Странная логика Арахамии: Зачем власть продолжает спасать УПЦ

27 октября исполнится 33 года с тех пор, как на Архиерейском соборе РПЦ было предоставлено самоуправление Украинской православной церкви. Имея иллюзорную автономию, УПЦ была и остается частью московской церкви. Однако, несмотря на войну и требование подавляющего большинства общества, власть ищет зацепки, чтобы не запрещать деятельность филиала РПЦ

Политический обозреватель
Странная логика Арахамии: Зачем власть п…
Отец Павел и митрополит Онуфрий скоро остануться без паствы?

Приоритеты Арахамии: сначала каннабис, затем агенты в рясах

Очередным примером нежелания принимать закон, позволяющий в судебном порядке запрещать деятельность церковных организаций, связанных с русской церковью, выглядит объяснение главы фракции "Слуга народа" Давида Арахамии. На днях он сделал достаточно парадоксальное заявление: в парламенте есть законопроекты, от принятия которых зависит внешнее финансирование от доноров, начало переговоров по вступлению в ЕС и бюджетный процесс, имеющий четкие временные рамки. Еще на рассмотрении есть много резонансных решений: от легализации медицинского каннабиса до закона об оружии. "Пока это не будет проголосовано – все остальное я считаю политическими позициями разных партий", – сказал Арахамия. И добавил: лично он ни в ту, ни в другую церковь не ходит, так что находится над схваткой.

Парадоксальность заявления, во-первых, в том, что личные религиозные или этические мотивы Арахамии не интересуют большинство украинцев, поддерживающих запрет УПЦ. Он должен заботиться о национальной безопасности государства и его граждан, будь он верующим или атеистом. Во-вторых, создается впечатление, что во властных коридорах все время ищут причины, чтобы оттянуть внесение на рассмотрение вопроса о судьбе УПЦ МП. На этот раз – будто бы вопрос расколет сессионный зал, а это опасно, потому что надо принимать множество евроинтеграционных законов. Оно как бы важнее борьбы с вражеской агентурой в рясах.

И, в-третьих, под фразой о "политических позициях разных партий", господин Арахамия скрывает нехватку голосов за церковный законопроект у "слуг народа". Причем в СМИ неоднократно называли имена депутатов президентской фракции, защищающих интересы УПЦ в украинском парламенте. Это не только Артем Культенко, но и, очевидно, личности куда выше по статусу, ведь в то, что один или даже несколько лоббистов филиала РПЦ в Украине способны настроить значительную часть коллег против позиции Банковой, не поверит никто. Посему либо позиция там не так однозначна, как кажется, либо речь идет о какой-то игре и финал ее еще не до конца понятен. Ибо заместительница Арахамии Евгения Кравчук обнадеживает: парламент на этой неделе может рассмотреть правительственный законопроект о запрете промосковских церквей. Уточним: а может и не рассмотреть. Как это делал уже неоднократно.

Пять "церковных" проектов. Какие есть варианты борьбы с РПЦ в Украине

Госпожа Кравчук намекает на вероятность принятия в первом чтении законопроекта № 8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций". Документ подал Кабмин еще 19 января 2023 г. во исполнение соответствующего решения СНБО. То есть, в парламенте его маринуют уже 9 месяцев. У этого законопроекта есть три "сводных брата". Старший №8221 – внесенный в конце ноября 2022-го группой нардепов во главе с Николаем Княжицким от "Европейской солидарности". В начале декабря того же года другая группа депутатов во главе с Ириной Констанкевич из группы "За майбутнє" внесла проект №8262. А в феврале Инна Совсун из "Голоса" инициировала законопроект №8371-1. То есть, в большой семье украинских законотворцев на свет появилось четыре похожих по общей идее документа. В народных сказках удача сопутствует самому младшему из братьев, но в этой сказке – ни одному из них. Потому как ни один до сих пор не принят.

Сначала фортуна улыбнулась двум первым документам: профильный комитет рекомендовал принять их в первом чтении. Но когда появился правительственный законопроект, профильный комитет рекомендовал принять и его. Более того, спикер Руслан Стефанчук еще 21 апреля обещал, что этот законопроект в первом чтении будет проголосован в ближайшее время. Через несколько дней "хозяин своего слова" уже утверждал, что Верховная Рада до конца войны не будет рассматривать законопроект о запрете деятельности УПЦ, поскольку это может привести к расколу общества. А 23 сентября тот же Стефанчук выразил сомнения, что в парламенте найдутся необходимые 226 голосов для запрета деятельности УПЦ МП.

Depo.ua в свое время анализировал ключевые отличия предлагаемых законопроектов. Если коротко, то законопроект Княжицкого и соавторов предусматривает немедленный запрет религиозных организаций с центром в стране-агрессорке, законопроект Констанкевич – быстрое лишение имущества УПЦ и облегчение процедуры перехода громад в ПЦУ. Самый молодой из законопроектов объединил новеллы предшественников, но гуманитарный комитет парламента все же рекомендовал его отклонить. А 5 октября по инициативе СБУ в парламенте зарегистрировали еще один "церковный" законопроект о внесении изменения в статью 16 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях". Его главным соавтором значится глава профильного комитета по гуманитарной политике Никита Потураев. В частности, предлагается предусмотреть в законодательстве возможность по решению суда прекратить деятельность религиозных организаций, уполномоченные лица которых осуждены за совершение преступлений против основ национальной безопасности Украины, нарушение равноправия граждан, участие в террористических актах, пропаганду войны и участие в ней на стороне агрессора, нарушение законов и обычаев войны, геноцид и наемничество.

Инициативу ведомства Василия Малюка расценили по-разному. Как попытку надавить на лоббистов УПЦ, прозрачно показав им, что они играют с огнем. Или, как попытку решить дилемму депутатов, часть из них скептически относится к правительственному законопроекту, поскольку в нем прописана длительная процедура запрета религиозных громад в судебном порядке. А у Малюка эту процедуру упрощают: поймали на оправдании войны или работе на врага – закрыли. Если хорошенько проверить приходы УПЦ, там несложно будет найти основания для обращения в суд. Но были и скептические оценки. Мол, Рада не в силах принять либеральный правительственный закон, а здесь такой достаточно жесткий законопроект. Так не пиарится ли СБУ? Она с приходом на руководящий пост Василия Малюка заметно активизировалась в борьбе с поповской агентурой, что сразу положительно отразилось на уровне доверия, а такой законопроект должен добавить еще больше рейтинговых баллов спецслужбе.

Впрочем, из того, что слышим от депутатов, о принятии инициированного Службой безопасности документа пока речь не идет. Возможно, если на это будет политическая воля сверху, его также примут, чтобы облегчить реализацию правительственной законодательной инициативы. Но это все равно будет не сейчас, потому что сейчас Банковой и "слугам народа" нужно решить главную для себя проблему — как собрать голоса монобольшинства за законопроект №8371. Напомним, после слов Стефанчука об отсутствии поддержки у законопроектов о запрете УПЦ инициативная группа народных избранников собрала необходимые 226 голосов. Хотя депутаты говорят, что подписей больше. Этим подписанты не только опровергла заявление спикера, выставив его в не очень хорошем свете, но и заставили искать новые зацепки, чтобы не выносить этот вопрос в сессионный зал. Примером чего можно считать упомянутое выше заявление Арахамии. Ибо совершенно очевидно, что тех "слуг", которые по каким-то причинам - сами являются прихожанами московской церкви, либо их родные туда ходят, либо просто боятся проклятий отца Павла – несложно при нынешних условиях склонить голосовать за евроинтеграционные законы. Также несложно это сделать с группами-сателлитами в парламенте. Другое дело, что "зеленые" ожидают значительного имиджевого удара из-за неголосования значительной части членов фракции за закон о запрете УПЦ. И, очевидно, ищут возможности снизить последствия такого удара. Поэтому пока продолжаются кулуарные торги. Одним из их лотов станет бюджет.

Госпожа Кравчук говорит: "Мы договорились, что этот вопрос будет стоять первым после голосования за выводы и предложения к проекту закона о государственном бюджете Украины на 2024 год". Что это значит? Что лоббисты УПЦ не будут голосовать за бюджет во время войны? Скорее речь идет о другом. Поскольку в бюджете воюющей страны растут расходы на оборону, в бюджетах на местах придется затягивать пояса. Это логично. Однако у депутатов-мажоритарщиков всегда была опция выторговать для своего округа дополнительные субвенции. Так не идет ли и сейчас речь об обмене сговорчивости части "слуг" при голосовании за такие сложные законы, как церковный, на определенные бюджетные "пряники"? Тем более что 2024-й год может стать годом выборов. Будут они или не будут, но напомнить избирателям, кто поддерживает их громады в это тяжелое время, нардепы точно не считают лишним.

Как бы там ни было, пока видим, как власть скорее спасает УПЦ, а не делает все возможное, чтобы прекратить ее деятельность в Украине как можно скорее.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme