Новая коалиция или грабли предшественников: Как Банковая будет спасать "слуг" от печального конца

В истории украинского парламентаризма все коалиции приходят к одному и тому же печальному концу. Движется к нему и монобольшинство "слуг народа". Однако всегда участники депутатских союзов пытались придумать уловки для самосохранения

Политический обозреватель
Новая коалиция или грабли предшественник…
Фракция "слуг народа" может утратить статус монобольшинства

Сразу несколько десятков народных депутатов выразили желание сложить мандаты из-за отсутствия мотивации, что приведет к окончательной дезорганизации президентской фракции. Об этом со ссылкой на свои источники сообщила "Украинская правда". "С 2019 года с определенной регулярностью мы узнаем, что монобольшинства не существует. За это время мы провели реформы, на которые у ВР не было голосов со времени провозглашения независимости, и обеспечили законодательную базу для получения Украиной статуса кандидата на вступление в ЕС. Всем бы так "распадаться", — попытался сделать хорошую мину при плохой игре глава парламентских "слуг" Давид Арахамия. Никто не отрицает весомых достижений действующего депутатского корпуса Верховной Рады, однако без голосов групп-сателлитов, в том числе и нардепов от экс-ОПЗЖ, монобольшевики уже давно не могут самостоятельно принимать решения, что можно легко подтвердить, взглянув на результаты голосований.

Лица новые, беды старые. Каких мотиваций не хватает "слугам"

По результатам досрочных парламентских выборов 2019 во второй раз в истории независимой Украины в Раде было создано монобольшинство – в количестве 254 депутатов. Точнее, фактически впервые, ведь нардепов первого созыва выбирали еще при СССР, поэтому в той Раде доминировали коммунисты из так называемой "группы 239". Или официально – "За советскую суверенную Украину". Сейчас "слуг народа" осталось 235, но контролируемых Банковой – 170-180. Это те, кто более или менее регулярно давит на зеленые кнопки за необходимые законопроекты. Если сложит мандаты даже десяток "слуг", Верховную Раду ожидает кризис легитимности. А при этом и Кабинет министров, созданный монобольшинством. Поскольку распускать парламент и проводить досрочные выборы во время войны – сложный путь и на него власти не пойдут, остается три варианта: найти мотивацию, которую якобы потеряли "слуги"; давить на потенциальных отказников от мандатов, тем самым сделав их де-факто крепостными; договариваться о создании нового большинства с участием других фракций. Все три варианта очень неприятны для власти, потому с их реализацией будут тянуть максимально долго.

Итак, подробно рассмотрим обозначенные выше сценарии развития событий. Источники, сообщившие о масштабной проблеме президентской фракции, указали причины нежелания нардепов и дальше находиться в этом статусе. Из их перечня сразу исключим усталость от войны – называть ее людям, которых закон прикрывает от мобилизации, должно быть стыдно. Следующая причина – ограничение выезда за границу в командировку. Во-первых, "слуг" ограничивают в этом значительно меньше, чем их коллег из оппозиционных фракций. Так что грех жаловаться. Во-вторых, именно зашквары монобольшевиков с "волонтерством" на Мальдивах и в других райских уголках вызывали громкие скандалы, реакцией на которые могло стать усиление ограничений для выезда за границу. В-третьих, разрешения на заграничные командировки подписывает спикер или вице-спикер, представляющий президентскую политсилу. Поэтому все вопросы могут напрямую задавать им. Третья причина – невозможность влиять на процессы в государстве – тоже сомнительна. Голосование за нужные для Украины законопроекты во время войны – самая главная функция депутатов. Сейчас не до продуцирования ими законодательного спама (а его "слуги" предлагают много) и решения своих политических вопросов.

Так что единственной правдивой причиной выглядит отсутствие мотивации. Очевидно, финансовой: депутатов перестали стимулировать за правильные голосования. Руководители "слуг" отрицали существование в своей фракции зарплат в конвертах, однако о такой практике ходили убедительные слухи. Война сделала реальностью проклятие "чтоб ты жил на одну зарплату". А лоббировать финансово выгодные для себя законодательные изменения стало очень тяжело. Еще один момент, малозаметный но важный – о желании нардепов сложить мандаты говорилось давно, Depo.ua в свое время освещал эту проблему, однако тогда речь не шла о десятках отказников. Не исключено, что кризис обострился после оглашения премьером Денисом Шмыгалем намерений уменьшить количество министерств. В таком случае отдельные группы в президентской фракции лишатся влияния. Поэтому заявления о сложении мандатов могут быть еще и ходом на опережение, страшилкой для Банковой, чтобы та не начинала переформатирование правительства. Если действительно имеет место шантаж, то время для него выбрано удачно, – на кону принятие пресловутого законопроекта об изменениях в мобилизации. О необходимости которого украинским властям прямо говорят наши западные союзники.

Возвращение заблудших "овец", внефракционные спасатели или "крепостные" с мандатами

Как ни крути, а для сохранения хотя бы нынешнего состава фракции придется найти стимулы: либо деньги, либо статусы. И первое и второе быстро заметят, то есть существует риск громкого скандала. Тем более, что в самой фракции еще с довоенных времен существует фронда, участники которой обязательно расскажут внутренние секретики. Поэтому придется выбирать между скандальной оглаской и сохранением численности монобольшинства.

Возможен, конечно, нестандартный ход – вернуть в ряды "слуг" часть "паршивых овец", в свое время исключенных за те или иные грехи. "Овцы" раскаются "искренне", а руководство фракции в раскаяние так же "искренне" поверит. Со стороны будет выглядеть так себе, но с десяток "штыков" теоретически можно вернуть. Без мотивации, и немалой, не получится, но лучше подмостить соломку на случай массового бегства нардепов на свободные хлеба.

Еще один способ – сомнительный, но ранее испытанный – вхождение в состав большинства депутатов не "слуг". Как вариант, внефракционных мажоритарщиков. Статья 83 Конституции говорит: основы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины. А статья 58 Регламента о принципах формирования фракций гласит: "… При формировании депутатской фракции в ее состав также при условии соблюдения основ деятельности такой фракции могут войти народные депутаты, избранные в одномандатных округах, регистрировавшиеся кандидатами в народные депутаты путем самовыдвижения, или народные депутаты, которые были выдвинуты политической партией, по результатам выборов не участвовавшей в распределении депутатских мандатов". Право внефракционного депутата входить в состав фракций подтверждено в следующей статье 59 Регламента. Относительно этого неоднозначного вопроса есть постановление Конституционного суда от 6 апреля 2010 года №11-pn/2010: отдельные народные депутаты, в частности те, которые не находятся в составе инициировавших создание коалиции фракций, имеют право участвовать в ее формировании, то есть входить в состава большинства народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Проще говоря, вместо уставших от войны "слуг" в монобольшинство могут включить не уставших внефракционных.

Если так, Банковая может вообще не бояться распада президентской фракции? К сожалению для нее – нет. Депутаты, которых в свое время выгнали из рядов Зе-команды, или нынешние внефракционные, не являвшиеся ранее "слугами народа", вряд ли станут надежной опорой, если их и удастся "позеленить". В прямом и переносном смысле. Поэтому более вероятен вариант депутатского "крепостного права". Желающих сложить мандаты просто не будут отпускать. Кого-то станут уговаривать не писать заявление, а кого-то настойчиво убеждать такое заявление забрать. Это подействует не на всех, но в сочетании с интересной мотивацией шансы выше. При этом вырисовывается другая беда: нардепы заявления не будут забирать, но заседание - прогуливать. Этим вполне воспользуются группы-сателлиты, цена голоса которых будет расти.

Еще один минус – в 2019 году новоизбранный президент Владимир Зеленский своим указом распустил парламент на основании отсутствия в нем коалиции. Оппоненты заявили, что это незаконно, поскольку коалицию сформировали "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт", также в составе провластного объединения еще находились внефракционные, преимущественно выходцы из "Самопомочі". Поскольку в состав коалиции депутатов принимали по персональным заявлениям. Те, кто не прекращал членство, остались. Юристы Зеленского настаивали на том, что коалиция исчезла еще в марте 2016 года. Конституционный суд в июне 2019 года принял сторону новой власти. Ситуация не совсем идентична, ведь КСУ тогда объяснял, соответствует ли Конституции указ о роспуске Рады, но в случае ухищрений с персональным составом коалиции критики могут обратиться в Конституционный суд. Заполнение свободных мест в котором по прогрессивной процедуре продолжается. И подобного рода обращение может стать неприятным сюрпризом для судей-конституционщиков.

Новая коалиция под новое правительство. Вариант возможен, но…

Третий вариант – конец монобольшинства и появление новой коалиции, которая выдвинет нового премьера и разделит правительственные портфели. Depo.ua когда-то анализировал, почему Зеленский не хочет коалицию национального единства. Но вследствие массового сложения мандатов "слугами" могут возникнуть непреодолимые обстоятельства для формирования другого большинства. Под технократическое правительство. В целом такой вариант не выглядит слишком конспирологическим, но у него есть слабые стороны. Первая: кто будет в коалиции. Сразу в голову приходят депутаты из "Голоса". Непростые партнеры, по всем вопросам в унисон со "слугами" не будут голосовать. Но как мудро подметил народ, кто долго перебирает варианты, тот сам попадет в варианты.

Второй потенциальный субъект коалиции под премьера-технократа – "Батьківщина". Хотя Юлия Тимошенко очень амбициозна, сейчас этой политсиле не до интриг высокого уровня, потому как ее будущее выглядит довольно туманным. А находиться в составе коалиции и получить за это правительственные портфели – не самый плохой сценарий. Если же кто-то из вероятных партнеров будет становиться в позу, всегда под рукой останутся группы-сателлиты.

Вторая слабая сторона – кто возглавит правительство. Кулуарами бродят слухи, что такой фигурой может стать Андрей Ермак. Смена места работы главы ОП, конечно, не исключена. Однако если создавать новую коалицию и технократическое правительство, тогда во главе его логически ставить человека с положительным балансом доверия/недоверия. Фигуру, которую будут поддерживать и украинцы, и наши партнеры. Согласно последним соцопросам у Ермака баланс в значительном минусе. Захотят ли другие фракции в такую коалицию, на каких условиях, ведь положение дел во фракции "слуг" ухудшается. Следовательно, и аппетиты для торгов с властью будут расти...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme