Власть увеличивает детские выплаты: Могут ли 50 тыс. гривен убедить украинок больше рожать

Верховная Рада намерена увеличить выплаты при рождении ребенка: за первенца родители будут получать 50 тыс., а за третьего ребенка в семье — 150 тыс. гривен

Экономический и политический обозреватель
Власть увеличивает детские выплаты: Могу…

Украинская власть возвращается к практике материального стимулирования рождаемости — снова хотят увеличить выплаты при рождении детей. Демографический кризис с резким сокращением численности населения заставляет государство прибегать к активным шагам по омоложению нации, информирует Depo.ua.

Сколько будут платить за первого, второго и третьего ребенка

В Верховной Раде сейчас зарегистрированы уже четыре законопроекта, которые предусматривают в той или иной форме усиление финансовых стимулов для роста рождаемости. Первым, флагманским, документом был проект закона "О государственной помощи семьям с детьми" (относительно увеличения размера помощи при рождении ребенка), который разработал и подал на рассмотрение Рады Кабинет Министров еще в мае нынешнего года.

Сразу после его регистрации под номером 5585 в течение первого летнего месяца посыпались альтернативные проекты. Один едва ли полным составом подала фракция "Слуги народа". Первым автором в нем указан председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Также были и проекты от отдельных депутатов из разных фракций. Все эти предложения в той или иной степени отображают желание законодателей повысить денежное вознаграждение для родителей.

Уже в сентябре Комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики, который является главным при рассмотрении этого вопроса, определился: в работу пойдет проект Гетманцева и Ко под номером 5585-1, а проекты Шмыгаля и отдельных нардепов были отклонены.

Итак, главным параметром отобранного профильным комитетом документа является повышение выплат семьям, в которых произошло пополнение. Так, помощь при рождении ребенка назначается в следующих размерах:

  • при рождении первого ребенка — 50 тыс. гривен,
  • второго ребенка — 100 тыс. гривен,
  • третьего и каждого следующего ребенка — 150 тыс. гривен.

Однако не всю сумму сразу родители будут получать на свои счета. За первого ребенка сначала одноразово выплатят 15 тыс., а остальное - равными суммами в течение трех лет. При рождении второго ребенка первый транш составит 30 тыс. гривен, а при рождении третьего и каждого следующего — 45 тыс. гривен. Остальное, как и в случае с первенцем, будут выдавать частями в следующие три года.

Сколько платили раньше и помогало ли это

Авторы законопроекта руководствуются стремлением исправить демографическую ситуацию и как минимум остановить отрицательный баланс родившихся и умерших украинцев. Подтолкнул их к этому поразительный факт из статистики прошлого года: в 2020-м был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости за последние десять лет. Ведь в прошлом году в роддомах приняли всего 293 тыс. младенцев. Тогда как, например, 2013-м — более полумиллиона.

Стоит отметить, что нынешний эксперимент — далеко не первый в новейшей истории Украины. Впервые за последние пару десятилетий такую практику испытали в 2005 году. Тогда Украина по уровню единовременного пособия опередила почти все страны Европы: при рождении первого ребенка начали платить около 1700 долларов США. Впоследствии, в 2008-м и 2011-м, в гривневом эквиваленте помощь увеличивали.

Семьи-счастливицы, которые рожали в последующие годы, вплоть до лета 2014 года получали за третьего ребенка больше 120 тыс. (за первого и второго — по 30 и 60 с лишним тысяч соответственно). Но из-за проблем с бюджетом тогда произошло резкое сокращение помощи, и она составила 41 тыс. — независимо от того, первый, второй, третий или восьмой ребенок родился в семье. Сомнительно, что только уменьшение выплат так радикально повлияло на уровень рождаемости, но с того момента кривая пополнений резко покатилась вниз. А семей, где больше одного-двух детей, стало значительно меньше.

У нынешнего проекта власти традиционно имеются как сторонники, так и скептики. С одной стороны, он выглядит как социальный, направленный на повышение благосостояния украинских семей, что может повлечь за собой и исправление демографической ситуации.

Но с другой - никуда не девается общее депрессивное состояние экономики и связанный с ним низкий уровень жизни. И увеличение помощи можно воспринимать как лечение симптомов, а не самой болезни. Ведь постоянное снижение доходов домохозяйств на фоне роста стоимости жизни заставляет молодые семьи отказываться от многодетности, ограничиваться одним ребенком в семье или вообще откладывать рождение детей на неопределенный срок. Все это уже привело к тому, что суммарный коэффициент рождаемости катастрофически упал за последние годы и сейчас на одну женщину репродуктивного возраста приходится лишь 1,22 ребенка. Тогда как для более или менее нормального воспроизведения нации необходимо минимум 2,13.

При этом, как можно понять по мотивации чиновников, они считают уровень помощи при рождении ребенка едва ли не ключевым показателем. Тогда как скептики говорят, что просто 50 тысячами или даже 150 тысячами особых успехов достичь не удастся. Ведь неуверенность в будущем такими деньгами не перекрыть не только для относительно состоятельных семей, но и даже для тех, кто находится в трудном материальном положении. И однозначно нашел бы, куда пристроить обещанные государством суммы.

В любом случае, даже предыдущие удачные эксперименты с повышением рождаемости посредством финансового стимулирования не обязательно будут успешными и сейчас. По тогдашним подсчетам НАН Украины, установление выплат в 2005-м повлияло на решение рожать только для 12-14% рожениц, большинство же принимало это решение под влиянием других факторов. В первую очередь — позитивных ожиданий от будущего. Сейчас, по данным социологических опросов, население находится скорее в состоянии апатии, чем оптимизма.

В основном не вызывают положительных ожиданий ни пандемия, ни экономические проблемы, ни война. К тому же украинки, как и большинство жительниц развитых стран, стали рожать значительно позже и часто ограничиваются только одним ребенком.

С другой стороны, еще в 2005 году, когда на детей пошли большие выплаты, перед обществом появилась другая проблема, ведь массово начали рожать семьи, которые хотели иметь не ребенка, а деньги за него. Поэтому и с нынешним повышением уровня финансовой поддержки молодых родителей не все так однозначно. Хотя, конечно, для определенного количества семей хоть и небольшая, но гарантированная финансовая поддержка может стать одним из аргументов в решении рожать ребенка. Хорошо бы, если бы государство помогало таким семьям не только деньгами, но и реально выгодными кредитами на жилье, льготами и субсидиями.

Напомним, в апреле нынешнего года правительство утвердило постановление, которым существенно расширило круг лиц, не могущих рассчитывать на государственную субсидию. Список тех, кому закрывается доступ к ней, пополнился за счет владельцев банковских депозитов и держателей ценных бумаг. То есть если молодая семья хочет завести ребенка и параллельно собирает деньги на квартиру, положив их на депозит, права на субсидию они уже не имеют.

Читайте также: Ипотека под 7%: Как государство под предлогом защиты украинцев без жилья будет помогать застройщикам.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme