Как в Украине деолигархизировать СМИ: Советы экспертов

В эпоху интернет-медиа и социальных сетей, СМИ выполняют роль уже не столько отражения действительности и даже не фильтрации действительности, а формирования представления о том, что такое действительность. Для пиар-демонстрации "достижений" власти и отвлечения от тех вопросов, которые действительно достойны общественного внимания, СМИ все больше используются для создания в обществе ложного представления об актуальности определенных "надуманных" проблем благодаря концентрации внимания на них

Журналист ленты новостей

Об этом говорится в докладе Украинского института будущего (УИБ) "деолигархизации и закон", передает Depo.ua.

Так, чуть ли не самый главный пункт программы — деолигархизация СМИ.

Необходимо демонтировать условия для существования медиаимперий, которые бесконтрольно навязывают гражданам Украины искаженную картину социально-политических реалий, смещая фокус внимания общества на определенных "нужных" политиков и искусственно ограничивая доступ к СМИ кандидатов, не относящиеся к кланово-олигархическим группам.

Фактически любое должностное лицо Украины, наделенное властными полномочиями, находится под влиянием олигархов, ведь медиапропаганда в состоянии и выносить политиков на пьедестал, и разрушить их карьеры и репутации в случае "нелояльности" за считанные дни.

Относительно деолигархизации СМИ, важно учитывать иностранный опыт, как положительный, так и отрицательный.

Например, в 1996 году в США был принят закон о телекоммуникациях.

Негативное влияние закона нельзя преувеличить.

Этот закон резко уменьшил важные нормативные акты относительно перекрестного владения и позволил гигантским корпорациям скупать тысячи средств массовой информации по всей стране, увеличивая свою монополию на поток информации в США и во всем мире.

Если в 80-е годы до 90% СМИ в США принадлежало 50 корпорациям, то сейчас, после реализации указанного закона, около 90% крупнейших медиакомпаний страны принадлежат всего 6 корпорациям.

Предлагается рассмотреть следующие основные возможные шаги со стороны государства для проведения реальной деолигархации украинских СМИ.

1. Корпоративные:

  • обеспечение прозрачности структуры собственности, включительно с раскрытием конечных бенефициаров;

  • ограничение монополизации и перекрестного владения (запрет одному владельцу или группе связанных лиц одновременно владеть корпоративной долей больше, чем определенный размер (например, 20%) в СМИ в более одном секторе национальных СМИ)

  • обеспечение прозрачности в структуре управления и финансирования;

  • обязательность наличия коллективных органов управления в СМИ, представительство журналистов и редакторов в них на уровне не менее, чем, например, 51%.

2. О прозрачности и доступности информации о СМИ:

  • реформирование  действующего законодательства о доступе к информации;

  • обязательность публичной отчетности СМИ о структуре собственности, управления и финансирования (ежегодно и накануне выборов).

3. О трудовых отношений в СМИ:

  • обязательность подписания в СМИ коллективных трудовых соглашений (с обязательными условиями о запрете руководству СМИ на необоснованные увольнения журналистов и редакторов, ухудшение оплаты труда и социального обеспечения и т.д.).

4. О финансовых вопросах:

  • финансовая поддержка (при наличии) со стороны собственников или государства — исключительно на основании четко определенных, прозрачных и объективных критериев.

5. Об обязательности заключения с владельцами СМИ соглашений о невмешательстве в редакционную политику.

6. Об ограничении прав государства (органам местного самоуправления), их должностных лиц на вмешательство в работу СМИ.

7. О введении различных видов реальной ответственности за неисполнение указанных выше условий.

Таким образом, для проведения реальной деолигархизации в Украине недостаточно составить списки олигархов, на которые в той или иной форме наложить персональные санкции. Очевидно, помимо прочего, такие действия будут незаконными.

Не следует путать деолигархацию с экспроприацией, то есть незаконным "освобождением" олигархов от объектов права собственности. Это приведет лишь к усилению противостояния в обществе и потере едва ли не последней возможности для Украины присоединиться к клубу цивилизованных стран.

Предлагается проведение комплексной политики, составной частью которой могут быть указанные выше законодательные изменения.

Напомним, ранее СМИ якобы узнали, о чем говорится в законопроекте о статусе олигархов.

Однако советник председателя Офиса президента Украины по антикризисным коммуникациям Михаил Подоляк сообщил, будто опубликованные СМИ нормы не являются текстом документа.

Справка: О том, что в Украине разрабатывают законопроект о статусе олигархов, стало известно 15 апреля. По предварительной информации, в нем будет прописано семь критериев для определения, кто является олигархом. При этом человек будет якобы признаваться олигархом, если будет подпадать под три или более параметров.

Также секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов отметил, что сейчас уже насчитывается 13 человек, "которых можно с уверенностью отнести к среде олигархов по тем критериям, которые рассчитывают в СНБО".

20 мая во время пресс-конференции президент Владимир Зеленский анонсировал, что законопроект о статусе олигарха в Украине будет представлен общественности в ближайшее время.

Читайте также: Закон об олигархах: Что будет делать Зеленский, если "слуги" за это не будут голосовать

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme