Изменения к мобилизации: Почему власть тянула с законом более 100 дней и что будет дальше

109 дней. Столько времени продолжалось перекидывание ответственности за усиление мобилизации между Банковой, правительством и Верховной Радой. И это если законопроект будет принят. Если же нет, или проголосованный документ ветирует глава государства, муки продлятся

Политический обозреватель
Изменения к мобилизации: Почему власть т…
Мобилизация в Украине будет проходить по-новому. Если в парламенте хватит голосов

Ничто не остановит закон, чье время пришло?

Первый вариант изменений в законодательство по мобилизации (законопроект №10378) Кабмин внес в парламент 25 декабря прошлого года. Перед этим нововведения активно обсуждались депутатами еще с ноября, о чем те время от времени сообщали. Depo.ua, анализируя ход этого обсуждения, пришел к двум печальным выводам, которые подтвердились в дальнейшем. Первый: все ветви власти не хотели брать на себя ответственность за непопулярный закон. Отсюда попытка повесить всех собак на военных. Мол, это они хотят мобилизовать полмиллиона рекрутов. Даже с нарушением конституционных прав граждан. Второй вывод: под разговоры о справедливой мобилизации начнут появляться инициативы, которые будут профанировать саму идею.

Драконовские нормы в первом варианте мобилизационного законопроекта так испугали власть имущих, что документ решили вернуть правительству назад. Перед этим публично разнеся его вдребезги и наплодив альтернативные законопроекты. И это происходило на фоне усиления атак врага и серьезных проблем с западной военной помощью. Возможно, были ожидания, что американские конгрессмены смилуются и примут инициативу Белого дома о $61 млрд помощи Украине. Возможно. Ибо не хочется верить, что неполярную в народе тему усиления мобилизации использовали как прелюдию к кадровым изменениям в командовании Вооруженными силами.

30 января Кабинет министров внес в парламент вторую версию законодательных изменений в мобилизацию. Она также вызвала отрицательную реакцию представителей разных ветвей власти. Как и прогнозировал Depo.ua, законодатели не изъявили желания принимать закон в правительственной редакции. 8 февраля 243 голосами нардепы поддержали детище правительства Шмигаля в первом чтении, после чего завалили профильный комитет по вопросам безопасности и обороны тысячами поправок. Окончательное рассмотрение которых комитетчики в муках завершили буквально на днях. Хотя по оптимистичным сценариям предстояло сделать это еще до середины марта. Следовательно, ко второму чтению законопроект готов, однако теперь он еще должен пройти через горнило сессионного зала, а это может длиться или очень долго, если Офис президента не дисциплинирует монобольшинство и не найдет стимулов для групп-сателлитов, или документ будет принят вот-вот. По крайней мере, последние по времени заявления президента Владимира Зеленского выглядят как указка для депутатов: нужно ускориться.

Что произошло за 109 дней мытарств с мобилизационным законом

Если власти созрели для принятия существенно переписанного и переработанного законопроекта правительства, значит тянуть, спасая собственные рейтинги, возможности уже нет. За период, пока одни депутаты забрасывали коллег по комитету по безопасности правками, а те без спешки эти правки рассматривали, новости с фронта — нерадостные. Пессимизма добавляют ожидания наступления противника в ближайшие месяцы и прогнозируемая новая волна мобилизации в россии. Сдерживать оккупантов придется уставшим бойцам, которые должны были получить обученное подспорье уже в начале лета, если бы разные ветви власти не устроили политический футбол с мобилизационным законопроектом.

Но кроме ухудшения ситуации на фронте, за три с половиной месяца дискуссий вокруг "справедливой" мобилизации происходили и другие события, которые нельзя обойти вниманием. Первое – смена главнокомандующего ВСУ и другие продолжающиеся кадровые изменения в армии. Карт-бланш на обновление дал лично президент. Оценку эффективности перестановок оставим военным экспертам, сделав акцент на другом – на поведении военно-политического руководства. Здесь в глаза бросается два момента. Первый: президент наконец подписал принятый в мае прошлого года закон о снижении мобилизационного возраста с 27 до 25 лет и проголосованный 16 января закон об усовершенствовании порядка обработки и использования данных в государственных реестрах для военного учета. То есть весной 2024 они стали более актуальными, чем тогда, когда их приняли? Второй момент: уже не звучат упреки в сторону людей в погонах, мол, ставят нереальные планы по мобилизации. Так были ли такими же нереальными планы при предыдущем командовании? Ответ каждый может дать себе сам. После того, как увидит проголосованный текст закона и представит порядок цифр, сколько можно набрать рекрутов.

Идем дальше. Если не завышенные аппетиты военных, кто тогда крайний в затягивании рассмотрения законопроекта о мобилизации? "Депутаты должны успокоиться и не ждать аплодисментов своему популизму. И поэтому вычищать закон нельзя, надо смотреть на него реально. Он должен быть — работающий закон. В противном случае за резервы будет отвечать не военное командование, а парламент Украины", – говорит президент. Так вопрос справедливой мобилизации, поисками вариантов которой депутаты занимались с 30 января, уже не актуален? Есть другое мнение: популистское заигрывание с населением продолжалось, пока не стало понятным, что ситуация на фронте нуждается в серьезном пополнении живой силой, а наши союзники, мягко говоря, разочарованы тем, что украинские власти устроили танцы вокруг темы мобилизации. Поскольку критика военного командования была снята с повестки дня провластных спикеров, а критиковать правительство – то же, что хулить ОП, который имеет серьезное влияние на правительственные решения, остается парламент. Чей рейтинг и так очень низкий. Но вот не отблагодарят ли депутаты? Иными словами, удастся ли без проблем и шоу-комедий принять документ в сессионном зале.

Еще одно событие, непосредственно связанное с пресловутым законопроектом, – безумный пиар на этой теме. Depo.ua предупреждал о крайне негативных последствиях этого, поскольку вброс в информационное пространство новостей об обсуждении законопроекта в комитете, о том, что депутаты планируют вычеркнуть из документа, а что оставить, невероятно раздражает людей, сбивает с толку, делает легкой жертвой российских фейков. Вместо определить круг адекватных спикеров по этой теме, возможность болтать дали всем.

Хуже того, параллельно появились инициативы типа бронирования за деньги. Это и другие события подобного толка крайне негативно влияли на оценку гражданами мобилизационных планов власти. Как и ожидал Depo.ua, идее бронирования за деньги решили не давать хода на законодательном уровне. И даже осуждают, мол, "война для бедных" – это несправедливо. Но разве не было очевидно, что такая инициатива только навредит единству общества? У нее есть и поклонники, но их значительно меньше.

К теме бронирования еще вернемся. Завершим же анализ событий, которые произошли в ходе дискуссий вокруг изменений к мобилизации, тем, к чему они привели – украинцы терпимо относятся к уклонистам. А могло ли быть иначе, если идею новшеств к мобилизации профанируют столько времени!? Хуже того, профанация, похоже, не закончится даже с принятием закона.

Циркачи, футболисты, удобные медийщики и другие забронированные "в законе"

Когда стало известно, что под бронирование от мобилизации попали отдельные "стратегически важные" категории деятелей культуры, искусства, журналисты телемарофона, футболисты (и это далеко не полный список), это вызвало очередную волну возмущения широкой общественности. Спасать ситуацию кинулся и.о. министра культуры Ростислав Карандеев. Мол, артисты передвижного цирка гастролируют для наших военных, а телемарафон важен для донесения правдивой информации. Назовем эти утверждения не поддающимися верификации.

Отдельно – о футболистах и вообще спортсменах. В дружественной нам Хорватии, где футбол точно не слабее нашего, есть клуб "Хрватский драговоляц". Ранее он назывался "Нови Загреб", но когда в 1991 году началась война за независимость, многие игроки ушли добровольцами на фронт. После войны клуб назвали в честь добровольцев. А как у нас? Минмолодежьспорта ведет реестр спортсменов, не вернувшихся из-за границы. В список входят, например, Михаил Мудрик, Артем Довбык, Виктор Цыганков, Илья Забарный, Анатолий Трубин и многие другие. Эти игроки сборной в разное время заключили контракты с зарубежными клубами. Создается очень странная картина: наши сильные футболисты выступают за национальные сборные, но при этом находятся в упомянутом позорном списке. Не вызывает дискуссий временное бронирование сборников, тренеров, медицинского персонала, задействованного в подготовке сборных команд. Но если у нас значительная часть игроков сборных – официальные уклонисты, тогда здесь что-то не так. Либо внесенные в реестр лица, как особо ценные для государства, из него должны быть исключены и получить право беспрепятственно ездить за границу на соревнования, или им не место у сборных.

Еще больше не так с бронированием спортсменов, не задействованным в сборных командах. Министерство молодежи и спорта предоставило Украинской ассоциации футбола (УАФ), а также ряду футбольных клубов статус критически важных для функционирования экономики в особый период. В список кроме "Шахтера", "Динамо", "Днепра-1", чьи игроки регулярно вызываются в национальную сборную, попали также "Кривбасс" и "Оболонь". Это официальный список. Но сложно найти сообщения о мобилизации игроков других клубов. Видимо, этот вопрос решается без излишней огласки. Речь не идет о том, что спортсменов нужно массово тянуть в армию. Подготовить успешного спортсмена – это годы и большие деньги. Речь идет о прозрачности в бронировании, о единых правилах для всех. Не только для спортсменов. Чтобы вопрос не разделял общество. И так расколов хватает из-за политических игр с законопроектом о мобилизации.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme