Не москитный флот: Что за корвет Ada Турция строит для Украины

Военно-морские силы Украины вскоре получат новый корвет типа Ada, строительство которого уже началось в Турции

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Не москитный флот: Что за корвет Ada Тур…

Выступая в Одессе на торжествах по случаю годовщины Военно-морских сил Украины, президент Владимир Зеленский заявил, что Турция начала строительство корвета типа ADA для украинских ВМС.

"Первый корпус нашего современного корвета уже заложен в Турции и будет достроен на украинской верфи до конца 2023 года", — сообщил Зеленский.

Контракт на строительство серии корветов типа Ada Министерство обороны Украины заключило с турецкими компаниями еще в декабре 2020 года. На финансирование проекта в 2021 году предусмотрели 3,8 млрд грн. Турецкая сторона выбрала в качестве украинского подрядчика завод "Океан" в Николаеве.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот

И хотя состав вооружения и конфигурация корабля пока не озвучены, портал Depo.ua попытался разобраться — что это за корвет и чем он может быть полезен Украине.

Что за корабль

Корвет типа Ada (Ада) — это современный литоральный боевой корабль с широким использованием в своей конструкции принципов стелс-технологий, обладающий возможностями противолодочных операций и патрулирования в открытом море.

Проект был разработан в первую очередь для ВМС Турции, однако сейчас реализуется и по экспортным контрактам — в Пакистан и в Украину.

Работы по первому корвету типа Ada начались в июле 2005 года, и на сегодня уже спущены и взяты на вооружение турецкими ВМС четыре таких корабля. Все они получили названия турецких островов, так как слово "ada" в переводе с турецкого языка означает "остров". Как видим, турки подошли к этому вопросу очень концептуально.

Концепция конструкции и боевого применения корвета типа Ada подобна литоральным кораблям типа Freedom, разработанных фирмой Lockheed Martin для ВМС США.

Конструкция корабля включает реформированный несущий каркас для различных модулей, полетную палубу с интегрированной системой взлета/посадки и обслуживания вертолетов, а также возможность спуска и подъема пилотируемых и беспилотных катеров как с кормы, так и с борта. Передняя палуба имеет зону модульного оружия.

Корабли приводятся в движение силовой установкой RENK CODAG Cross-Connect. Она состоит из газовой турбины мощностью 31 000 лошадиных сил и двух дизельных двигателей мощностью 5 790 лошадиных сил. Каждый дизельный двигатель приводит в движение один винт с регулируемым шагом через двухскоростной главный редуктор. Механизм с поперечным соединением распределяет мощность от газовой турбины через оба главных редуктора к двум валам.

Силовая установка корабля может работать в дизельном режиме, в режиме газовой турбины или в режиме CODAG (когда дизельные и газотурбинные двигатели работают одновременно и совместно обеспечивают мощность 38 800 л. с.).

Корвет типа Ada

Краткие технические характеристики:

Водоизмещение: 1524 тонны (стандартная), 2032 тонны (полная)

Длина: 99,0 метра

Ширина: 14,4 метра

Осадка: 3,6 метра

Двигательная установка: CODAG; 1 ГТД GE 2500, 30800 л. С. + 2 дизеля MTU 16V595TE90, 11580 л. С.

Винты: два винта

Скорость: до 29 узлов

Мощность: 42 380 лошадиных сил

Автономность плавания: 3 500 миль при 15 узлах

Экипаж: 93 человека + 13 дополнительных мест

Базовое вооружение:

- пушка 76-мм АУ; 2 × 12,7-мм пулемета Aselsan STAMP

- торпеды 324-мм ТА

- ракеты ПКР "Гарпун"

- зенитная установка RIM-116 ПУ Mk 49 RAM

- бортовой вертолет S-70B Seahawk

Специальное оборудование: автоматизированная система управления противоминными действиями Atlas Elektronik IMCMS

В чем интерес Украины

Как уже неоднократно отмечалось, по состоянию на сегодня Украина практически не имеет боеспособного военно-морского флота, поэтому заинтересована в любых вариантах.

В 2016 году было объявлено о создании в Украине так называемого "москитного флота", по примеру Швеции. Концепция "москитного флота" предусматривает как можно более быстрое построение "мелкого" корабельного состава, который мог бы быстро реагировать на все вызовы с моря и должен иметь достаточный боевой потенциал, а в это время строить корабли большого класса (корветы, фрегаты), которые создаются не один год.

Но если с "москитами" все более-менее продвигалось (по состоянию на сегодня спущены на воду пять малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 "Гюрза-М", два десантно-штурмовых катера проекта 58503 "Кентавр", а также перегнаны из США и взяты на вооружение подаренные американцами два патрульных катера типа Island), то с большими кораблями ситуация очень печальная. В течение нескольких лет в Украине велись разговоры об отечественном проекте "Корвет", но в настоящее время они утихли.

Читайте также: Не москитный флот. Как Украина собирается реанимировать проект "Корвет"

В июне 2020 года глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что строительство корветов не в приоритете.

Не исключено, что украинский проект принесли в жертву ради геополитической поддержки со стороны Турции, за которую пришлось "расплачиваться" покупкой турецких корветов и беспилотников. Но это не точно, и, даже если это действительно так, то выгода для Украины в этом все равно есть.

Конечно, что украинский, что турецкий проекты имеют свои преимущества и недостатки относительно друг друга, однако в нынешних условиях любой корвет — это лучше, чем его отсутствие. Главное, чтобы он мог взять на вооружение современный украинский ракетный комплекс "Нептун", иначе смысла в этих кораблях будет мало.

Читайте также: "Нептун" против России: Почему следует как можно быстрее взять на вооружение новый ракетный комплекс

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme