Утопая в "братских объятиях": Как Лукашенко теряет возможность колебаться между Россией и Западом и чем это угрожает Украине

Усиление зависимости Беларуси от российской инфраструктуры значительно уменьшает возможности Лукашенко для дипломатических маневров между Москвой и Западом. Которые и без того ослабли после позорных "выборов" и всего, что случилось потом. Для Украины это очень неутешительная новость

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Утопая в "братских объятиях": Как Лукаше…
Фото: Getty Images

То, что Москва и Минск подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты, на первый взгляд кажется вполне тривиальным экономическим событием, интересным разве что для белорусских нефтяников и российских портовиков. Впрочем, в реальности речь идет об экономической геополитике, которая будет определять конфигурацию отношений между Беларусью и Россией на много лет вперед.

Поскольку Минск ежегодно экспортирует более 10 млн тонн нефтепродуктов со своих НПЗ. И, несмотря на все "братские" отношения с Москвой, до сих пор большая часть этого экспорта — 6 с лишним миллионов тонн — экспортировалась через порты Балтии — Клайпеду, Вентспилс и Ригу. Россия давно и активно предлагала свои порты в качестве альтернативы балтийским — но Лукашенко сдержанно отказывался.

Для этого были определенные экономические резоны — к балтийским портам белорусам банально ближе, чем к российским. Кроме того, Клайпеда и Рига зимой не замерзают. Поэтому там, в отличие от Санкт-Петербурга или Усть-Луга, не нужно ледокольное сопровождение танкеров, которое добавляет немалую толику в стоимость поставок.

Но после истории с бесславными и кровавыми "выборами", и введения странами Балтии санкций против белорусского режима, в Минске начали периодически угрожать отказаться от экспорта через балтийские порты. И угрозу свою, пусть и со значительной задержкой, выполнили. Лукашенко до последнего колебался, и даже один раз перенес подписание без объяснения причин. Экс-президент Беларуси прекрасно понимал, что ставя свою подпись под этим документом, пусть даже и рассчитанным "на три года с правом пролонгации", он предает интересы своей страны. Но поколебавшись несколько дней, распорядился, чтобы министр транспорта Беларуси Авраменко соглашение подписал.

Часть белорусского экспорта в виде трех миллионов тонн дизельного топлива ежегодно, все-таки будет переваливаться в балтийских портах, но остальное пойдет через Россию.

Соответственно, в случае, если между Москвой и Минском вдруг возникнут какие-то противоречия, Кремль теперь сможет воспользоваться своим новым рычагом влияния и просто "притормозить" перевалку белорусских нефтепродуктов, поставив экономику "союзника" на грань катастрофы.

Таким образом, спасая свою собственную персону у власти, Александр Лукашенко понемногу отказывается от своей политики балансирования между Россией и Западом. И так же неумолимо превращается в экономического сателлита России, практически полностью зависимого от пожеланий Кремля.

Читайте также — Угроза с севера: Как Украине защититься от российско-белорусской военной дружбы

Для Украины это весьма неутешительная новость. Поскольку теперь весь комплекс чувствительных вопросов безопасности — наподобие размещения на территории Беларуси российских военных баз и аэродромов, или закупок белорусских нефтепродуктов для нужд Украины в целом и ВСУ частности — будет гораздо более отзывчивым для российского влияния, подкрепленного экономическими рычагами. Не говоря уже о 1084 км границы, которую, кажется, скоро придется охранять не хуже, чем украинско-российскую.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme