Симулякр реформы: Зачем власти перестановки у Шмыгаля и под кем горит кресло

Денис Шмыгаль, побивший все рекорды пребывания в должности премьер-министра Украины, в понедельник сообщил, что Кабинет министров ожидают большие сокращения. Учитывая существующую в Украине систему принятия решений, вдохновители этой идеи сидят не в правительстве

Политический обозреватель
Симулякр реформы: Зачем власти перестано…
Власть задумала уменьшить количество членов Кабмина Шмыгаля

Центр правительства, укрупнение министерств и разгон чиновников

Отчасти свет на то, как именно будут реформировать правительственные кабинеты, пролил сам премьер. Первый момент: количество министерств планируется сократить на треть. В нынешнем составе правительства 16 министров (из них трое в. о.) и пятеро вице-премьеров. Собственно министерств 19, но еще много органов исполнительной власти: 25 государственных служб, 15 государственных агентств, 4 инспекции, 11 центральных органов власти со спецстатусом (например, НАПК и НАБУ), 3 коллегиальных органа и еще 5 других (так указано на правительственном сайте) центральных органов власти. К ним, в частности, относятся Национальная полиция, Пенсионный фонд, БЭБ и т.д. Плюс — 24 областные администрации, Киевская и Севастопольская городские администрации, а также Совет министров АРК. Местные администрации вынесем за скобки анонсированной реформы по очевидным причинам — речь идет об руководящих государственных органах в регионах, количество которых неизменно. Что же касается всех других агентств, служб, инспекций и так далее, то реформа, конечно, коснется и их. Не столько в плане ликвидации, сколько переформатирования функций. Премьер об этом не говорил, только об урезании количества министерств до 15-16, но несложно догадаться, что в случае сокращения количества министерств их функциональные обязанности между кем-то распределят. То есть, кого догрузят.

Второй момент: продолжится сокращение госслужащих. По словам Шмыгаля, в текущем году сокращено 20 тыс вакансий государственной службы. Куда денутся освобожденные чиновничьи мозги и руки? Премьер не уточнил, но анонсировал интересную новинку: идет работа над созданием мощного Центра правительства. По его словам, в министерствах должно работать небольшое количество высококвалифицированных специалистов, которые будут формировать государственную политику, а Центр правительства будет оказывать поддержку в кадровой, бухгалтерско-финансовой, юридической сферах, готовить документы, необходимые для того или иного министерства в части постановлений, распоряжений. "То есть все вспомогательные административные функции должны быть сосредоточены в едином месте, в Центре правительства. Министерства будут мощными центрами разработки политики и аналитики", — пояснил Денис Шмигаль. А кто будет работать в этом Центре? Для подготовки качественных документов требуется немало хороших специалистов. Заставлять одного чиновника работать за троих – тупиковый путь. То есть если численность клерков собственно в Кабмине и сократят, то это не будет масштабное увольнение. И соответственно не будет масштабной экономии.

Третий момент: глава правительства подчеркнул, что пока не будет анонсировать, какие министерства останутся и в каком виде. Также он не готов говорить и о каких-либо кадровых изменениях в правительстве, "всему свое время". То есть имеем спойлер от Шмыгаля, но без уточнений. Что по понятным причинам породило много инсайдерской информации.

В соцсетях уже пустили под нож Министерство культуры и информационной политики и Министерство молодежи и спорта. У обоих – временно исполняющие обязанности министров (Ростислав Карандеев и Матвей Бедный соответственно). Но если они оптимизируются, к кому отойдут их функции? К примеру, информационную политику из функций можно исключить, этим вопросом у нас занимаются другие органы власти, но Минкультуры подчинены еще три государственных структуры – Гостелерадио, Госагентство по искусству и художественному образованию и Институт национальной памяти. Их функциями придется кого-то нагрузить. Частично, по-видимому, Минобразования. Как и функциями Минмолодежьспорта. Подобные эксперименты у нас уже были.

Также инсайдеры говорят о слиянии Минэкономики с Минагрополитики. Такое также было, в последнеий раз в правительстве Алексея Гончарука, и каких-либо положительных отличий в работе не дало. Кроме того, источники "похоронили" Минреинтеграции ТОТ, а Минветеранов присоединили к Минсоцполитике. Даже если остановиться только на этих инсайдах, уже вырисовывается заявленная цифра – 15 министерств после реформы. Но если глубже погрузиться в эту тему, к анонсированным Шмыгалем изменениям возникнут совсем другие вопросы, чем кого с кем объединят.

Пять вопросов о реформе правительства. И даже больше…

Первый вопрос: почему сейчас. При дефиците денег будет делаться все, чтобы смета управления государством уменьшилась. Об этом говорил и президент Владимир Зеленский. И, очевидно, тезис о сокращении расходов на чиновников станет в данном случае ключевым смыслом, направленным на общественное сознание. На Банковой надеются, что эта инициатива будет пользоваться немалой поддержкой населения. Впрочем, сразу возникает замечание: о серьезных проблемах с бюджетным финансированием было известно еще в прошлом году, однако об изменениях в Кабмине заявили только в марте. То бишь или надеялись на продолжение финансовой помощи от партнеров на том же высоком уровне, но произошло не так, как предполагалось. Или горизонт планирования у власти в этом направлении не стратегический, а тактический. В тактическом плане пиар на сокращении чиновников и расходов на них выигрышный. В стратегическом же не улучшит систему управления.

Второй вопрос: действительно ли пиар на затягивании поясов принесет желаемый результат. С одной стороны, сокращение Украиной бюджетных расходов на чиновников должно произвести положительное впечатление на наших партнеров. По крайней мере, такие мечты могут порхать над Печерскими холмами. Но есть другая сторона: в высоких кабинетах Вашингтона, Лондона, Парижа, Берлина. Брюссель и так далее понимают, что реальные рычаги управления украинским государством сейчас находятся не на улице Грушевского, а на улице Банковой. В такой системе государственного менеджмента по большому счету количество министерств и ведомств не имеет решающего значения. Проще говоря, внимательный взгляд партнеров на анонсированную реформу может подтолкнуть их к мнению, что это новаторство больше напоминает политическую игру и вряд ли в более длительной перспективе будет способствовать эффективной работе Кабмина.

Третий вопрос: когда будут внедряться изменения. Одно дело, если бы их провели до формирования и принятия бюджета, то есть в конце прошлого года, совсем другое – сейчас. Бюджет принят с конкретными распорядителями государственных средств. Нельзя в ручном режиме эти средства перераспределить, нужны большие изменения в бюджет – речь пойдет не просто о переброске средств из одних статей на другие, а для других распорядителей. Не факт, что фактически новый закон о бюджете-2024 получится легко провести через Верховную Раду.

Четвертый вопрос: согласуются ли предлагаемые пертурбации в структуре Кабинета министров с Конституцией и соответствующими законами. Никакого Центра правительства в законодательстве мы не найдем. Чтобы его запустить, нужны не изменения во внутреннее штатное расписание, а изменения в законодательство. По ныне действующему невозможно потенциальных работников Центра ни устроить на работу туда, ни перевести. Ибо сначала должна быть узаконена новая структура правительства. То есть снова все тропинки ведут в парламент.

Монобольшинство совместно с группами-сателлитами примет все, что угодно? Как бы ни так. Depo.ua анализировал, с какими серьезными проблемами столкнулись "слуги" в Верховной Раде. Отмена заседаний ВР на этой неделе, когда должны во втором чтении рассматривать новеллы к мобилизации, только дополнительно подтверждает, что проблемы усугубляются. Представим себе, что правительство вносит на рассмотрение депутатов свои дискуссионные инициативы. Одобрят ли их народные избранники по команде с Банковой – пока спрогнозировать невозможно.

Пятый вопрос: просчитывались ли варианты, если что-то с внедрением инициативы пойдет не так. Если партнеры не поверят в громадную экономию на сокращениях госслужащих. Если депутаты застопорят проекты реформаторов. Появятся ли объяснения, что, мол, это только планы, сокращение министерств произойдет не сейчас, а ближе к формированию нового бюджета? Тогда возникнет логичный вопрос: зачем начинать разговоры в марте, если не собирались воплощать задуманное до осени. Чтобы перебить такие дразнящие темы, как неспособность принять изменения к мобилизации? На время симулякр реформы правительства займет умы части общества: будут называть разные министерства, разные фамилии. Их будут обсуждать, нагнетать интригу. Но что нового страна получит на выходе? Де-факто ничего, пока правительство остается инструментом в руках Банковой. Удивительно было бы надеяться на другое из-за изменения количества министерств.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme