Как Украина развивает свою армию: Легкая бронетехника

Depo.ua представляет серию материалов о том, как Украина развивает свои Вооруженные силы за время независимости. На очереди легкая бронированная техника

Руслан Рудомський

В отличие от тяжелой бронетехники, почти вся автомобильная бронетехника Вооруженных сил Украины является новой или модифицированной. 

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Тяжелая бронетехника.

Так, в июле 2019 года на вооружение украинской армии был принят многоцелевой тактический бронеавтомобиль повышенной проходимости "Барс-8", разработанный автомобилестроительной компанией "Богдан Моторс".

Это современная эффективная машина на уровне лучших мировых стандартов с большим отсеком для десанта рассчитана на экипаж 2 + 8 человек. Она имеет бронированную противоминную и баллистическую защиту уровня STANAG 4569 Level 2 и систему обеспечения жизнедеятельности экипажа. "Барс-8" оснащен 6,7-литровым дизелем Cummins мощностью 350 л. с.

"Барс-8" способен разгоняться до 110 км/ч и имеет запас хода 800 км, его клиренс составляет 285 мм, а с ходу он может штурмовать брод глубиной до 0,5 м. Десантный отсек и кабина защищены от подрыва на фугасах с эквивалентом 6 кг тротила.

Этот бронеавтомобиль применяется в условиях боевых действий для транспортировки личного состава и грузов, а также для выполнения тактических задач, охраны блокпостов и в качестве медицинского эвакуационного транспорта.

В ноябре 2019 года были проведены испытания опытного образца многофункционального бронеавтомобиля "Козак-2М1" и специализированного бронированного автомобиля "Варта-Новатор", после чего партия из 40 единиц СБА "Варта-Новатор" была передана Вооруженным силам Украины.

Специализированный бронированный автомобиль "Варта-Новатор" — это бронеавтомобиль с колесной формулой 4 × 4 производства компании "Украинская бронетехника". Машина создана специально для подразделений быстрого реагирования Национальной полиции, Нацгвардии и ВСУ в сложных условиях бездорожья.

Если сравнивать "Варту-Новатор" с ее предшественником, базовой моделью "Варта", то она компактная, легкая (полная масса - 9 т) и быстрее (120 км/ч по шоссе). По своим характеристикам машина близка к КрАЗ-"Спартану" и "Барсу-8" корпорации "Богдан".

СБА "Варта-Новатор" создан на базе усиленного шасси Ford F-550. Имеет длину 6 500 мм, ширину 2 350 мм и высоту 2 300 мм. Комплектуется двигателем мощностью 300 л. с. с крутящим моментом 1 460 Нм. Применяются бескамерные шины Continental. На автомобиль установлена централизованная система подкачки шин.

Броня для "Варты-Новатор" изготовлена из стали шведской компании ARMOX различной твердости (до 560) и толщины в зависимости от зоны бронирования. В целом машина соответствует классу бронирования ПЗСА-4. Кроме этого, все двери оборудованы специальными усиленными ригелями и замками повышенной надежности и имеют возможность открывания снаружи в экстренных ситуациях.

В бронеавтомобиле использованы V-образная форма днища и V-образная геометрия самой бронекапсулы. Такая защита позволяет выдерживать подрыв заряда мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте, а также позволяет в случае повреждения днища заменить его без замены бронекапсулы. К тому же он оснащен современными противоминными сиденьями для экипажа (два человека) и десанта (три человека) с эффектом амортизации.

Стены и крыша сделаны с учетом установки на крыше башни пулеметной установки общим весом до 500-550 кг. Также есть возможность установки боевого модуля с пулеметом КТ-7,62 и НСВ-12,7. Благодаря такому вооружению, "Варту-Новатор" можно использовать как машину поддержки пехоты и обороны блокпостов.

Читайте также: Машина для обороны блокпостов :Что за "Варта-Новатор" поступила на вооружение ВСУ.

На "Козаках" стоит остановиться отдельно, ведь Научно-производственное объединение "Практика" разработало их целое семейство.

В частности, интересным является многоцелевой бронеавтомобиль "Козак-2" (ББМ "Козак-2") с V-образным днищем и колесной формулой 4 х 4. Эта машина предназначена для Сил специальных военных операций Вооруженных сил Украины.

"Козак-2" создан на полноприводном шасси Iveco Eurocargo. Вмещает 10 человек. Двигатель — турбодизель Iveco объемом 5,9 л мощностью 279 л. с. и крутящим моментом 950 Нм при 1 250 об/мин. Автомобиль комплектуется 6-ст. КПП ZF и 2-ст. раздаточной коробкой.

У "Козака-2" броней защищен и сам двигатель, уровень защиты соответствует натовскому STANAG 2.

Его преемник, ББМ "Козак-2М", от броневика "Козак-2" отличается видом и независимой передней подвеской. Он предназначен для перевозки личного состава, образцов вооружения, военных грузов и имущества по всем типам дорог и в условиях бездорожья.

Здесь применили разнесенное бронирование, установив между бронелистами противоосколочный слой из специального материала, который одновременно является теплоизоляцией. Этот бронеавтомобиль имеет усиленную конструкцию противоминного днища, обеспечивает надежную защиту экипажа от поражения в случае подрыва на минно-взрывных устройствах до 6 кг заряда в тротиловом эквиваленте.

А вот многоцелевой бронеавтомобиль "Козак-2М1" уже, по сути, является новым тактическим бронеавтомобилем (модель 2019 года) для небольших боевых групп массой в 12 тонн. Он вмещает экипаж до девяти человек.

ББМ "Козак-2М1" имеет колесную формулу 4 × 4 и бронекорпус с уровнем баллистической защиты ПЗСА-5. Двигатель — 5,9-литровый турбодизель IVECO мощностью 280 л. с. и максимальным крутящим моментом 950 Нм. Коробка передач механическая, 6-ступенчатая, марки ZF.

Бронеавтомобиль имеет значительно более серьезное вооружение, за которое его прозвали "киллером танков":

- пулемет ПКМС калибра 7,62 мм с боекомплектом 2500 патронов;

- крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм (НСВТ или КТ-12.7) с боекомплектом 450 или 500 патронов;

- автоматический гранатомет калибра 30 мм (АГС-17 или КБА-117) с боекомплектом 100 выстрелов;

- автоматический гранатомет калибра 40 мм УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов.

Читайте также: Киллеры танков: На какие легкие противотанковые машины делают ставку ВСУ.

Также стоит внимания семейство броневиков от ПАО КрАЗ: "Шрек", "Фиона", "Халк", "Ураган", "Спартан" и "Кугуар". Это бронеавтомобили, которые производит завод АвтоКрАЗ по лицензии канадской компании Streit Group.

"Шрек" — это мощный четырехколесный бронеавтомобиль, который изготавливается в трех комплектациях:

1. стандартная предназначена для оперативной доставки личного состава воинских подразделений и их огневой поддержки;

2. автомобиль скорой помощи с противоминной защитой, предназначенный для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, а также для их транспортировки;

3. автомобиль для разминирования, предназначенный для работы на взрывоопасных участках (оснащен краном-манипулятором со специальным оборудованием и дистанционным управлением из кабины).

"Фиону" можно назвать модернизированным вариантом "Шрека" — внешне их отличает только количество колес — у "Фионы" их шесть. Однако это достаточно ошибочное утверждение, потому что внутри бронеавтомобили существенно различаются.

У "Фионы" толще по сравнению со "Шреком" "кожа" — бронезащита, для чего и понадобилась дополнительная пара колес. Машина имеет баллистическую защиту уровня Level 2 по стандарту Stanag 4569.

Читайте также: Оружие укропов: Как "Шрек" и "Фиона" будут служить Украине.

В свою очередь, "Халк" является армейским вездеходом с нетипичной для отечественного производителя моделью колесной формулы 4 х 4. Он создан на базе вездехода КрАЗ-5233.

Его конструктивное отличие от собрата "Шрека" - в отсутствии рамы. Все агрегаты автомобиля закреплены непосредственно на несущем корпусе. До 16 тонн (18 у "Шрека") снизилась его полная масса, также заметно уменьшились высота всего изделия и его посадочная высота. Это значительно улучшило эргономику и эксплуатационные качества машины.

Противоминная защита — уровень 2а и 2б по STANAG 4569: подрыв мины (6 кг в тротиловом эквиваленте) под любым из колес или днищем автомобиля. Все стекло — многослойное пуленепробиваемое, внутренний слой выполнен из двойного поликарбоната.

"Ураган" является мощным бронеавтомобилем с колесной формулой 8 х 8, разработанным на основе КрАЗ-7634НЕ. Он имеет уровень бронезащиты STANAG 4569 Level 4 и может перевозить одновременно 14 пассажиров и двух членов экипажа.

"Спартан" же, наоборот, — самый легкий из этого семейства и предназначен прежде всего для использования в городских условиях.

Эта бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Экипаж машины состоит из двух человек, плюс предусмотрена возможность перевозки шести пехотинцев.

Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов, расположенных под углом. Бронирование по стандарту CEN Level BR6 обеспечивает круговую защиту от пуль патронов 7,62 × 51 мм НАТО с расстояния 10 метров.

На крыше боевого отделения могут быть установлены различные боевые модули, в которые может быть установлен пулемет калибра 7,62 мм, пулемет калибра 12,7 мм или автоматический гранатомет калибра 40 мм. В верхней части бортов десантного отделения расположены амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (по три с каждой стороны). В корме корпуса расположена дверь для посадки и высадки десанта, в створке которой есть амбразура для ведения стрельбы.

"Кугуар" считается младшим братом "Спартана", он на несколько тонн легче и также предназначен для патрулирования и ведения боя в городских условиях. В остальном автомобили схожи.

Кроме этого, на вооружении украинской армии находится целый ряд разнообразной бронетехники как отечественного, так и зарубежного (западного) производства. Это, в частности, БМ "Дозор-Б" и американский HMMWV, также известный, как Humvee, а в народе просто "Хаммер".

ББМ "Дозор-Б" — полноприводная боевая бронированная машина с колесной формулой 4 х 4. Создана в Украине Харьковским конструкторским бюро по машиностроению (КБ ХКБМ) как многоцелевое защищенное транспортное средство для транспортировки личного состава, оружия и военного оборудования весом до 2 тонн. Изготавливается на заводе имени Малышева, Киевском и Львовском бронетанковых заводах.

"Дозор-Б" предназначен для использования в подразделениях сухопутных войск, военной полиции, в штабах, разведывательных и тыловых подразделениях. В зависимости от назначения предусмотрены различные варианты исполнения бронеавтомобиля в производстве: бронетранспортер, санитарная, командно-штабная, разведывательно-дозорная и другие специальные машины.

Броневой корпус бронеавтомобиля "Дозор-Б" обеспечивает защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от стрелкового оружия, противопехотных мин и воздействия оружия массового поражения.

Наблюдение за местностью может проводиться через броневые стеклопакеты, а также дневные приборы наблюдения. Водитель может использовать прибор ночного видения ТВН-5 для управления бронетранспортером в условиях плохой видимости или ночью.

На бронеавтомобиль могут быть установлены следующие варианты вооружения: зенитная пулеметная установка калибра 12,7 мм (пулемет НСВТ или КТ-12,7) с дистанционным управлением изнутри машины; автоматический гранатомет КБА-117 калибра 30 мм; ПТУР "Стугна"; противотанковый ракетный комплекс "Барьер" калибра 130 мм с боекомплектом 16 ракет, размещенных на стеллажах в десантном отделении (вместо мест для десанта;) автоматический гранатомет УАГ-40 калибра 40 мм и другие.

Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство HMMWV, также известный как Humvee, а в народе просто "Хаммер", — это полноприводный военный автомобиль, выпускаемый американской компанией AM General (США).

На вооружении ВСУ эти машины находятся с 2015 года, когда были бесплатно переданы США в рамках материальной-технической помощи Украине как нелетальное вооружение. Уже в Украине они были оснащены современными украинскими гранатометами, крупнокалиберными пулеметами и специальными противотанковыми ракетами.

Как видим, это направление развития украинской армии закрыто лучше, чем все остальные, которые мы уже рассматривали. Лучше и по количеству, и по качеству. Ведь в то время, как на флоте и в авиации занимаются скупкой по миру "секонд-хенда", а танковые войска пополняются в основном за счет модернизации советского "металлолома", легкая колесная бронетехника почти полностью состоит из новых современных разработок и моделей.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Авиация.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Война