Правительство национального единства: Почему Зеленский не берет пример с Черчилля и Нетаньяху

В последнее время возобновились разговоры о необходимости создания правительства национального единства. Судя по резкому ответу президента Зеленского во время пресс-конференции на вопрос о таком правительстве, эта тема его раздражает. Так, может, стоит вообще снять ее с повестки дня?

Политический обозреватель
Правительство национального единства: По…
Владимир Зеленский продолжает верить в суперэффективность своей команды. Фото: ОП

Depo. ua при анализе месседжей главы государства с его недавней пресс-конференции обратил внимание на агрессивный тон при ответе на вопросы журналистки "Зеркала недели" Инны Ведерниковой. Один из них касался мнения президента о правительстве национального единства. Из услышанного от Зеленского граждане заключили: ни с кем властью Зе-команда делиться не собирается. Проще говоря, его устраивает система управления государством, где ключевым звеном является его Офис во главе с Андреем Ермаком. В то же время, как внутри Украины, так и извне обсуждается возможность переформатирования этой системы.

Выборы, война, рейтинги. Какие факторы питают идею широкой коалиции

Итак, во-первых, такое правительство сняло бы с повестки дня вопрос легитимности власти во время войны. Depo. ua подробно анализировал, как враги Украины могут использовать непроведение президентских выборов весной 2024 года. Чтобы снять эту тему с обсуждения, нужно показать миру, что в Украине существует консенсус власти и оппозиции относительно отсрочки президентских выборов на послевоенное время. Впечатление на мировое сообщество произведут не заявления отдельных политиков, а документ, публично подписанный ими.

Во-вторых, следующий год, судя по развитию событий вокруг военной и финансовой помощи Украине со стороны партнеров, может оказаться для украинцев значительно сложнее нынешнего года. Также серьезные вызовы возникли с момента приглашения Украины на переговоры о вступлении в ЕС. То есть, чтобы двигаться быстрее, чтобы трудности не вносили в общество расколы во время войны, необходима широкая коалиция в парламенте и вне его. Такая коалиция только не формализованная существовала в Верховной Раде с первых дней полномасштабного вторжения россиян, однако в последнее время ее устойчивость нарушилась. Вернее, ситуация в парламенте вернулась к довоенной, когда монобольшинство не могло принять важные решения без подпорок из депутатских групп-сателлитов. Депутаты нынешней каденции будут работать до послевоенных выборов, однако очевиден тот факт, что существующий формат в Верховной Раде давно не отвечает общественным запросам. Отсюда и очень низкий уровень доверия населения к законодательному органу. Восстановить доверие, хотя бы отчасти, могла бы широкая коалиция. В качестве примера часто приводят правительство национального единства, сформированное в Израиле после террористической атаки ХАМАС. Несмотря на критику действий премьера Беньямина Нетаньяху, оппозиционеры согласились войти в правительство под его руководством. Также часто апеллируют к опыту Уинстона Черчилля, который во время Второй мировой войны включил в свое правительство политических противников – лейбористов.

В-третьих, несколько опросов подряд продемонстрировали снижение поддержки президента Зеленского и падение, иногда очень существенное, уровня доверия к государственным институтам. Всех, кроме ВСУ. То есть внутри страны начала складываться ситуация, подходящая для оппозиции. Ожидается, что серьезный удар по рейтингам президента и его команды нанесет мобилизация по-новому. Сколько бы провластные спикеры не пытались спихнуть ответственность за мобилизацию на военных (в том числе, чтобы сбить рейтинг Валерия Залужного), это вряд ли принесет какой-нибудь результат. Ибо все хорошо знают, кто в стране верховный главнокомандующий.

В таких условиях, казалось бы, власть должна быть заинтересована в том, чтобы поделиться полномочиями и при этом ответственностью с оппозицией. То есть инициатива создания правительства национального единства должна исходить из властных коридоров. Общество же наблюдает раздраженную реакцию даже на разговоры о широкой коалиции. Адриан Каратницкий в статье для Politico поставил следующий диагноз: "он (Зеленский – ред.) в значительной степени отгородился от общественных лидеров, политических критиков и соперников, включая некоторых с важным опытом внешней политики, национальной безопасности и экономики". Действительно, вокруг президента есть узкий круг лиц, которым доверяет, на пресс-конференции он назвал несколько фамилий, и это в основном сотрудники ОП.

Почему Зеленский не хочет переформатирования системы управления

Попробуем понять логику президента и тех людей из его окружения, которые мешают широкой коалиции. Во-первых, на Банковой могут считать, что на этой теме играет Петр Порошенко, к которому отношение "зеленых" за годы войны не изменилось. Последний пример – запрет лидеру "Европейской солидарности" и трем его коллегам по фракции уехать для зарубежных встреч. С другой стороны, Юлия Тимошенко и представители "Голоса" тему правительства национального единства действительно не проталкивают. Даже странно, потому что за месяц до полномасштабного вторжения россии именно Тимошенко предлагала Зеленскому создать такое правительство.

Можно предположить, что советники главы государства считают, что его рейтинг еще больше упадет при заключении соглашения с Порошенко и его партией. Ведь Зеленский обещал стать "приговором" для Порошенко, при его президентстве в отношении предшественника расследовалось несколько дел, поэтому сидеть за столом переговоров с лидером "ЕС" могут считать проявлением политической слабости и уступок.

Во-вторых, в украинской политике была и остается проблема недоверия политиков друг к другу. В нашей истории есть примеры, когда единение власти и оппозиции заканчивалось громким крахом. Больше всего таких случаев было при президентстве Виктора Ющенко. В 2005 году он и Виктор Янукович подписали меморандум, однако уже в январе 2006-го Ющенко свою подпись отозвал, обвинив Партию регионов в нечестной игре. В том же 2006 году, 3 августа, был составлен Универсал национального единства, который отказалась подписывать Тимошенко. Но договоренности в рамках документа не просуществовали и года, Ющенко распустил парламент и после длительных политико-юридических баталий в Украине прошли внеочередные парламентские выборы. А весной 2009 года стало известно о переговорах о широкой коалиции между Тимошенко и Януковичем. Ее создание сорвалось. А в апреле 2014 года, когда Янукович уже скрылся в ооссии, в СМИ обнародовали очень интересные документы так называемого "ширкагейта", найденные в Межигорье. Итак, наши политики боятся происков коллег. Которые могут принести худшие последствия, чем отказ от идеи правительства национального единства.

В-третьих, если переформатировать правительство с участием оппозиции, тогда возникает два главных вопроса: какие портфели отдать оппозиции, чтобы и она была удовлетворена, и чтобы власть не чувствовала себя слабой; как сохранить контроль Банковой над таким Кабмином. Недавно Киевский международный институт социологии поинтересовался отношением украинцев к правительству национального единства и его возможным вождям. Положительно инициативу оценили 37% опрошенных, еще 38% – нейтрально. Отрицательно – только 19%. То есть в обществе эта идея начинает получать поддержку, но до тех пор, пока цифры не будут достигать свыше 50%, власти будут считать созданную Ермаком вертикаль "Банкова заправляет всем" единственно правильной.

Среди возможных глав правительства национального доверия 25,5% украинцев назвали Порошенко, 13,8% — Залужного, 9,2% — Тимошенко, а нынешнего премьера Дениса Шмыгаля — только 4,9%. Но больше всего респондентов (76%) затруднились назвать подходящую фигуру на должность премьера. Это значит, что до тех пор, пока не появится лидер доверия, который заявит о готовности возглавить правительство широкой коалиции и покажет свою программу, в президентском Офисе могут и дальше "бронзоветь".

Итак, Зеленский за время своего президентства привык руководить в режиме единоначалия и сдвиг в сторону отказа от такого режима возможен только при двух условиях. Первое: давление со стороны партнеров. Запад поддержал бы такое правительство по нескольким причинам. Это заметно уменьшило бы объемы украинской коррупции, ведь в кабинетах, где делят миллиарды помощи, будут сидеть не только "свои", но и "чужаки". Которые будут внимательно наблюдать за процессом. Также широкая коалиция увеличила бы одобрение общественностью и политиками предоставления Украине финансовой помощи. Когда все как один стоят против путинского нашествия, без раздоров и разборок, это выглядит гораздо убедительнее.

Второе условие – потребность в перекладывании части ответственности в случае негативных сценариев. Сейчас Зеленский продолжает верить в победу, что обещанную помощь Украина получит. Об этом он говорил на пресс-конференции. Ему пока удается убеждать в своей правоте подавляющее большинство украинцев. А в случае серьезных проблем общественность, на примере информационных атак против Залужного, видит, как назначают виновных. Все верят в победу, однако вряд ли она будет скорой. Поэтому власти будет все сложнее находить убедительные аргументы. Особенно если обстоятельства сложится так, что ее будут подталкивать к переговорам. Вот тогда "слуги" хором начнут поддерживать широкое большинство в парламенте и коалиционное правительство. Но не факт, что оппозиции это уже будет нужно.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme