Мониторинг ваших покупок: Как власть будет вычислять тех, кто не платит налоги

Тратите больше, чем зарабатываете? Получаете 10 тысяч зарплаты, но приобрели квартиру и внедорожник? Готовьтесь объяснить налоговой, где вы взяли на это средства. И если вы не сможете, и не воспользовались налоговой амнистией, готовьтесь заплатить из своих "серых" денег 18% налога

Экономический и политический обозреватель
Мониторинг ваших покупок: Как власть буд…

Попытки оценивать доходы украинцев косвенным способом и, соответственно, взимать налоги не по уровню официальных доходов, а по уровню расходов, делали многие правительства в разные времена. Украинские власти тоже решили прибегнуть к такому шагу. Depo.ua разбирается, насколько это возможно в Украине.

Логика процесса заключается в следующем. С 1 сентября в Украине начнется год общей амнистии капиталов: владельцам неучтенных в декларациях доходов предложат предъявить государству свои доходы и уплатить с них 5% налога. После чего полученные в предыдущие годы активы и деньги станут легальными и ими можно будет пользоваться без ограничений: приобретать активы, инвестировать в бизнеспроекты, покупать предметы роскоши, тратиться на дорогой отдых и прочее. И все это — без риска неприятной встречи с налоговой.

Как амнистию капиталов подтолкнут контролем за расходами

По замыслу авторов амнистии, она коснется людей, чье состояние является выше среднего. А обычных украинцев не тронет, ведь "потолок" декларирования относительно высок. Так, декларировать и платить 5% не потребуется из активов, стоимость которых не превышает 400 тысяч гривен. Не коснется амнистия и квартир площадью до 12 квадратных метров и частных домов до 240 кв. м., а также коммерческой недвижимости площадью до 60 квадратов, земельных участков до 2 гектаров и одного транспортного средства некоммерческого назначения. Все, что превысит эти параметры — должно быть предъявлено, оценено, задекларировано и облагатся налогом по льготной ставке 5%.

Конечно, такой подход имеет ряд потенциальных осложнений, на которые обращают внимание эксперты. Риском для декларантов, в частности, может стать то, что после того как вы предъявите государству свои активы и оплатите налог, у компетентных органов может оказаться соблазн выяснить, откуда эти деньги у вас появились. Потянув за эту ниточку, вполне можно выйти на, например, работодателя или заказчика услуг, который платил декларанту деньги без учета государственным глазом. И к ним вполне может возникнуть претензия о нарушении закона из-за уклонения от налогообложения. Так, через добросовестных декларантов можно будет выйти на факты коррупции, кражи, торговлю оружием и наркотиками, и другие предусмотренные уголовным законодательством способы обогащения.

Конечно, авторы реформы обещают, что некриминальные доходы преследоваться не будут. Однако, как отличить одни от других, будет важным вопросом. И на этом фоне многих остановит от декларирования именно возможность подвергнуться проверке с риском или самому стать предметом уголовного расследования, или подставить своих контрагентов.

По этой и другим причинам амнистия капиталов может просто забуксовать. Тем более, что владельцы скрытых доходов уже научились ими пользоваться без особого риска. И альтруистически поддержать государство своими 5% просто потому, что ему вдруг так захотелось, вряд ли найдется очередь желающих.

Читайте подробнее по этой теме: Почему налоговая амнистия касается многих, а воспользуются ею единицы

Именно поэтому подтолкнуть отечественных "Корейко" к добровольному расставанию с частью нажитых миллионов призван законопроект, который разрабатывается в Минфине. Суть его в том, что после завершения общей кампании по амнистии капиталов, на которую отводится 1 год, в дальнейшем всех, кто не задекларирует скрытое и добровольно не сдаст государству 5%, будут раскуркуливать уже на более весомую сумму — 18% от найденного.

Как объясняет один из идеологов амнистирования денег, нардеп Даниил Гетманцев, речь идет не о том, что за амнистией будет следовать кампания по проверке доходов. Новый инструмент, по словам нардепа, призван оценивать расходы, которые будут осуществлять украинцы. И если кто-то приобретет, например, квартиру, и при этом не сможет предъявить нулевую декларацию о наличии амнистированных средств, ему выставят счет на уплату налога из суммы покупки.

"Налоговая сможет спросить о происхождении денег на приобретение ценного актива. И если человек не сможет ответить или показать декларацию об амнистии — он будет вынужден доплатить налог за расходы, которые не может объяснить", — пояснил Гетманцев в своем телеграм-канале. Он отмечает, что "никто не собирается вводить ни один новый налог на какие-либо покупки. Речь идет лишь об инициативе Кабмина, которая предусматривает реализацию косвенного контроля за доходами и расходами. Доплачивать нужно будет только за расходы, по которым плательщик не сможет подтвердить происхождение. Если у вас нет теневых доходов или вы воспользовались амнистией, то вам не придется в будущем доплачивать".

С одной стороны все это выглядит как стимул к участию в амнистии: мол, лучше уж амнистироваться и получить "нулевую" декларацию, чем потом оказаться под прицелом налоговиков в каждом случае приобретения чего-то дорогого. И отдать уже 18%, а не льготные пять.

С другой, это может быть очередной конвульсивной попыткой власти наполнить бюджет, который имеет много дыр. И в чем-то это напоминает сцену из телесериала о Голобородько, когда украинцы добровольно выносят на Майдан свои драгоценности.

Что такое контроль за расходами и как это будет работать

Впрочем, как будет работать механизм, можно будет судить уже после того, как правительство утвердит и опубликует законопроект. До этого времени журналисты и эксперты вынуждены пользоваться инсайдами и отрывочной информацией от причастных к разработке новой формы оценки доходов граждан.

Сейчас действует норма, что все расчеты, которые превышают 150 тысяч гривен, должны осуществляться в безналичной форме. Вероятно, эта сумма и будет нижним порогом мониторинга, который будут осуществлять налоговики. Каждая такая транзакция будет проверяться на предмет того, является ли плательщик легальным владельцем такой суммы, в том числе и в результате амнистии капиталов. И в случае, если выяснится, что доходов, которые покрывают подобную покупку у него не было, ему просто начислят налог на доходы: 18% от суммы совершенной им покупки. Налоговая просто пришлет обязательную к оплате квитанцию.

Но сумма проверки может быть как больше, так и меньше. Ведь ничто не помешает масштабировать систему не только под так называемых богатых украинцев, но и под тех, кто покупает товары и услуги дешевле 150 тысяч. Проверка расходов так или иначе происходит в электронном виде, поэтому количество таких проверок ограничивается только возможностями электронных систем, которые вполне можно допилить до уровня, когда автоматом будут проверяться даже чеки на 10 тысяч. Актуальным это будет, скажем, для получателей субсидий, чьи родственники-гастарбайтеры присылают деньги из-за рубежа. И покупка даже нового холодильника за заработанные на польской клубнике средства может стать поводом для отмены государственной помощи. Не говоря уже о более существенных покупках жилья или автомобиля. Это выглядит тем более актуальным в контексте активных попыток правительства сократить круг реципиентов субсидий.

Система контроля, предполагаемого новым проектом закона, может работать и в обратном направлении — относительно поступлений средств на личные банковские карточки. На которые многим приходят и теневые зарплаты, и оплата за проданные товары, и другие нелегальные деньги. Ничто не помешает налоговикам расценивать поступление на карту, как отдельное, так и солидарное за отдельный временной период, как расходы — ведь снятие средств с карты или их перерасчет вполне может считаться такой же тратой, как и покупка холодильника и вызвать вполне закономерный интерес к происхождению средств.

Для того, чтобы отслеживать все эти операции и на каждую из сомнительных генерировать квитанцию на уплату 18% налога на доходы — не понадобится много. Все это будет происходить автоматически.

Сейчас, повторимся, работа над проектом продолжается. И разработчики стараются учесть как можно больше нюансов, которые позволят широко применять администрирование подоходного налога так, чтобы никто не мог спрятаться. Какими будут последствия, мы сможем почувствовать уже в следующем году, когда, по плану, начнет работать новая схема. А вот что придумают украинцы в ответ — покажет время.

Читайте также: Накопительная пенсионная система: Преимущества и риски реформы от Шмыгаля

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme