Парламентские выборы во время войны: Нужны ли они Банковой

Находясь на днях в Киеве, сенатор-республиканец Линдси Грэм предложил украинцам провести в следующем году выборы. Несмотря на войну. Подобная идея высказывается не в первый раз. Но по состоянию на сегодняшний день ее реализация выглядит нереалистично

Политический обозреватель
Парламентские выборы во время войны: Нуж…
Законных оснований для выборов парламента во время войны нет

Мистер Грэм объяснил свою позицию из американской "колокольни": американцы должны знать, что Украина, которая была очень коррумпированной, изменилась, поэтому он хочет, чтобы в нашей стране прошли свободные и честные выборы. При этом акцентировал внимание на том, что США "внимательно следят за оружием и средствами", которые передают нашей стране, и не видят, чтобы украинцы наживались на американском народе. Но "Украине пора сделать следующий шаг в становлении демократии, а именно – провести выборы 2024 года".

Заявление заокеанского гостя воскресило уже немного забытую майскую дискуссию, которая началась после идентичного предложения главы Парламентской ассамблеи Совета Европы Тини Кокса. Тогда ключевыми спикерами с нашей стороны были секретарь СНБО Алексей Данилов и председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук. Первый был категорически против выборов во время военного положения (как, кстати, и сейчас), а второй тогда громко допустил возможность их проведения, потому что в Конституции нет прямого запрета. Однако сначала необходимо принять "важное решение" на этот счет. Такой шаг, говорил Стефанчук, поможет обеспечить стабильность в стране, избежав раскола общества из-за избирательных процессов во время войны и позволит обеспечить непрерывный поток демократии. После слов спикера оппоненты начали обвинять власти якобы в подготовке к выборам. Но видимых признаков этого не было, потому тема утратила актуальность.

Зачем Грэм высказался о наших выборах? Возможно, просто выразил собственное мнение, или в среде части республиканцев бытует такая же позиция по поводу будущего Украины. Но здесь следует понимать важную вещь: в законодательном собрании США неизменной остается двухпартийная поддержка Украины и на нее не влияют советы отдельно взятых сенаторов. А вот у нас слова Грэма истолковали с украинской "колокольни". Мол, если в Штатах говорят, что в Украине нужно перегрузить власть, то там этой властью недовольны. Хотя ничего подобного из уст сенатора не звучало.

Итак, попытаемся глубже разобраться, можно или нельзя проводить выборы во время военного положения, и при каких условиях они станут возможны. На первую часть вопроса ответил представитель президента в Верховной Раде, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский: в соответствии со статьей 83 Конституции Украины, в случае истечения срока полномочий парламента во время действия военного положения его полномочия продлеваются до дня первого заседание первой сессии парламента, избранного после отмены военного положения. Последнее слово по этому вопросу принадлежит Конституционному суду. Добавим: даже если президент Владимир Зеленский найдет причину распустить депутатов нынешней каденции, они будут обеспечивать под куполом непрерывность власти до тех пор, пока не закончится режим военного положения и в стране не состоятся полноценные парламентские выборы. Маркером, что в воздухе запахло выборами, станет обращение в КСУ с просьбой оценить соответствие Конституции выборов во время войны. Пока о таких обращениях неизвестно.

Второй вопрос – об условиях, которые все-таки сделают выборы в следующем году реальностью, сложнее. Конечно, если война закончится, с избранием новой Верховной Рады тянуть не позволят ни наши партнеры, ни украинцы. А если война будет продолжаться? В настоящее время Банковую устраивает расклад в парламенте. "Слуги народа" очень часто не демонстрируют единодушия при голосованиях, но недисциплинированность президентской фракции компенсируется зелеными кнопками от традиционных групп-сателлитов "За майбутнє" и "Довіра" и бывших участников запрещенного пророссийского проекта "ОПЗЖ". Depo.ua в свое время подробно объяснял, почему на самом деле этих депутатов до сих пор держат в парламенте. По важным для государства законам у "слуг" есть поддержка и от фракций, которые до войны считались оппозиционными — "Евросолидарности", "Батьківщини" и "Голоса". Проще говоря, прекращать существование парламента 9 созыва значит Банковой стрелять себе в ногу. И не только для Офиса президента, но и для самих нардепов: если появилась удача дополнительно посидеть в Раде до октября 2025 года, зачем же ее отпугивать.

Мажоритарщикам перезагрузка Рады не нужна, по действующему избирательному закону следующие выборы пройдут по пропорциональной системе. Подавляющее большинство мажоритарщиков в списки "Слуги народа" или какого-то ребрендированного проекта не подпустят на пушечный выстрел. Вряд ли их примут к себе и другие условно проходные силы. Своих бы провести. Не нужны выборы и оппозиционным фракциям. Соцопросы дают не всем из них шанс попасть в следующий состав законодателей. Возможно, потому после слов Стефанчука о "важных решениях" никто ничего и не делал. В сессионном зале просто нет достаточного количества голосов для их принятия.

Вчера президент Зеленский рассказал, что встречался с сенатором Грэмом и объяснил тому, что для проведения выборов нужны деньги партнеров, наблюдатели даже на передовой и законодательные изменения в Избирательный кодекс. Если наши парламентарии готовы сделать это быстро. То есть фактически Зеленский на эзоповом языке объяснил, что выборов во время военного положения он не хочет.

Однако все же условия для перезагрузки могут созреть. Украинцы регулярно становятся свидетелями громких скандалов либо с депутатами, преимущественно от президентской фракции, либо с отдельными чиновниками. Как с Министерством обороны, которое притягивает к себе коррупционные скандалы, как магнит. Пока власти удается от этих историй отбиваться. Кого-то выгоняют из фракции, у кого даже отбирают мандаты, а кому-то из чиновников подыскивают замену. Но беда власти в том, что она никак не может контролировать эти скандалы и их информационную огласку. Говорят: где тонко, там рвется. А если тонко много где? То есть можно представить ситуацию, когда сработает диалектический принцип перехода количественных изменений в качественные – количество зашкваров станет таким, что косметическим ремонтом коридоров власти падение рейтингов не остановишь. Пожертвует ли тогда ОП нынешним комфортным для него раскладом в парламенте и согласится на выборы во время военного положения? После которых расклад будет совсем не комфортным, ведь с большой долей вероятности придется формировать коалицию вместе с новыми политическими силами в военных униформах вместо дорогих костюмов. Поэтому скорее выборы станут возможными не из-за внутренней необходимости перезагрузить власть для очищения от коррупционеров разных мастей, а в результате настойчивых советов наших союзников.

Насколько вероятен этот сценарий? Если пока о выборах говорят фигуры уровня Кокса и Грэма, то его вероятность низка. Цивилизованный мир понимает, что демократия – это не только выборы по графику, но и сохранение демократического курса в будущем. Однако Банковой нужно иметь план "Б" на тот случай, если идею выборов в Украине высоко оценят участники "Большой семерки". Вместе с Белым домом и Брюсселем. Каким может быть план "Б"? Либо Конституционный суд, но обновленным составом, скажет, что проводить выборы во время войны запрещает Основной закон и этот вердикт внимательные к процедурам партнеры не будут оспаривать, либо власти предложат альтернативу перезагрузке нынешнего состава парламента, сформировав правительство народного доверия. Не "слуг", как сейчас или как будет в случае замены Дениса Шмыгаля на кого-то другого, а с министрами от всех фракций. Это станет четким сигналом партнерам, что действующий парламент дееспособен, а власть мыслит стратегически, подобно британцам во времена Второй мировой во время правления Уинстона Черчилля – ради победы над внешним врагом нация способна объединиться даже с политическими оппонентами.

Есть, правда, третий вариант – ни с кем должностями не делиться, ситуативно тушить очаги скандалов и все списывать на "шатуны", запускаемые "рукой кремля". Это уже было при предшественниках. Им не помогло. Хождение по тем же граблям ничего, кроме болезненных шишек, не приносит. Но почему-то именно этот вариант у наших политиков пока наиболее популярен...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme