсером, который вряд ли впишется во взгляды руководства государства и военного командования по реформированию и построению "москитного" флота, в котором будут ракетные катера типа "Лань". А вопрос "Укроборонпрома" в нынешнем виде - это уже отдельная тема, которая состоит из лоскутков таких историй, как Николаевская.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme