Воевать ночью и сбивать самолеты: Что за систему управления оружием боевых вертолетов разработали в Украине

Унаследованные от СССР боевые вертолеты могут получить вторую жизнь и стать полноценными участниками воздушного боя, но не все так просто

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Воевать ночью и сбивать самолеты: Что за…
Фото: Dylan Malyasov

На днях стало известно, что сейчас в Украине проходят государственные испытания новой системы управления вооружением боевого вертолета, которая, по словам разработчиков, позволит нашим боевым вертолетам успешно воевать ночью, использовать высокоточное вооружение и даже противостоять боевым самолетам в воздушном бою.

Речь идет о новой системе управления оружием боевого вертолета "ПрПк-17 (24)", которую разработало ЗАО "Рамзай" совместно с рядом украинских государственных предприятий.

Что такое боевые вертолеты

Боевой (ударный) вертолет — это военный вертолет, который выполняет функции штурмовика и способен поражать цели на земле и, реже, в воздухе.

Сегодня ударные вертолеты играют две основные роли: обеспечение воздушной поддержки наземных войск и уничтожение бронетехники.

Наиболее известными в мире ударными вертолетами является американский AH-64 Apache и советский Ми-24 различных модификаций. Их можно наблюдать в фильмах о военных операциях как стран НАТО, так и бывшего так называемого "социалистического лагеря".

Ми-24

Ми-24/Фото: ЕРА

Что касается Украины, то как и в случае с боевыми самолетами, наше государство никогда не разрабатывао и не производило собственных боевых вертолетов и вооружения к ним. Поэтому сейчас на вооружении ВВС ВСУ находятся только "унаследованные" от СССР боевые пташки— ударный вертолет Ми-24 и многоцелевой вертолет с функциями ударного Ми-8.

По состоянию на сегодня по разным данным в Украине насчитывается суммарно около 40-60 вертолетов Ми-8 и Ми-24 различных модификаций.

Вооружение ударных вертолетов может включать в себя противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), высокоточные ракеты, пулеметы, малокалиберные пушки и тому подобное. Некоторые ударные вертолеты оснащаются ракетами класса воздух-воздух, но в основном для самообороны.

Для успешного применения управляемого и неуправляемого ракетного и пушечного вооружения в современных условиях вертолеты требуют соответствующих систем управления вооружением. Они позволяют достигать высокой вероятности поражения целей.

Что у нас сейчас

До нападения России в 2014 году в Украине слабо занимались ударной авиацией, и вертолеты не были исключением. Однако, суровая реальность заставила пересмотреть этот подход и взяться за модернизацию вертолетного парка буквально с нуля.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Авиация

Благодаря совместным усилиям государственных и частных предприятий во главе с ГККБ "Луч", Украине удалось создать комплекс управления огнем с интегрированным оптико-электронным модулем для обнаружения цели и наведения на цель ракеты ПМ-ЛКТ. Комплекс получил название "524Р" и позволил использовать на боевых вертолетах отечественный противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) "Барьер-В".

Комплекс "524Р" предназначен для решения задач круглосуточного обзора, обнаружения, распознавания и автоматического сопровождения наземных и воздушных, подвижных и неподвижных целей. В частности, позволяет обнаруживать цели типа танк на расстоянии до 10 км.

Первые летные испытания украинских вертолетов, оснащенных новым комплексом управления огнем "524Р" с успешными пусками ракет по целям состоялись в 2017 году. Тогда использовали ракету ЖК-2В весом 47 кг с дополнительным двигателем, заряд которой позволял уничтожать любой современный танк. При этом сопровождение ракеты до поражения ею цели осуществляется автоматически.

Также этот комплекс может быть адаптирован и к пускам неуправляемых ракет, повысив точность стрельбы в два-три раза.

Но не все так просто. Сейчас комплекс управления огнем "524Р" устанавливается на вертолет Ми-8МСБ-В, тогда как, по словам генерального конструктора и генерального директора ГККБ "Луч" Олега Коростелева, об ударном Ми-24 речи вообще не идет.

"На Ми-24 нам никто задачу не поставил, и мы не проводим эти работы, и вот это меня смущает. Когда мы говорим о Ми-24, то есть о боевом вертолете, так вот, он никем не выставляется ни на государственный заказ, ни на его перевооружение. Вполне возможно, заказчик (Минобороны Украины) ведет переговоры с какими-то иностранными фирмами, но я считаю — лучше иметь свое", — рассказал Олег Коростелев в интервью проекту Security Talks.

Ми-8МСБ-В

Ми-8МСБ-В/Фото: Defense Express

Что ожидается

Система управления огнем "ПрПк-17 (24)", которая сейчас проходит государственные испытания, создана для управления управляемыми ракетами "Барьер-2В", производителем которых является государственное предприятие КБ "Луч".

Она уже позволяет вертолету поражать наземные цели на дальности до 7,5 километра, а в ближайшем будущем этот показатель может вырасти до 12 километров.

По словам специалистов, система также позволит существенно увеличить возможности использования неуправляемого оружия. В частности, точность пуска неуправляемых ракет С-8, которые находятся на вооружении ВВС ВСУ, благодаря использованию лазерного дальномера и баллистического вычислителя вырастет минимум в два раза. С новой системой управления огнем эти ракеты можно будет использовать на расстоянии до 5 километров (сейчас это возможно на расстоянии всего до 2,2 км).

Также использование "ПрПк-17 (24)" позволит установить на вертолет ракету класса "воздух-воздух" Р-73. В условиях интеграции системы нашлемного указания УСЦ "Сура" это позволит вертолету сбивать воздушные цели, чего раньше не было.

Читайте также: Смертельное оружие: Что за ракеты "Оскол" разработали и испытали в Украине

Кроме этого, новая система управления оружием боевого вертолета позволит использовать эти воздушные машины в ночном бою, чего также раньше не было.

А пока Минобороны проводит государственные испытания, новая система управления огнем "ПрПк-17 (24)" полным ходом поставляется на экспорт, в частности, в Камерун и Уганду, армии которых также являются эксплуатантами боевых вертолетов советского образца.

Что в мире

В качестве характерного прибора современной авионики боевых вертолетов, своеобразного эталона, можно выделить интегрированную систему управления огнем боевых вертолетов АН-64 Аpach Longbow (США).

При ее проектировании было поставлено требование, что вертолет должен обнаружить и поразить зенитно-ракетный комплекс ЗРК врага быстрее, чем ЗРК поразит его. Учитывая, что время реакции типичного ЗРК составляет 10 секунд, то вертолет должен действовать вдвое быстрее.

Интегрированная в радиолокационную станцию (РЛС) вертолета система управления вооружением работает в трех основных режимах: по наземным целям, в режиме отслеживания рельефа местности и по воздушным целям.

На вертолете также установлен радиочастотный интерферометр (пассивный радар), который фиксирует объекты излучения. Система автоматически выбирает наиболее опасные цели, которые выводятся на дисплей средств управления огнем для первоочередного поражения.

В режиме работы по воздушным целям радар имеет круговой обзор и способен классифицировать три вида целей: самолет, вертолет в режиме движения и вертолет в режиме "висения".

Режим захвата целей позволяет только одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить управляемые ракеты, тогда как остальные машины могут вести огонь из укрытия за пределами видимости.

В систему также встроена опция распознавания "свой-чужой", что не позволяет случайно сбить вертолет или самолет своей группы или союзников.

АН-64 Аpach Longbow

АН-64 Аpach Longbow/Фото: ЕРА

Читайте также: Оружие будущего: Что за суперракету "Молния" разработали в Украине

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme