Земельный блицкриг: За какими манипуляциями Зеленский прячет опасности рынка земли

Уже во вторник депутаты рассмотрят в первом чтении изменения в земельное законодательство, которыми будет открыт рынок земли

Экономический и политический обозреватель
Земельный блицкриг: За какими манипуляци…

"Слуга народа" скромно, но настойчиво протаскивает через Раду земельную реформу. Вот внезапно на эту пленарную неделю назначено рассмотрение соответствующих законопроектов в первом чтении. Власть пытается совершить своеобразный блицкриг, когда, несмотря на сопротивление общества, закон пройдет первое чтение в том виде, который нужен его авторам. Удастся это Зеленскому и его "слугам народа" или комбинаторов ожидает фиаско, рассуждает Depo.ua.

На самом деле, в стремлении Владимира Зеленского провести земельную реформу очень хочется найти искреннюю заботу об интересах украинских землевладельцев. Но даже если президент действительно искренне желает принести пользу, в данном случае принцип "цель оправдывает средства" не сработает. Ведь форма того, как принимается решение об открытии рынка украинской земли, имеет гораздо большее значение, чем суть реформы. А форма, будем откровенны, довольно ущербна.

Подпольный комитет

Начнем с того, что решение комитета, которым был открыт путь к вынесению вопроса в зал Верховной Рады, произошло скорее как постыдный акт, чем как законодательная процедура.

Комитет по вопросам аграрной и земельной политики, который является профильным для этого законопроекта, должен был 18 октября в 14:30 собраться, чтобы рассмотреть все проекты по рынку земли. Но внезапно оказалось, что в 9:00 уже состоялось заседание, на которое пришли преимущественно представители фракции правящей партии и согласовали властный проект.

На самом деле, такое кулуарное протаскивание законопроекта было единственно возможным способом. Ведь сопротивление, которое ему оказывают некоторые политики и общественные институты, могло бы стать причиной срыва судьбоносного заседания. А когда решение уже принято, каким бы оно спорным ни было, отстаивать и защищать его легче, чем протягивать по-честному.

А защищать свое решение авторы решили способом, который применил когда-то "голубой воришка" Альхен в "12 стульях" и еще более умело воссоздал на днях его последователь Николай Тищенко: когда тебя спрашивают о пропавших стульях или факапе с Джокером, нужно молчать, стыдливо опускать глазки, легонько краснеть и махать ручкой.

Именно так отреагировали в правящих офисах на упреки о недемократической процедуре протаскивания законопроекта через комитет: Разумков кивал на комитет, а комитет в лице его руководителя и одновременно автора протянутого законопроекта разводил руками: где же взять стулья, если их уже нет.

Согласительный совет

Утром в понедельник внезапно выяснилось, что земельные законопроекты будут рассматриваться уже на следующий день, 12 ноября. Причем в повестке дня они стоят первыми. На согласительном совете Верховной Рады было громко объявлено, что проекты будут рассматриваться.

В свою очередь, Юлия Тимошенко и один из лидеров ОПЗЖ Юрий Бойко пытались поднять скандал тут же на согласительном совете. Но после того как представители "Слуги народа", которые имеют приоритет и в этом совещательном органе, не поддержали предложение о снятии "земли" с рассмотрения, Тимошенко и Бойко не осталось ничего другого, как отправляться на телеэкраны и мобилизовывать своих сторонников к завтрашнему заседанию.

Обращение Зеленского

Не успело руководство Верховной Рады утвердить повестку дня на вторник, как по всем доступным каналам связи в сознание украинцев стало проникать пронзительное обращение Владимира Зеленского, который в очередной раз объясняет украинцам, как сильно им необходим рынок земли.

При этом президент прибегает к несколько примитивной манипуляции, которой пользовались до него чуть ли не все протаскиватели сомнительных законов. Мол, вы сейчас проголосуйте за то, что есть, а уже ко второму чтению мы внесем необходимые изменения и удалим из проекта наиболее одиозные моменты вроде возможности продажи земли иностранцам.

Зеленский обещает, что вопрос о продаже земли физическим и юридическим лицам иностранного согласования будет принимать украинский народ на референдуме. А референдум может быть возможным после разработки и внедрения соответствующей процедуры, которая требует нового закона и, возможно, изменений в Конституции.

Суть манипуляции заключается в том, что президент со своими советниками пытается поставить телегу перед лошадью. Ведь совершенно непонятно, зачем протягивать сейчас в первом чтении нормы, которые вызывают общественный антагонизм, для того, чтобы перед вторым чтением их из закона выкинуть? И, заметьте, одно от другого отделяет лишь эфемерное обещание президента внести какие-то правки и ввести систему референдумов. Если отделить зерна от плевел, а рынок земли от проектного референдума, то возникает справедливый вопрос: зачем протягивать сейчас эти противоречивые нормы, чтобы потом их отменять?

Земельный темник

Нардеп Александр Дубинский, без которого сейчас не обходится ни один парламентский скандал, обнародовал документ, который можно назвать своеобразным "темником" для распространения.

В документе объясняется, в частности, что вопрос рынка земли и вопрос продажи земли иностранцам - два разных вопроса. И необходимо сейчас решить один, чтобы обеспечить гражданам их право на владение и продажу, а об иностранцах решать уже позже.

Впрочем, все эти мантры, как мы уже отмечали выше, являются не более чем маскировкой. А, на самом деле, друг от друга отделяет лишь тоненькая ниточка личного обязательства президента эту ниточку сохранить и в будущем вытянуть за нее из бездны своих обещаний то, которое гарантирует некий гипотетический референдум.

А на практике обойти это препятствие будет совсем не сложно, даже если формально обещание президента будет соблюдено.

Уличное осложнение

Вполне очевидно, что внутреннее сопротивление в парламенте авторам комбинации удастся преодолеть, просто отодвинув другие фракции от участия в процессе. А несогласных внутри "Слуги народа" компенсировать за счет депутатов "Голоса", других фракций и внефракционных.

Но улица может сыграть свою негативную роль. В этом контексте властная игра рассчитана на внезапность и молниеносность, когда между внесением вопроса в повестку дня и его голосованием под куполом остается меньше суток. Чего действительно мало, чтобы качественно организовать соответствующие акции протеста. Пока людей соберут, погрузять в автобусы и доставят в Киев на Грушевского, все решения уже будут приняты. А их авторы, по рецепту Альхена-Тищенко, лишь слегка будут краснеть и махать ручками.

В то же время определенная активизация в регионах может нанести и ощутимый вред. Так, по данным СМИ, аграрии начали перекрывать дороги в знак протеста против запуска рынка земли. Акции проходят во Львовской, Одесской, Черкасской и Николаевской областях. Протестующие требуют поменять местами коня и телегу: сначала провести всенародный земельный референдум, а потом голосовать за земельные законопроекты.

Но это осложнение могут преодолеть силовики. Вопрос лишь в том, как правильно этим инструментом власти воспользоваться и не пересечь границу.

В чем суть реформы

Напомним, что, согласно проекту Николая Сольского, в ряд законов вносятся изменения, которыми отменяется мораторий на продажу с/х земель и устанавливаются правила функционирования рынка земли, которые будут введены в действие с 1 января следующего года.

Основными параметрами принятого законопроекта являются следующие:

- минимальная стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах устанавливается на уровне не ниже нормативной денежной оценки;

- не допускается приобретение в собственность более 35% сельскохозяйственных земель объединенной общины, 15% сельскохозяйственных земель области и 0,5% сельскохозяйственных земель Украины;

- обеспечивается преимущественное право арендатора на покупку земельного участка;

- обеспечивается право граждан на выкуп земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, которые им принадлежат на праве постоянного пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Возможно выкупить с рассрочкой платежа до пяти лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков;

- президент может вводить в действие санкции в отношении продажи земли. Под санкции могут подпадать иностранные государства, неопределенный круг лиц определенной деятельности (секторальные санкции) и отдельные юридические и физические лица.

При этом устанавливается правило, по которому до 1 января 2024 года землю не могут приобретать юридические лица, которыми владеют иностранцы или лица без гражданства, иностранные компании и другие государства.

Но все эти "победы" нивелирует маленькая "измена" о том, что для некоторых иностранцев все-таки делается исключение. И в результате получается, что купить очень значительную часть наиболее плодородной и удобной в обработке земли смогут фирмы, контролируемые иностранными корпорациями.

Более того, для них создаются тепличные условия: им не нужно выкладывать сразу большие суммы денег за участки, ведь у них есть как минимум четыре года эксклюзивных прав, в течение которых они вряд ли выпустят из рук те наделы, которые уже есть в аренде. В течение этого времени зачаточный рынок земли можно "опустить" до минимума и реализовать "опцион" по самой низкой цене.

Читайте также: Коварная реформа: Как "слуги народа" обманут противников продажи украинской земли.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme