В Минобороны опровергли тендерные махинации вокруг питания в армии

В Министерстве обороны пожаловались, что тема организации питания в украинской армии в последнее время активно обсуждается в СМИ и порой поражает незнанием нормативно-правовой базы, которой регламентирован данный вид деятельности

Журналист отдела новостей

Об этом на брифинге рассказал и. о. заместителя директора Департамента государственных закупок и поставки материальных ресурсов Министерства обороны Украины Дмитрий Стамболов, информирует Depo.ua.

По мнению Стамболова, тема организации питания в украинской армии обросла мифами.

По его словам, первый миф относительно организации питания в украинской армии заключается в том, что якобы тендерная документация составлена под одну компанию-поставщика.

"Закупочные процедуры осуществляются черезз Государственную систему прозрачных торгов, где компании соревнуются между собой за предоставление услуг МО на конкурентной основе. Для организации питания Вооруженных сил было начато девять закупочных процедур по обеспечению питания ВСУ. В девяти процедурах принимали участие 14 компаний. В зависимости от региона — от шести до девяти компаний на каждую", — пояснил и. о. заместителя директора Департамента государственных закупок Минобороны.

Согласно второму мифу, якобы не все компании могут принимать участие в тендерах из-за дискриминационных квалификационных требований.

"Из 14 участников девять компаний, вышедшие на торги, полностью соответствовали квалификационным требованиям. Это крупные компании, мощные, которые ранее предоставляли услуги ВСУ и имели возможность на конкурентных условиях выиграть торги. Остальные пять участников были определены как такие, которые не могут принимать участия в тендерах. Они либо имели признаки фиктивности, либо имели недостатки, учитывая финансовые возможности и производственные мощности", — рассказал Стамболов.

По его мнению, о "прописывании" тендерных условий именно под какую-то одну компанию не может идти речи, потому что тогда бы ни одна другая компания не имела бы возможности выйти на торги.

Он также отметил, что аналогичные требования в закупках устанавливаются не впервые и позволяют заказчику убедиться в благонадежности и добросовестности участников, а к разработке тендерных требований привлекаются специалисты различных структур.

Третий миф, по словам представителя Минобороны, заключается в якобы неэффективности компании-исполнителя и поставках некачественных продуктов в ВСУ.

"В 2019 году было зафиксировано более четырехсот нарушений поставок питания в ВСУ по всем компаниям, которые работали с Вооруженными силами. В 2020 году — 714. В начале 2021 года составлено пока что 80 актов, но 50 из них были урегулированы на местах. Но следует отметить, что эти акты касаются не только качества продуктов питания, чаще всего поставщики не соблюдают условия договоров по ассортименту, количеству, качеству продукции и срокам поставки", — признал Стамболов.

Четвертым мифом он назвал якобы монополизации рынка одной компанией, которая выиграла тендер.

Стамболов напомнил, что процедуры закупки начинаются и регламентируются законами "О публичных закупках" и "Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны".

"Не предусмотрено никаких ограничений по количеству лотов, которые может выиграть предприятие. Учитывая это, не может быть установлено, что то или иное предприятие может выиграть один лот, два или все. Тем, кто постоянно педалирует тему монополизации, стоит апеллировать к ЗУ "О защите экономической конкуренции", который четко определяет понятие монополизации", — подчеркнул и. о. заместителя директора Департамента государственных закупок Минобороны.

Также он отметил, что в рамках договорных обязательств с предприятием МОУ имеет возможность сменить компанию-поставщика, что было бы невозможно, если бы на рынке была монополия.

Наконец Стамболов напомнил, что Антимонопольный комитет дал заключение на основании закона Украины "О защите экономической конкуренции" об отсутствии факта монополизации рынка и что только АМКУ является уполномоченным органом, который может определить, есть ли в данном вопросе монополия или нет.

Напомним, 21 октября 2020 года Кабмин с подачи Минобороны внес изменения в постановление от №1026 от 28 декабря 2016 года, которое позволяет закупать на аутсорсе не только продукты для армии, но и услугу питания полностью. То есть вернул все так, как это было в 2008-2015 годах, когда фирмы-аутсорсеры поставляли в армейские столовые вместо нормальной еды корм, а военные части были лишены механизмов влиять на этот процесс. Фактически правительство отменило реформу системы питания ВСУ.

5 апреля в Вооруженных силах Украины сообщили, что из-за коррупционных рисков в армии значительно ухудшилось питание военных.

6 апреля в Верховной Раде заявили, что проблему снижения качества питания военных члены профильного оборонного комитета ВР уже пытались вынести на обсуждение, однако чиновники Минобороны блокируют информацию по этому вопросу.

7 апреля нардеп от фракции "Голоса" Соломия Бобровская заявила, что в Минобороны якобы умышленно защищают скандального поставщика гнилых продуктов питания для армии.

9 апреля на сайте Кабинета Министров Украины появилась петиция к верховному главнокомандующему и президенту Владимиру Зеленскому и премьер-министру Денису Шмыгалю с призывом остановить голодомор украинских военных и освободить от занимаемых должностей ответственных за это чиновников Минобороны.

Также напомним, что в ноябре 2020 года журналисты Depo.ua прогнозировали, что после того как в Минобороны собственноручно свернули работающую без сбоев реформу системы питания в ВСУ, весь следующий, 2021 год это же Минобороны будет отчитываться, как оно героически борется с некачественным питания в воинских частях.

Читайте также: Плохое питание в ВСУ: Почему все ищут проблему не там.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme