Проект "Тень": Какие рóботы скоро будут охранять государственную границу с моря

Морские рóботы – одно из самых перспективных направлений развития ВМС в мире. Начинают это осознавать и в Украине

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Проект "Тень": Какие рóботы скоро будут…

Рóботы на службе армии – тема далеко не новая и в некоторой степени уже заезженная. Роботизированные аппараты и комплексы давно используются в военных целях, в том числе и в Украине.

Depo.ua не так давно писал о разнообразных беспилотных комплексах воздушного наблюдения, а также о колесном боевом роботе "Фантом" от государственного концерна "Укроборонпром" и гусеничном боевом роботе "Пиранья" от ЧАО "Завод "Кузница на Рыбальском"".

Читайте также: Боевые роботы – отныне и в Украине.

Однако роботы проникли в украинскую армию не только в воздухе и на земле. Мало кто знает, но на море они также находят свое применение. В частности, в Николаеве компания "Unik Yachts" еще два года назад разработала уникальный беспилотный катер для Морской охраны Госпогранслужбы. Речь идет о беспилотном катере проекта "Тень".

Вообще, к морским роботам традиционно относят автономно действующие противоминные, разведывательные, ударные, специальные и другие подводные аппараты, безэкипажные надводные катера (плавсредства) различного назначения, а также комплексы управления ими и обеспечения их работы.

По информации разработчиков, украинский беспилотный катер "Тень" предназначен для патрулирования и визуального контроля акватории в дневное и ночное время, осмотра, классификации и целеуказания на потенциально опасные объекты, проверки акваторий на наличие мин, контроля загрязнения окружающей среды. То есть, выполняет почти весь спектр требований перед роботами такого типа.

Данный беспилотник имеет компактные размеры и вес, может базироваться на судах береговой охраны. Он также имеет много датчиков для выполнения различных миссий и оборудован автоматической платформой для управляемого подводного аппарата.

"Тень" предусматривает три режима работы: дистанционный ручной, автоматический (движение по заданной траектории при непрерывном контроле ведущей станции) и автономный (без радиоканала, катер движется по запланированному заранее маршруту без связи с базовой станцией).

Осталось добавить, что создание морских роботизированных комплексов для нужд Морской охраны предусмотрено Стратегией развития ГПСУ. Согласно ей, до 2017 года украинские морские пограничники должны были получить четыре таких катера: Мариупольский отряд Минобороны - три катера, Измаильский учебно-тренировочный отряд - еще один. Также планировалось, что в течение 2018-2020 гг. еще семь таких аппаратов будет передано Одесскому отряду Морской охраны. Правда, никаких подтверждений фактической передачи беспилотных катеров "Тень" по состоянию на сегодня нам найти не удалось.

А что же в мире? Вообще, морские дроны, как подводные, так и надводные, используют пограничные ведомства и ВМС многих стран. Они осуществляют автоматическое патрулирование, охраняют береговую линию и порты, ищут мины. Некоторые даже имеют вооружение и используются как боевые машины.

Более того, в мире наблюдаются тенденции к широкомасштабному внедрению ведущими морскими державами мира новых концепций ведения операций на море, которые предусматривают применение безэкипажных роботизированных морских систем и аппаратов.

К наиболее известным примерам боевого применения безэкипажных подводных аппаратов можно отнести использование автономных подводных аппаратов типа "Wervolfmarine" во время проведения операции НАТО в Ливии в апреле 2011 г. Тогда в результате атаки, проведенной с применением этих аппаратов, в порту Триполи были уничтожены четыре катера и повреждены две подводных лодки ВМС Ливии.

Враг также не дремлет. На России во время проведения военно-технического форума "Армия-2017" были показаны функциональные возможности роботизированного комплекса морского базирования "Галтель", который предназначен для выполнения поисковых и обследовательских работ, охраны подводных акваторий, инспекции и контроля инженерных сооружений на глубинах до 300 метров.

Некоторые военные эксперты (как-то кандидат военных наук, доцент, капитан 1-го ранга Степан Якимьяк) вообще считают, что перспективной моделью и будущим отечественных ВМС являются именно современные морские роботизированные системы военного назначения, а не так называемый "москитный флот". Более того, Якимьяк убежден, что концепцией развития украинского флота должна быть Концепция создания и применения роботизированных морских систем.

Тем более, что нам есть у кого учиться. По данным официального сайта ВМС США, в Центре подводной войны ВМС в 2017 году в составе флота впервые был создан дивизион безэкипажных подводных аппаратов.

Тот же Степан Якимьяк убежден, что в Украине есть как научные человеческие ресурсы, так и технологическая база для развития роботизированных морских систем военного назначения. Нет только системной организации работы в этом направлении на уровне государства.

В то же время ученые всего мира уже работают над основными направлениями совершенствования и развития этой отрасли. Во-первых, над повышением эффективности энергетических установок автономно действующих комплексов, и во-вторых, над созданием более совершенных образцов бортовых навигационно-поисковых комплексов и систем управления. Проще говоря, у современных морских роботов есть куда расти как в направлении запаса хода, так и в направлении "интеллекта".

Но наиболее актуальным представляется направление создания роботизированных систем междусферного применения. То есть, гибридных безэкипажных аппаратов, способных к передвижению и действиям как под водой, так и на побережье и в воздухе. Но пока это вопрос хоть и не далекого, но все же будущего.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme