Испытание Рождеством: Сколько украинцев откажется от празднования по-московски

После почти столетнего перерыва украинцы празднуют рождение Христа вместе с большинством христиан. Срез общественного мнения демонстрирует сдвиг в сознании украинцев по поводу новой/старой даты Рождества. Однако насколько он существенен и необратим – пока говорить рано

Политический обозреватель
Испытание Рождеством: Сколько украинцев…
Первое богослужение в Лавре предстоятеля ПЦУ митрополита Эпифания. Фото: ЕРА

Не только у путина. Где еще Рождество празднуют по мертвому календарю

Причина споров вокруг празднования Рождества известна – дело в календарях. В российской империи, в состав которой входила значительная часть украинских земель, пользовались юлианским календарем, в то время как подавляющее большинство христианского мира – григорианским. На григорианский календарь не переходили и греко-католики. Мотивы здесь были политические – верующие стремились сохранить свою идентичность, отличную от польских католиков, и связь с другими украинцами. Когда в УНР и большевистской россии ввели григорианский календарь вместо устаревшего юлианского, церковь продолжала держаться за традиционные даты религиозных праздников. Поэтому с 1918 года возникла странная ситуация: сначала праздновался Новый год, а затем Рождество. Хотя исчисление начинается от Рождества Христова. Кроме того, календарное различие в 13 дней более века было мировоззренческим водоразделом между украинскими христианами и большинством единоверцев в мире.

Хотя на самом деле в христианском мире существует не две, а даже три даты празднования Рождества: католические (западные и восточные), протестантские и большинство православных церквей отмечает рождение Иисуса Христа 25 декабря (в том числе Вселенский патриархат в Константинополе, кроме Афона), русская, сербская, греческая в Иерусалиме (или Иерусалимский патриархат), грузинская апостольская церковь, польская и македонская православные церкви, несколько ориенталистских церквей в Африке – 7 января, коптская церковь – 7 или 8, в зависимости от високосного года, а армянская церковь – 6 января.

В феврале 2023 года УГКЦ, а в июле ПЦУ приняли решение о полном переходе на новоюлианский календарь с 1 сентября. В обеих церквях назвали это историческим событием. Во-первых, оно продемонстрировало согласие в украинских церквях о необходимости избавиться от влияния "русского мира" (кроме УПЦ, которая продолжает жить в канонах РПЦ, но власти никак не могут узаконить процедуру ее запрета). Во-вторых, перед тем как принять решение, в УГКЦ и ПЦУ велась внутренняя дискуссия, поскольку не все клирики хотели отказываться от традиционных дат и их пришлось убеждать. Кстати, не все приходы поддержали переход. Один приход УГКЦ на Харьковщине попросил пока оставить 7 января. В ПЦУ также несколько приходов решили не двигать праздник Рождества с 7 января. Известно об одном таком приходе во Львове. Сколько их будет в итоге пока сказать сложно, но вряд ли наберется и десяток.

Сколько украинцев поддерживает празднование Рождества 25 декабря

В этом году было проведено несколько социологических опросов, в ходе которых выясняли отношение украинцев к празднованию религиозных праздников по-новому. Причем были как общеукраинские, так и местные опросы. Согласно ноябрьскому опросу Центра Разумкова при поддержке представительства Фонда Конрада Аденаэура в Украине, только 4,9% греко-католиков негативно восприняли переход УГКЦ на григорианский календарь, столько же – нейтрально, 8% не определились со своим отношением. То есть, почти 82% верующих УГКЦ восприняли переход на новый календарь положительно. В ПЦУ картина несколько иная: недовольных переходом 11,3%, еще 12% – безразлично. В общей сложности почти 74% прихожан ПЦУ поддерживают изменение дат религиозных праздников. Опрашивали социологи и приверженцев УПЦ. Среди них 81,2% отрицательно оценили переход УГКЦ и ПЦУ на новоюлианский календарь. Что не удивляет.

Недавно обнародовали результаты опроса компании по маркетинговым исследованиям Kantar. Более 60% респондентов утвердительно ответили на вопрос, собираются ли праздновать Рождество 25 декабря. Эта цифра свидетельствует о вытеснении из общественного сознания предыдущих дат празднования религиозных праздников. До полномасштабного вторжения россии на нашу территорию праздновали Рождество 25 декабря только 18% украинцев, еще четверть были не прочь отметить праздник дважды. То есть именно война стала катализатором общественного консенсуса по поводу дат религиозных праздников. Однако маркетологи хорошо знают, что между ответами респондентов и их действиями есть погрешность. Насколько она окажется значительной, можно узнать по нескольким маркерам.

Первый: торговые сети ведут статистику покупок, демонстрирующую подъемы и спады. Обычно подъемы наблюдаются перед Новым годом и великими церковными датами – Рождеством и Пасхой. Так что будет интересно проследить динамику покупок украинцев, как они будут отличаться от будничных. И были ли в потребительской корзине традиционные продукты к рождественскому столу. Причем не только ныне, но и на "старое" Рождество. Второй маркер – количество людей, посещающих службу. Это точно подсчитать сложно. Но если сегодня украинцы будут массово идти в храмы, а 7 января – нет, это подтвердит изменения в сознании, которые в опросе констатировали маркетологи.

Что способно окончательно отвратить украинцев от Рождества по-московски

Страна-агрессорка и ее диктатор очень многое сделали и продолжают делать для того, чтобы украинцы отказались от "русского мира". Но поклонников Рождества по предписаниям русской церкви у нас еще много. Можно долго спорить о причинах – здесь и консерватизм (бабушки и родители справляли Рождество 7 января, мы будем так поступать), и глубокая укорененность мифов о католическом, "не нашем", и православном, "нашем" Рождестве. Однако вместо споров лучше искать, что и как сделать, чтобы в следующем году сомневающихся в правильности даты рождения Христа стало меньше. Попробуем предложить несколько рецептов.

Первый: личный пример. Это касается не столько политиков в центре, а лидеров общественного мнения на местах – мэров, глав территориальных громад, старост, фермеров, бизнесменов и так далее. Проще говоря, если 25 декабря Рождество отмечает человек, пользующийся авторитетом в обществе, для многих это станет образцом. Так перенималось многое из того, что сейчас мы считаем общеупотребительным – от продуктов питания и одежды до, собственно, религиозных традиций. Особенно личный пример очень важен там, где до сих пор остаются сильными позиции русской церкви.

Второй рецепт: содействие медиа. Церковная служба будет транслироваться телеканалами, сетевыми ресурсами, там будут присутствовать фотографы, видеооператоры. Речь идет о большом празднике, так что картинка должна быть праздничной. Здесь можно вспомнить первую службу митрополита Епифании в Киево-Печерской Лавре на Рождество в январе этого года. Событие было настолько незаурядным, что привлекло к себе внимание значительной аудитории. Первые службы на восстановленную дату Рождества – тоже незаурядное событие.

Третий рецепт касается не сегодняшней даты, а того, что будет через 13 дней. Во многих регионах органы местного самоуправления запретили УПЦ, поэтому в этих областях, очевидно, позаботятся, чтобы 7 января под храмами не собирались любители русской церкви. Но делать это нужно аккуратно, потому как могут быть провокации для кремлевской пропаганды. Поэтому в этот день целесообразно использовать усиленную охрану церквей. А чтобы в 2024-м больше не возвращаться к дискуссии о дате Рождества, власти, наконец, должны сделать то, на что не хватило политической воли в течение двух лет войны – принять закон, который бы дал основания выветрить дух РПЦ из Украины. Это четвертый, главный рецепт.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme