Танк на переходный период: Какой будет очередная модернизация Т-64

Советские танки Т-64 является своеобразным "железным запасом" украинской армии – тем материалом, из которого уже сделали и еще сделают не одну модель современной бронетехники

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Танк на переходный период: Какой будет о…

Все фото – ЕРА

Depo.ua продолжает отслеживать ситуацию вокруг войны на Донбассе. В последнее время снова увеличилось количество разговоров на танковую тему. Сводятся они в основном к тому, что "Оплот" – это хорошо, но дорого, "Ятаган" – еще лучше, но вопрос хоть и недалекого, но все же будущего, а вот старый-добрый Т-64 со складов никуда не делся, и отказываться от такого "сырья" было бы преступным расточительством.

Как известно, после распада СССР Украина унаследовала 2345 танков Т-64 различных модификаций. Правда, большинство из них не соответствовали даже тогдашним требованиям, вместе с тем недостаток финансирования не давал возможности заменить их новыми танками.

В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация техники, чем и занялись отечественные специалисты почти сразу. Наиболее удачной версией модернизированного Т-64 стал Объект 447АМ-1 (Т-64У), впервые публично продемонстрированный во время парада в честь Дня Независимости 24 августа 1999 года и позже принятый на вооружение ВСУ под названием Т-64БМ "Булат". И до недавнего времени было принято считать, что именно "Булат" является вершиной модернизации – тем максимумом, который можно выжать из Т-64.

Но боевые действия на Донбассе продемонстрировали, что наряду с преимуществами (высокий уровень защиты экипажа за счет улучшенной брони) он имеет и серьезные недостатки: даже новый модернизированный двигатель является слишком слабым для его массы, которая значительно выросла за счет наращивания брони (с 39-ти то 45 тонн).

Еще одним минусом танков Т-64 и, как следствие, их модификаций является относительная сложность в эксплуатации. По словам начальника Центрального бронетанкового управления Вооруженных сил Украины генерал-майора Юрия Мельника, танки серии Т-84 (в том числе "Оплот") осваиваются новыми экипажами танкистов значительно быстрее, чем Т-64. Но это уже тема другого разговора.

Поэтому, учитывая все факторы, в 2017 году было объявлено, что танки "Булат" будут переданы в резерв. Даже шли разговоры о том, чтобы заменить их танками Т-72АМТ – модернизированной версией основного боевого танка Т-72А, которые с началом войны начали массово расконсервировать. Однако дальше прототипа дело не продвинулось (или этот проект продвигается в условиях секретности).

Читайте также: Новый Т-72. Какую замену "Оплотов" нашли для ВСУ.

Начиная с 2017 года, на вооружение ВСУ массово начали поступать танки БМ "Оплот", которые официально были провозглашены будущим украинских танковых войск. Однако, несмотря на все свои преимущества, "Оплоты" также имеют один серьезный недостаток – большую стоимость. Один "Оплот" обходится налогоплательщикам приблизительно в 5 млн долларов, тогда как один "Булат" – приблизительно в 1 млн долларов.

Такая разница объясняется тем, что изготавливать "Оплоты" приходится с нуля, в отличие от тех же БМ "Булат", основой для которых являются законсервированные старые Т-64. А по состоянию на сегодня после всех потерь, модернизаций и реинкарнаций в рядах ВСУ находятся 710 единиц различных модификаций Т-64 (Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ). То есть "сырья" для дальнейших модификаций более чем достаточно.

Собственно, курс на дальнейшую модернизацию Т-64 подтвердил в интервью журналу "Народная армия" начальник Центрального бронетанкового управления Вооруженных сил Украины генерал-майор Юрий Мельник. Однако он отметил, что ставка будет делаться не на Т-64БМ "Булат", а на Т-64БВ, который имеет "достаточно большой потенциал модернизации".

"Сегодня в Харьковском конструкторском бюро машиностроения им. Морозова осуществляют опытно-конструкторские разработки. И в следующем году мы будем иметь машину, которая по своим боевым свойствам превысит свойства танка "Булат" и по защищенности, и по подвижности. Работы происходят комплексным методом – по подвижности, совершенствованию моторно-трансмиссионного отделения, систем связи, навигации, системы управления вооружением. Главная задача модернизации – изготовить за небольшие деньги и короткое время надежный образец", – приоткрыл завесу Юрий Мельник.

Кстати, еще год назад сообщалось, что танки Т-64БВ получили новые прицелы ночного видения ТПН-1-ТБО (производители – "Тримен Украина" и UaRpa) для всех членов экипажа: командира, наводчика и механика-водителя. При этом приборы командира и наводчика интегрированы в систему управления огнем, обеспечивая обнаружение, распознавание и уничтожение врага на расстоянии более 1,5 км. Кроме того, были установлены системы спутниковой навигации от госпредприятия "Оризон-Навигация" и новые цифровые радиостанции "Лыбидь К-2РБ" с дальностью действия до 70 км.

Относительно бронезащиты, то здесь возможны сюрпризы. Танк Т-64БВ оборудован динамической защитой "Контакт", который считается достаточно устаревшим на фоне динамической защиты "Нож" у "Булата" и "Дуплет" у "Оплота". Здесь стоит напомнить, что именно динамическая защита "Нож" является едва ли не главным преимуществом танков Т-64БМ "Булат" – свою эффективность он не раз доказывал в боях, выдерживая прямые попадания танковых и противотанковых снарядов. Ну а "Дуплет" является модернизированной версией "Ножа".

Вполне логично предположить, что на модернизированные Т-64БВ ляжет "Нож", однако возможны и более современные разработки, на которые в начале года намекали в Государственном предприятии "Базовый центр критических технологий "Микротек" (разработчик "Ножа" и "Дуплета").

Читайте также: Как украинская динамическая защита танков завоевывает международные рынки.

Что касается не самой главной проблемы – тяговой мощности танка, то тут пока точной информации нет. Но можно предположить, что дело движется в одном из двух направлений: либо ведется разработка нового отечественного двигателя, либо подбирается импортный аналог. Тем более, что есть успешный опыт использования дизельных двигателей немецкой фирмы Deutz на легкой бронетехнике (как БМП, так и БТР) в качестве российского импортозамещения. И хоть фирма Deutz не выпускает двигатели для тяжелых танков, на западных рынках есть другие – дизельный MTU MB 873, например, который стоит на немецких танках Leopard.

Как бы там не было, а уже в 2019 году нам обещают представить новую современную модернизированную версию танка Т-64БВ, которая будет призвана взять на себя основное бремя войны в период полного перехода с танков Т-64 на танки БМ "Оплот". А переход этот, судя по всему, затянется во времени.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme