Эволюция украинской армии: Как изменился военный резерв ВСУ за семь лет войны

Ровно семь лет назад, 14 апреля 2014 года, на востоке Украины стартовала Антитеррористическая операция (АТО)

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Эволюция украинской армии: Как изменился…
Фото: pershij.com.ua

Днем ранее, реагируя на захват российскими диверсантами во главе с Игорем Стрелковым-Гиркиным админзданий в Славянске, указ о начале АТО подписал в. о. президента Украины Александр Турчинов.

Одной из главных проблем, с которой столкнулась украинская власть на первой стадии АТО, было отсутствие дееспособного военного резерва. На это были как объективные (людей с опытом боевых действий за пределами ВСУ насчитывалось несколько сотен от силы — в основном это участники украинских миротворческих контингентов), так и субъективные причины (государство просто "забило" на подготовку резервистов ВСУ).

Сегодня уже весна 2021 года, и угроза продолжает усиливаться с каждым днем.

Читайте также: Обострение на границе усиливается: Решится ли Путин снова напасть на Украину.

Конечно, ситуация с резервистами сегодня существенно отличается от той, что была семь лет назад. По крайней мере, количество людей с реальным военным опытом исчисляется сотнями тысяч. Да и сами военные отмечают, что за последние пять лет Украина для укрепления военного резерва сделала в разы больше, чем за весь предыдущий период.

Оперативный резерв

Так, в марте 2015 года Верховная Рада Украины приняла закон, согласно которому всех уволенных военнослужащих причисляют к оперативному резерву. То есть участники боевых действий на востоке Украины и солдаты-срочники при увольнении в запас подписывают соответствующие контракты, и в случае мобилизации их назначают на должности при воинских частях и подразделениях, где они ранее служили.

Например, военный контрактник несколько лет командовал отделением определенной бригады, после чего уволился из армии. Теперь в случае угрозы военной агрессии против Украины его призовут в его предыдущую бригаду в то же подразделение, где он займет свой должность или другую, которая по функциональным обязанностям практически не будет отличаться от предыдущей.

По замыслу, такой подход позволит поддерживать ВСУ в постоянной боеготовности и избавит от многих проблем, которые существовали во время мобилизационных волн 2014-2015 годов, создавая армейский кадровый голод.

А чтобы после увольнения бывшие военные не теряли навыков, их привлекают к военным учениям, которые проводятся дважды в год — весной и осенью. Продолжительность одной такой подготовки - 10-20 суток, и она должна быть максимально приближенной к боевым условиям.

Таким образом, оперативный резерв является наиболее боеспособным, ведь в него входят участники АТО/ООС, подписавшие соответствующие контракты с Минобороны. На сегодня он насчитывает около 200 тыс. человек. Именно их вызывали на учения в ноябре 2018 года после агрессии пограничных кораблей России в Керченском проливе против кораблей ВМС ВСУ и дальнейшего объявления режима военного положения на 60 суток в десяти областях Украины.

Вообще же, согласно постановлению Кабмина, военный резерв делится по назначению на оперативный, мобилизационный и общественный.

Оперативный резерв по очередности привлечения делится на две категории:

1) резерв первой очереди — резервисты и военнообязанные (преимущественно с опытом участия в АТО/ООС), предназначенные для доукомплектования органов военного управления, воинских частей, подразделений боевого состава ВСУ и других военных формирований, а также правоохранительных органов специального назначения, Госспецсвязи;

2) резерв второй очереди, состоящей из резерва наращивания и территориального резерва.

В свою очередь, резерв наращивания включает резервистов и военнообязанных, предназначенных для комплектования военных единиц, которые не вошли в боевой состав ВСУ. В частности тех, которые формируются в особый период (стратегический резерв).

Тогда как территориальный резерв включает резервистов и военнообязанных, предназначенных для комплектования воинских частей и подразделений территориальной обороны.

Мобилизационный резерв

Его составляют люди, выполняющие небоевые задачи, — от преподавателей военных учебных заведений, военных инструкторов до клерков и штабных менеджеров. Это военнообязанные в запасе. Чаще всего выпускники военных кафедр гражданских вузов. Эти люди комплектуют части стратегического резерва и занимают командные должности в территориальной обороне. Направлять их в район проведения ООС можно только с их согласия.

Общественный резерв

Общественный резерв формируется из граждан, которые добровольно участвуют в обеспечении нацбезопасности и обороны государства. То есть, при желании, каждый украинец может пройти службу в военном резерве и стать резервистом.

Для этого надо собрать информацию об условиях прохождения такой службы в ближайшем территориальном центре комплектования (бывшем военкомате). Если условия удовлетворят — пройти медкомиссию.

Окончательное решение о зачислении в военный резерв принимает командир части, в составе которой резервист будет выполнять задачи. В случае его согласия заключают контракт, регламентирующий отношения во время прохождения службы. Один экземпляр хранят в личном деле, второй выдают резервисту, а третий остается в территориальном центре.

Гражданин должен быть годным к службе по состоянию здоровья, вкладываться в возрастные рамки (60 лет — предельный возраст для рядового, сержантского, старшинского состава, младшего и старшего офицерского состава, 65 лет — для высшего офицерского состава) и проживать возле места дислокации военной части.

В отличие от службы в запасе, резервисты служат на добровольной основе. Но они должны прибыть в воинскую часть по вызову в течение 24 часов, тогда как военнообязанным запаса на это отводится от двух до 29 суток.

В то же время служба в военном резерве имеет определенные преимущества. В частности, резервист обеспечивается военной формой, питанием и медицинской помощью на время сборов. За время пребывания в воинской части выплачивают среднемесячную зарплату по месту работы, а безработные получают минимальную зарплату. Также компенсируют стоимость проезда и платят суточные. В конце каждого года выплачивают денежное вознаграждение, размер которого зависит от воинского звания и должности.

Войска территориальной обороны

На это воинское формирование возлагается выполнение задач территориальной обороны в мирное время, в период и во время введения военного положения, но за исключением зон (районов) ведения боевых действий.

И хотя закон о территориальной обороне Украины до сих пор не принят Верховной Радой, бригады существуют уже несколько лет и даже активно проводят обучающую подготовку. Собственно, они начали формироваться еще в 2018 году — на замену батальонам теробороны (БТрО), возникшим в 2014-м и впоследствии переформированным в мотопехотные батальоны и переданным в состав бригад Сухопутных войск ВСУ.

Так, на днях в областях, граничащих с Россией, проходят самые масштабные учения отрядов территориальной обороны за все время их существования. Особенно в стратегически важных Херсонской, Киевской и Харьковской областях.

Читайте также: Закон о теробороне: Почему у Зеленского затягивают его принятие.

Призыв резервистов без объявления мобилизации

А вишенкой на торте в системе формирования кадрового военного резерва в современной Украине является право президента (он же — верховный главнокомандующий) неоднократно призывать в армию резервистов без объявления мобилизации. Конечно, такой призыв возможен только в "особый период", однако он в Украине начался в марте 2014 года с объявлением первой волны мобилизации и продолжается до сих пор.

Это право предоставлено ему законом относительно совершенствования отдельных вопросов исполнения воинской обязанности и ведения воинского учета, принятым Верховной Радой по представлению президента Владимира Зеленского 30 марта 2021 года.

Закон позволяет президенту призывать резервистов на военную службу в любое время без объявления мобилизации, а также вводит новые штрафы для уклонистов от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан за первое нарушение (было 1-3 необлагаемых минимума) и от 50 до 100 необлагаемых минимумов за повторное нарушение или совершение такого нарушения в особый период (было 3-7).

Таким образом, за нарушение правил воинского учета будут наказывать штрафом от 510 до 850 гривен, за повторное нарушение — от 850 до 1700 гривен. За нарушение мобилизационной подготовки будут штрафовать на 1700-3400 гривен для граждан, на 3400-5100 гривен — для должностных лиц. А при возможном повторном нарушении грозят штрафы от 3400 до 5100 гривен (для граждан) и от 5100 до 8500 гривен (для должностных лиц).

Кроме этого, данный закон запускает Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов в виде электронной базы данных.

Читайте также: Закон об усиленном воинском учете: Для чего Зеленскому срочная служба резервистов.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme