Новое поколение "Козаков": Что за бронеавтомобили получили ВСУ

Легкая бронированная техника является настоящей гордостью современной украинской армии хотя бы потому, что она почти вся является новой и современной

Руслан Рудомский
Журналист отдела «Война»
Новое поколение "Козаков": Что за бронеа…
Фото: НВО "Практика"

12 декабря, в День Сухопутных войск Вооруженных сил Украины, НПО "Практика" досрочно завершило выполнение государственного оборонного заказа и передало на вооружение ВСУ более 40 специальных бронированных автомобилей "Козак-2".

Depo.ua решил подробно разобраться, что это за автомобиль и какие еще бывают его модификации.

Многоцелевой бронеавтомобиль "Козак-2"

История этого броневика берет начало с 2014 года, когда НПО "Практика" представило опытный образец ББМ "Козак-2014". Он был создан на полноприводном шасси Iveco Eurocargo, вмещал 10 человек и позади имел не традиционные для автомобилей такого класса двери, а откидную аппарель.

Однако уже в 2015 году производитель представил абсолютно новую серийную модель бронеавтомобиля "Козак-2", которая также изготавливается на шасси Iveco Eurocargo 4x4 с турбодизельным двигателем. Несколько обновленный автомобиль имел длину 6 600-7 050 мм, ширину — 2 500 мм, высоту — 2 650 мм, колесную базу — 3 240-3 690 мм и клиренс — 392 мм.

В середине февраля 2016 года "Козак-2" прошел испытания на противоминную стойкость в соответствии с требованиями стандарта НАТО STANAG 4569 "методы оценки уровней защиты боевых бронированных машин легкой категории" (первым из украинских бронеавтомобилей). Одновременно были проведены два государственные испытания бронеавтомобиля: согласно приказу МВД от и сравнительные ведомственные испытания в соответствии с приказом МО.

По итогам этих испытаний в 2016 году "Козак-2" был принят на вооружение Национальной гвардии и Государственной пограничной службы (подчиняются МВД), а в 2017 году — Вооруженных сил Украины (подчиняются МО).

Что касается самой бронемашины, то она имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, а в кормовой части размещено десантное отделение.

Корпус бронемашины сварной, изготовлен из стальных броневых листов производства финской компании Miilux, расположенных под углом. Данное бронирование обеспечивает защиту от огня из стрелкового оружия в соответствии со стандартом STANAG 4569 Level 2 (защита от бронебойно-зажигательной пули 7,62x39 мм на дистанции 30 метров при скорости встречи 695 м/с; противоосколочная защита от взорванного осколочно-фугасного снаряда калибра 155 мм на дистанции 80 м, защита от подрыва противотанковой мины фугасного действия массой заряда 6 кг взрывчатки от наезда колесом или гусеницей и подрыва мины под днищем).

Также "Козак-2" имеет пуленепробиваемое стекло с противоосколочным слоем. При этом лобовое стекло и передние боковые окна имеют электроподогрев.

Бронемашина оснащена фильтровентиляционной установкой турецкого производства и радиостанцией производства тернопольского радиозавода "Орион". По отдельному заказу бронемашина может быть оснащена прибором спутниковой навигации.

Также в комплектации бронеавтомобиля предусмотрены камера видеонаблюдения; видеокамера с ИК-подсветкой; камера парковочная заднего вида; система навигации; поворотный прожектор; система обогрева лобовых и боковых окон; тахограф; сигнальная громкоговорящая установка; лебедка из электропроводов; система фильтровентиляции; дополнительная система подогрева салона; система пожаротушения силовой установки; система пожаротушения отсека десанта; система кондиционирования отсека десанта.

На серийные машины устанавливается турбодизельный двигатель Iveco объемом 5,9 л мощностью 279 л. с. и крутящим моментом 950 Нм при 1 250 об/мин. Автомобиль комплектируется 6-ст. КПП ZF и 2-ст. раздаточной коробкой. Вместимость топливного бака составляет 180 литров.

На бронемашину может быть установлено стрелковое вооружение, крепление для которого предусмотрено в поворотном люке на крыше. В частности, это может быть

- 7,62-мм пулемет ПКМС с боекомплектом 2500 патронов;

- 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (НСВТ или КТ-12.7) с боекомплектом 450 или 500 патронов;

- 30-мм автоматический гранатомет (АГС-17 или КБА-117) с боекомплектом 100 выстрелов;

- 40-мм автоматический гранатомет УАГ-40 с боекомплектом 87 выстрелов.

Масса бронемашины составляет 11 тонн, грузоподъемность невооруженной — 4 тонны, с вооружением — 2,4 тонны. Соответственно, полная масса "Козака-2" составляет 15 тонн. Также он способен тянуть прицеп массой 6 тонн.

ББМ "Козак-2"

Многоцелевой бронеавтомобиль "Козак-2М"

Модель ББМ "Козак-2М" разработки 2016 года от броневика "Козак-2" отличается видом и независимой передней подвеской. Он предназначен для перевозки личного состава, образцов вооружения, военных грузов и имущества всеми типами дорог и в условиях бездорожья.

Здесь применили разнесенное бронирование, установив между бронелистами противоосколочный слой из специального материала, который одновременно является теплоизоляцией.

Этот бронеавтомобиль имеет усиленную конструкцию противоминного днища, обеспечивает надежную защиту экипажа от поражения в случае подрыва на минно-взрывных устройствах. В целом бронезащита "Козака-2М" также соответствует стандарту STANAG 4569 Level 2.

Что касается вооружения, то бронеавтомобиль "Козак-2М" может быть оборудован специальным боевым модулем. Особенность его заключается в том, что основной акцент сделан не на крупнокалиберный пулемет (хотя и без него также не обошлось), а на противотанковые ракеты общим количеством сразу четыре единицы.

Если быть совсем точным, то новый боевой модуль вооружен противотанковым ракетным комплексом "Барьер", который может быть укомплектован различными типами пулеметов, четырьмя ракетами Р-2С с лазерной полуавтоматической системой наведения. Максимальная дальность пуска ракет составляет 5 км, бронепробиваемость за динамической защитой достигает 800 мм (может поражать танки). Также могут применяться ракеты с осколочно-фугасной и термобарической боевой частью. Перезарядка ракет осуществляется через люки на крыше машины.

Но следует понимать, что "Козак-2М" разрабатывался как машина для работы на 2-3-й линиях обороны, плюс для выполнения специфических боевых задач, поэтому не предназначен для того, чтобы участвовать в боевых действиях при нападении или защите. Поэтому не стоит ожидать, что эти машины, даже вооруженные новыми противотанковыми боевыми модулями, будут использоваться в открытых боях, тем более танковых. Их назначение — перевозка бойцов Сил специальных операций (ССО) при выполнении боевых задач (например, уничтожение укрепленных вражеских объектов), разведка, а также перехват и уничтожение вражеской бронетехники, которая выбились из боевых порядков.

Читайте также: Киллеры танков: На какие легкие противотанковые машины делают ставку ВСУ.

В процессе дальнейшей модификации бронеавтомобиль "Козак-2М" получил деление на "Козак-2М.1" (базовая версия) и "Козак-2М.2".

ББМ "Козак-2М.1"

По большому счету, ББМ "Козак 2М.2" — это модификация "Козака-2М" (стала называться "Козак-2М.1"), которая внешне отличается отсутствием второй пары дверей.

ББМ "Козак-2М.2"

На сегодня на вооружении частей и подразделений ВСУ и других силовых структур государства находятся более 240 машин "Козак-2" различных модификаций, достаточно неплохо зарекомендовавших себя во время службы.

Правда, на вооружении украинской армии и подразделений других силовых ведомств есть и другие бронеавтомобили, которые условно можно назвать "легкой бронетехникой". О них мы рассказывали отдельно.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Легкая бронетехника.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme