Сложные задачи для Украины: Как сломить сопротивление республиканцев и использовать шанс от ЕС

Конгресс ушел на Рождественские каникулы, не рассмотрев выделение Украине многомиллиардной финансовой помощи. Зато успел поддержать расследование импичмента Байдена. Это реалии, требующие серьезных изменений во внутренней и внешней политике нашей страны

Политический обозреватель
Сложные задачи для Украины: Как сломить…
Владимир Зеленский в США

Почему вояж Зеленского в США не тронул сердец республиканцев

Depo. ua недавно подробно анализировал, когда именно и почему Украина потеряла двухпартийную поддержку американских законодателей. Если коротко, то старт охоты на главное кресло в Белом доме – независимая от нас причина, а зависимая – украинская власть или слишком надеялась на способность Байдена переломить республиканцев, или просто прозевала смену настроений в заокеанском истеблишменте. Улучшать положение дел в Вашингтон отправилась целая группа наших политиков и дипломатов, но без успехов. Вернее, были важные встречи, много публичного внимания, очевидно, часть американцев снова стала оптимистично смотреть в нашу сторону, однако не случилось того, ради чего все делалось: Палата представителей пошла праздновать Рождество, не одобрив запрос Белого дома на $61 млрд для безопасности и финансовой поддержки Украины.

В тоже время Сенат принял законопроект об ассигнованиях на оборону с рекордными $886 млрд, из них 300 млн выделят нашей стране. Но это скудная сумма по сравнению с той, которую упорно не желают одобрять республиканцы. И не факт, что пожелают после каникул. О причинах клинча между демократами и республиканцами из-за денег для Украины Depo. ua писал два месяца назад, с тех пор ситуация к лучшему не изменилась. А вот к худшему – да. Потому что трамписты получили своего спикера в Конгрессе Майка Джонсона, который ставит ультиматумы: или Белый дом согласится увеличить расходы на усиление границы с Мексикой и уступит в вопросе усиления миграционного законодательства, или денег Украина не получит. Это цинизм самого высокого уровня, однако сейчас и в следующем году республиканцев куда больше будет беспокоить победа своего кандидата в президенты, чем война в Украине, Израиле и где угодно. Разве если путин будет проверять решимость НАТО в отражении атак на кого-то из своих членов (Перл-Харбор-2, который поставит США и союзников перед экзистенциальным вызовом), тогда станут играть мышцами и обвинять Байдена в нерешительности.

Учитывая политический шторм в Америке, визит Зеленского и его встречи с Байденом, сенаторами, конгрессменами, с тем же Джонсоном, и не могли убедить республиканцев бегом принять решение о выделении нам многомиллиардной помощи. Но, казалось, после услышанного из уст президента Украины и из-за имиджевого риска сделать путину новогодний подарок они согласятся отсрочить каникулы, чтобы рассмотреть вопрос о деньгах для нас. Но, как оказалось, оппоненты Белого дома сделали путину невероятно щедрый подарок: не только оставили в подвешенном состоянии вопросы финансовой помощи Украине, но и одобрили разрешение на расследование для импичмента Байдена. Шансы на процедуру импичмента минимальны, однако республиканцам нужен сам процесс следствия, чтобы Дональд Трамп смог обвинить оппонента в коррупции. И самое плохое для нас, что речь идет о давней "мозоле" Байдена – подозрение в получении выгоды от бизнес-деятельности своего сына Хантера. В том числе в Украине. То есть, наше государство будут вспоминать во время активной фазы президентской кампании в США в крайне негативном коррупционном свете. Что чревато значительным риском ухудшения отношения к Украине среди американцев.

Бег с препятствиями в ЕС. Могло ли быть легче?

Утрата двухпартийной поддержки в Штатах – беда. Но она, как известно, сама не приходит. Сопротивления Венгрии, "троянского коня" в ЕС, хватило, чтобы старт переговоров о членстве нашей страны в Евросоюзе превратился в баталии. Они успешно завершились для нас на этом этапе, но это еще далеко не конец.

Сама идея ускоренного членства не у всех вызывает поддержку. Точнее, некоторые члены объединения считают: если Европейский Союз расширяется, тогда страны Западных Балкан, давно стоящие в очереди, должны получить членство первыми. А для нашего государства нужно применить те же критерии, что и к другим. Правда, с поправкой на войну. Эту поправку, впрочем, видят по-разному. Одни предлагали облегченный трек, учитывая обстоятельства и данные обещания европейцами, другие же – против значительных облегчений. И только Виктор Орбан категорически блокировал согласие на начало перегоров и до сих пор выступает против выделения Украине на оборону 50 млрд евро из бюджета ЕС.

Очевидно для всех – Орбан действует в интересах путина и подрывает основы Евросоюза. Но такое его поведение было предсказуемо. Можно ли было это предотвратить? Совестить венгерского премьера и его окружение вроде украинофоба, главы МИД Петера Сийарто – дело бесполезное. Однако в этой истории, как и в истории с республиканцами в США, есть просчеты нашей власти. Возможно, надеялись, что в Брюсселе сами найдут пряник или кнут для Орбана, а возможно, просто не хотели вести с Будапештом переговоры, обидевшись на звучавшие оттуда антиукраинские заявления. Теперь есть неоднозначность: лидеры ЕС поддержали открытие переговоров о членстве, и это победа, однако не очевидно, будут ли создаваться в дальнейшем действенные механизмы для того, чтобы у Орбана не появились подражатели.

Задание на 2024 год: максимум дипломатии и минимум дрязг

Что делать дальше? Общий ответ на этот вопрос состоит из многих аспектов. Первый: согласие ЕС на начало переговоров с Украиной следует эффективно использовать для дипломатии в США и странах Глобального Юга. Для американских политиков, прежде всего республиканцев, отныне отказ в помощи Украине равносилен обиде всех европейских партнеров. Что касается стран Азии, Африки, Латинской Америки, то с ними следует говорить о возможностях, которые раскроются перед ними в случае сотрудничества со страной, которая скоро может обрести полноправное членство в ЕС. Если эти страны станут на сторону Украины и будут осуждать путинскую россию. То есть первый аспект – максимально использовать в дипломатии открытую Евросоюзом дверь.

Второй аспект: фактически провальный визит Зеленского и нашей делегации в Штаты подтвердил, что эмоциональные убеждения уже дают серьезные сбои, поэтому их нужно сменить прагматическими. К примеру, представителей американского истеблишмента куда меньше интересует "формула мира" президента Зеленского, чем то, что Киев может предложить инвесторам. Так что если Зеленскому не удалось изменить мнение республиканцев, значит, его визит плохо подготовили. Напомним, месяц назад в США ездила наша делегация во главе с первой вице-премьером Юлией Свириденко, где, впрочем, первую скрипку играл глава ОП Андрей Ермак. Пожалуй, все же более эффективно было бы встречаться не с теми, кто и так нас поддерживает, а разговаривать со скептиками.

Третий аспект: нам необходимы хорошие переговорщики, прежде всего профессиональные, а не лояльные к Банковой. В Украине такие есть, однако для их привлечения нужно кардинально изменить подходы к дипломатии по-украински. В противном случае будут возникать сложные ситуации, которые придется на себе вытягивать лично Зеленскому. Он убедительно выступил перед лидерами ЕС, однако, если бы наша дипломатия была эффективной, то вчера таких баталий в Брюсселе не было.

Четвертый аспект – внутренний. Попытки убедить республиканцев поддержать финансовую помощь Украине, а европолитиков — зажечь зеленый свет нашему членству в ЕС, совпали с нападками на главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного и в целом с усилением политической свары в стране. Что сразу же отметили мировые медиа, расставляя акценты на дрязгах в украинском руководстве в решающие для государства времена. На днях Валерий Залужный, министр обороны Рустем Умеров и командующий Сухопутными войсками Александр Сырский сфотографировались вместе, что может символизировать примирение. Но надолго ли? Последние соцопросы свидетельствуют, что уровень доверия украинцев к Залужному будет подогревать политическую ревность со стороны ОП.

На самом деле, кроме главного вызова – войны, которая может идти по непрогнозируемым сценариям, в следующем году Украина столкнется с целым рядом других вызовов. Здесь и попытка россии и ее агентов влияния в мире подорвать легитимность президента Зеленского в связи с непроведением выборов во время войны, и обвинения в адрес властей в сворачивании демократических достижений, и, в случае сокращения финансовой и военной помощи со стороны партнеров, необходимость перехода на рельсы военной экономики с негативными последствиями для социальной сферы, и громкие коррупционные скандалы… Одним словом, у власти в 2024 году возникнет много рисков оступиться. А главным предохранителем должно стать единство страны – такое, каким оно было весной 2022 года. И первый шаг должна сделать власть, отказавшись от стратегии отстранения от политических процессов тех, кто способен помочь стране, но не нравится кому-то наверху.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme