Когда в ВСУ появится больше глаз

Несмотря на, в целом, положительную тенденцию реформирования Вооруженных сил Украины, находятся такие места, куда реформы еще не добрались

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Когда в ВСУ появится больше глаз…

Информация о том, что Россия использует американские навигаторы в войне против Украины и Сирии не только возмутила, но и заставила задуматься над некоторыми вещами. О том, что огласка данного вопроса заставит руководство США обратить внимание на это безобразие (за всем не уследишь, бывает) и вскоре конфликт будет исчерпан – сомнений почти нет. Но речь сейчас даже не об этом.

После этой новости захотелось выяснить: а какими средствами навигации обеспечены украинские военные? И обеспечены ли вообще? Как оказалось, это – одна из самых непривлекательных сторон Вооруженных сил Украины.

Начнем с авиации. Большинство самолетов и вертолетов осталась нашим военным еще во времен Советского Союза, поэтому ни о каких стационарных средствах навигации и речи быть не могло. В это сложно поверить, но до лета-осени 2014-го года пилоты, которые летали в зону боевых действий, пользовались... бумажными картами, составленными еще в 1957-м году!

Ситуацию удалось спасти, главным образом, благодаря силам волонтеров. Так волонтерская группа "Вернись живым" в начале сентября 2014-го года обеспечила специальными высокочастотными GPS-навигаторами "Garmin Aera 695" 40-й и 831-в истребительные авиационные бригады в Василькове и Миргороде соответственно.

Коли ЗСУ отримають навігаційне обладнання - фото 1

Это GPS-навигаторы нового поколения производства США стоимостью 1920 долларов за единицу. Деньги тогда собрали за неделю с помощью объявления в сети Фейсбук и непосредственных обращений к спонсорам.

Данные устройства очень удобны для авиации, потому что оборудованы кнопками – это облегчает пользование ими для пилотов, ведь те летают в специальных перчатках, которые не приспособлены для сенсорных приборов. Также устройство можно закрепить на колено – оно очень прочное и во время катапультирования пилот легко найдет путь к месту, с которого будет быстро эвакуирован своими войсками. Еще устройство имеет повышенную устойчивость к радиоэлектронным помехам, которые используются в зоне АТО. В конце-концов, в навигаторе не только можно прокладывать маршрут для самолета, но и заносить информацию о зонах действия вражеских "Буков", и он всегда будет предупреждать, если пилот попадет в эту зону.

Коли ЗСУ отримають навігаційне обладнання - фото 2

Командир танкового батальона "Зверобой", полковник Николай Скиба чуть раньше в интервью depo.ua описывал похожую ситуацию: "Изначально у нас не было необходимого оборудования, чтобы вести огонь с закрытых огневых позиций, но затем мы нашли штук шесть таких установок, а фонд "Вернись живым" и "Армия SOS" помогли с планшетами, где была программа для наведения пушек по заданным целям".

Но если авиацию и танки удалось обеспечить средствами навигации, то другие роды войск о них могут мечтать до сих пор. Так, например, автомобильные и дорожные войска до сих пор пользуются бумажными картами старой разработки. Как рассказывают сами военные одного из Автобатов: "У нас до сих пор один навигатор – карта автомобильных дорог Украины. И инструкции по мобильному телефону, вроде: повернешь направо через 300 метров".

Не лучше ситуация и в механизированных войсках. Как сообщил для depo.ua подполковник Николай Журавлев, который летом прошлого года выполнял боевые задачи на территории Донецкой и Луганской областей в составе 30-й ОМБР, ему приходилось пользоваться бумажными картами. Причем, как отмечает сам Николай Журавлев, в этом есть как позитив, так и негатив. Негатив в том, что на местности появились новые элементы застройки и встречаются кое-где измененные ландшафты. Позитив же пан подполковник видит в том, что работая с картами, боец разбирается в ситуации, ведь в случае подавления сигнала навигатора он останется наедине с местностью и, в лучшем случае, все с теми же картами.

Хотя, конечно, ситуация на самом деле не такая уж и печальная. По информации из собственных источников в ВСУ, depo.ua удалось выяснить, что некоторые рода войск таки обеспечиваются навигационным оборудованием, но приходит оно, преимущественно, с новыми или модернизированными видами вооружения. Например, новейшие версии БТР и БМП, а также ББМ (например, "Дозор-Б") уже оборудованы стационарными навигационными устройствами. Оборудованы ими и образцы импортной техники, в частности HMMWV, более известные у нас как "Хамви", или "Хаммер".

А вот на старые "Уралы", МАЗы и КамАЗы ставить дорогие новейшие навигаторы военное руководство нашего государства не спешит. Поэтому там или военные сами покупают навигаторы, или опять волонтеры приходят на помощь.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme