Разрешить конфликт без суда: Что такое медиация и почему ее ввели в Украине

В мире медиация как метод разрешения споров давно доказала свою эффективность и становится все популярнее, Украина сделала только первые шаги к законодательному урегулированию этого процесса

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Разрешить конфликт без суда: Что такое м…
Фото: Pixabay

15 июля 2020 года Верховная Рада приняла в первом чтении (за основу) проект закона №3504 "О медиации", а 16 ноября 2021 года Верховная Рада приняла этот закон во втором чтении (в целом).

Depo.ua решил разобраться – что такое медиация, почему это важно и какие изменения ожидают украинцев в связи с внесением медиации в законодательное поле.

Что такое медиация

Итак, согласно энциклопедическому определению, медиация – это метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать тот вариант решения, который удовлетворял бы интересы и потребности всех участников.

При этом, в отличие от формального судебного или хозяйственного процесса, во время медиации стороны приходят к согласию сами – медиатор не принимает решения за них.

Правда, законодатели это определение несколько упростили. Согласно тексту принятого законопроекта, медиация – это добровольная, внесудебная, конфиденциальная, структурированная процедура, во время которой стороны с помощью медиатора (медиаторов) пытаются урегулировать конфликт (спор) путем переговоров.

При этом медиатором может быть независимое, нейтральное, беспристрастное физическое лицо, проводящее медиацию и не имеющее полномочий по принятию решения по существу конфликта (спора).

Регулирование медиации

Медиация в Украине

До последнего времени медиация в Украине не получила широкого распространения, хотя и говорить, что ее не было вообще, тоже нельзя.

"Медиация, так или иначе, в Украине работала. Но законодательного регулирования, действительно, просто не было и нам его не хватало. Мы очень радуемся, что этот вопрос наконец-то сдвинулся с места, потому что уже около 10 лет происходят разные попытки законодательно его урегулировать, но все эти попытки до сих пор были неудачными, по разным причинам", – прокомментировала для Depo.ua аккредитованный медиатор, фасилитатор, ведущая публичных диалогов и член Национальной ассоциации медиаторов Украины (НАМУ) Наталья Бесхлебная.

При нехватке законодательства сама медиация постепенно приобретала в Украине популярность, и потребность в соответствующих нормативных актах росла. Тем более что статья 124 нашей Конституции устанавливает, что закон может определить обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Также пунктом 5.4 "Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов" на 2015-2020 гг., утвержденной Указом президента Украины №276 от 20.05.2015 г., предусмотрено расширение способов альтернативного (внесудебного) урегулирования споров, в частности, путем посредничества.

3 ноября 2016 года Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона № 3665 о медиации, однако не смогла принять его в целом — 28 февраля 2019 года только 201 народный депутат проголосовал "за", а для возвращения его к рассмотрению не хватило буквально трех голосов, поэтому пришлось всю процедуру начинать сначала.

Кстати, Верховная Рада ІХ созыва – это уже четвертый по счету созыв украинского парламента, который пытается законодательно урегулировать вопросы медиации в Украине.

Что за закон приняла Рада

Сразу стоит отметить, что над этим законопроектом совместно с Минюстом работало и сообщество медиаторов Украины.

"Этот закон продвигало медиаторское сообщество и нам очень приятно, что в определенный момент времени мы нашли понимание в Минюсте и работали над ним вместе", – говорит Наталья Бесхлебная.

Принятым законом №3504 предлагается определить правовые основы и порядок проведения медиации в Украине, а именно:

- процедура медиации будет применяться в любых конфликтах (спорах), возникающих, в частности, по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным, административным правоотношениям, а также в уголовных производствах при заключении соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений;

- физические и юридические лица смогут обратиться к медиатору для проведения медиации как до обращения в суд, третейский суд, международный коммерческий арбитраж, так и во время судебного, третейского или арбитражного производства или во время исполнения решения суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража;

- медиация будет проводиться по взаимному согласию сторон медиации в соответствии с принципами добровольности; конфиденциальности; независимости и нейтральности, беспристрастности медиатора; самоопределения и равенства прав сторон медиации;

- приобрести статус медиатора сможет любое физическое лицо, имеющее высшее образование и прошедшее базовую подготовку в сфере медиации в Украине или за ее пределами;

- подготовка в сфере медиации будет составлять не менее 90 часов обучения медиатора, в том числе 45 часов практического обучения, и будет включать теоретические знания и практические навыки относительно принципов, порядка и методик проведения медиации, правового регулирования медиации, этики медиатора, ведения переговоров и урегулирования конфликтов (споров);

- подготовку в сфере медиации будут осуществлять учебные заведения, а также организации, обеспечивающие проведение медиации, объединения медиаторов, субъекты хозяйствования любой формы собственности и организационно-правовой формы, имеющие право оказывать услуги в сфере медиации или организовывать их предоставление в соответствии с законодательством;

- реестры медиаторов смогут вести объединения медиаторов, организации, обеспечивающие проведение медиации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые привлекают медиаторов или пользуются услугами.

Также законопроект предлагает определить права и обязанности медиатора и сторон медиации, порядок проведения медиации, а также требования к договору о медиации и к соглашению об урегулировании конфликта (спора) по результатам медиации.

Кроме того, заключительными и переходными положениями проекта закона предлагается внести изменения, в частности, в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК), Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК) и Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС).

Также проектом закона предусматривается внести изменения в Закон Украины "О социальной работе с семьями, детьми и молодежью", которыми, в частности, предусмотреть, что споры, возникающие в сфере социальной работы с семьями, детьми и молодежью будут разрешаться, в том числе числе, посредством медиации.

"Этот закон является рамочным и не имеет цель "зарегулировать" эту сферу – он должен прежде всего добавить медиацию в украинское законодательное поле. Поскольку отсутствие какого-либо регулирования в Украине означает достаточно большое недоверие как общества вообще, так и государственных органов, которые руководствуются частью 2 статьи 19 Конституции Украины ("органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины", – ред.). Поэтому до появления медиации в законодательном поле, государственные органы вынуждены относиться к ней соответственно – при всем понимании ситуации с их стороны", – отмечает Наталья Бесхлебная.

"С другой стороны, перед нами стояла задача — не создать препятствий для медиаторов. Одна из главных рекомендаций, которые звучали от международных экспертов, была о том, чтобы не "зарегулировать" эту сферу. Потому что, как показывает международный опыт, в тех странах, где медиацию "зарегулировали", она либо вообще сошла на нет, либо ее существенно исказили, образно говоря. Поэтому здесь у нас была задача выдержать этот баланс", – добавляет медиатор.

Почему это важно

Законодательное урегулирование медиации должно позволить существенно разгрузить украинскую судебную систему, убрав из нее дела (споры), которые можно разрешить в досудебном порядке путем переговоров сторон. Для граждан урегулированная законодательством возможность в досудебном порядке разрешать определенные конфликты (споры) позволит избежать излишней бюрократической волокиты.

Например, в странах Европы до 80% споров, находящихся в производстве суда и передаваемых на медиацию, разрешаются без судебного разбирательства.

Ожидается, что и в Украине, после вступления в силу, этот закон будет оказывать непосредственное положительное влияние на сферу правоотношений, связанных с разрешением конфликтов (споров), возникающих из гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных правоотношений, а также в уголовных производствах. при заключении соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений.

Семейные споры, медиация как альтернатива судебному производству

Что дальше

Далее этот законопроект ожидает подписание председателем Верховной Рады Украины, затем он пойдет на подпись президенту и, в случае подписания Владимиром Зеленским, вступит в силу после публикации в газете "Голос Украины". Есть все основания полагать, что закон "О медиации" в Украине все-таки вступит в силу.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme