Первый новый самолет для Украины: Что за Ан-178 скоро появится в ВСУ

За весь период независимости Вооруженные силы Украины не получили ни одного нового самолета, но в конце 2020 года ситуацию удалось сдвинуть с мертвой точки

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Первый новый самолет для Украины: Что за…
Фото: ДП "Антонов"

Военная авиация — это не только реактивные разведчики, истребители, бомбардировщики и штурмовики. Это также и транспортные самолеты, которые используются для оперативной переброски солдат и военной техники из одной точки в другую (например, из места постоянной дислокации в место проведения боевых действий), а также доставки боеприпасов, гуманитарных грузов, эвакуации раненых и т. д.

Так, в первые месяцы войны на Донбассе военно-транспортная авиация сыграла важную роль в поддержании боеспособности украинских подразделений, которые оказались в окружении российских войск.

Вместе с тем состояние украинской военно-транспортной авиации (собственно, как и всей военной авиации) оставляет желать лучшего. Она имеет на вооружении самолеты Ил-76МД, Ан-24, Ан-26 и вертолеты Ми-8МТ — все еще советского производства. Современный Ан-70 хоть и принят на вооружение в 2015 году, однако ни одного самолета до сих пор заказано и изготовлено не было.

Читайте также:Как Украина развивает свою армию: Авиация.

Что побудило начать обновлять авиапарк

После катастрофы самолета Ан-26 осенью 2020 года под Чугуевом, в которой погибли 19 курсантов Харьковского университета Воздушных сил и семь офицеров - членов экипажа, в правительстве заговорили о новых транспортных самолетах для украинской армии. Ведь за все время независимости Украины ВСУ не получили ни одного нового самолета.

В то же время госпредприятие "Антонов" постоянно жаловалось на отсутствие заказов со стороны государства, тогда как заводу есть что предложить. Прежде всего говорилось о транспортном самолете Ан-178, серийное производство которого наладили в 2020 году. На предприятии уверяют, что он уже без российских комплектующих.

Первые шаги в этом направлении были сделаны 11 декабря 2020 года, когда Министерство обороны заключило контракт с ГП "Антонов" о закупке трех Ан-178 и даже получило разрешение правительства осуществить авансовый платеж. А 29 декабря 2020 года при участии президента Владимира Зеленского состоялось подписание меморандума между Минобороны и "Антоновым" о сотрудничестве по строительству самолетов для нужд армии.

Анонсированная стоимость контракта составляет около 3 млрд гривен, срок выполнения работ — четыре года. Первый Ан-178 украинская армия должна получить в первой половине 2023 года, а следующие самолеты будут передавать по одному через каждые три месяца.

И вот позавчера, 3 марта 2021 года, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль отчитался, что государство оплатило "Антонову" аванс по контрактам на покупку трех новых самолетов Ан-178. Таким образом, государственные гарантии этого соглашения могут считаться выполненными, и дальше дело за авиастроителем.

Что за самолет

Ан-178 — это современный украинский ближнемагистральный транспортный самолет с турбореактивными двигателями, разработанный киевским ГП "Антонов" на базе пассажирского Ан-148/Ан-158.

Это достаточно новая разработка (создание самолета началось в 2010 году), призванная заменить военно-транспортные самолеты предыдущего поколения Ан-12, Ан-26 и Ан-32.

Ан-178 относится к категории средних транспортных самолетов грузоподъемностью 15-18 тонн (два стандартных морских контейнера). Он имеет крейсерскую скорость 825 км/ч, высоту полета 12 км и дальность полета 5,5 тыс. км.

Самолет может садиться и взлетать с любых аэродромов, в том числе с грунтовым покрытием, что делает его пригодным для военных целей. В Вооруженных силах Украины им планируют заменить устаревший Ан-26.

Стоит отметить, что Ан-178 вдвое быстрее советского Ан-26, а грузов может перевезти втрое больше. Если возникает угрожающая ситуация в каком-то регионе, то в Ан-178 можно своим ходом загрузить три броневика с экипажами и за час перевезти в любую точку Украины. А три самолета могут перебросить практически целую роту с полным вооружением.

Серийное изготовление самолетов Ан-178 началось только в 2020 году в рамках контракта с Перу, заключенного в августе 2019 года. В СМИ фигурирует информация, что перуанцы заказали один самолет по цене 65 млн долларов.

Читайте также: Украина вооружает мир: Как мы продвигаемся на рынок Латинской Америки.

А в декабре 2020 года Министерство обороны Украины заключило уже упомянутый контракт на три самолета.

Как продвигаются работы

Еще в начале февраля 2021 года на госпредприятии "Антонов" доложили о начале работ по строительству и подготовке к стапельной сборке первого фюзеляжа, который должен быть готов к концу мая этого года. Затем планируется провести стыковку крыла, хвостового оперения и других элементов планера.

Сбор фюзеляжа самолета Ан-178

Причем если раньше значительную часть фюзеляжа (хвостовая часть и оперение, часть кабины, мотогондолы) поставляли из России, то сейчас завод "Антонов" уже способен производить самостоятельно все составляющие планера самолетов.

Сложнее обстоит ситуация с двигателем, а именно с двухконтурным турбореактивным Д-436-148ФМ, разработанным ГП "Ивченко-Прогресс", которое входит в состав ГК "Укроборонпром", непосредственно для Ан-178.

Вообще, двигатель Д-436-148ФМ для транспортного Ан-178 был создан на базе двигателя Д-436-148, которым оснащаются пассажирские самолеты Ан-148/Ан-158. От пассажирского предшественника он отличается увеличенной тягой на всех основных режимах работы двигателя и улучшенными эмиссионными характеристиками.

В первоначальной версии этого двигателя используются отдельные компоненты российского происхождения — электронный блок управления ЕСУ-436, агрегаты топливной системы и агрегаты управления компрессором.

Однако в конце февраля 2021 года директор ГП "Ивченко-Прогресс" Игорь Кравченко сообщил о планах сертифицировать импортозамещенный двигатель Д-436-148ФМ для самолета Ан-178 в ближайшие два года (то есть без срывов графика поставок готовых самолетов в войска).

По его словам, сейчас вся работа над новыми двигателями проходит по плану и никаких особых проблем не предвидится.

Двухконтурный турбореактивный двигатель Д-436-148ФМ для самолета Ан-178

Интересные факты

Самолет Ан-178 должен был получить собственное имя — по примеру самолетов Ан-225 "Мрия" и Ан-124 "Руслан". Для этого в октябре 2015 года ГП "Антонов" объявило конкурс на лучшее название для Ан-178, и в результате опроса, который проводили на странице предприятия в Facebook, победил вариант "Бандера".

Однако, по политическим соображениям, на ГП "Антонов" отказались называть самолет в честь лидера ОУН. Соответственно, самолет остался в международной классификации без имени — просто Ан-178.

Также интересно, что сначала совместным производством самолетов Ан-178 на своих заводах интересовались россияне. Однако после начала войны об этом не могло быть и речи, поэтому Россия начала информационную кампанию по дискредитации украинского проекта Ан-178 в мировых СМИ.

В частности, россияне почти спровоцировали международный скандал, распространив в 2020 году информацию, что якобы Ан-178 — это не тот самолет, который нужен МВД Перу, поэтому якобы перуанские власти решили отказаться от контракта с Украиной.

В итоге, представителям перуанской и украинской власти пришлось провести совместную онлайн-конференцию, во время которой со стороны Перу было подтверждено, что заключенный контракт является действующим, а Украина подтвердила способность вовремя собрать и поставить законтрактованный самолет.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme