Катер-катамаран под "Нептун": Что за футуристический "Богомол" разработали в Украине

Украина продолжает искать варианты максимально эффективного использования ракетного комплекса "Нептун", способного топить российские корабли в Черном и Азовском морях

Руслан Рудомський

После успешных испытаний противокорабельного ракетного комплекса "Нептун" остро встал вопрос различных вариантов его использования — с моря, воздуха и земли.

Сейчас Украина ближе всего продвинулась к использованию его именно в качестве берегового ракетного комплекса на автомобильном шасси (сначала это должен был быть отечественный КрАЗ, но потом решили остановиться на чешской "Татре").

Также более-менее понятно с потенциальным использованием ракет "Нептун" с помощью бомбардировщиков Су-24М, которые стоят на вооружении ВВС ВСУ.

Читайте также: "Нептун" для Су-24М: Каким будет украинский ракетный проект в воздухе.

А вот с перспективами использования "Нептуна" с моря пока большие проблемы. Изначально планировалось, что носителями этих ракет будут катера проекта "Лань", который разрабатывался параллельным курсом. Однако по состоянию на сегодня "Нептун" уже принят на вооружение, тогда как до спуска на воду первой "Лани" еще несколько лет, по самым оптимистичным прогнозам.

Читайте также: "Москитный флот": Какая "зрада" кроется за долгостроем катера "Лань".

Ракетный катер "Лань"

Одним из вариантов решения этой проблемы является сотрудничество с Великобританией по совместному изготовлению ракетных катеров или малых корветов, способных брать на вооружение "Нептун". Меморандум об этом уже подписан между министерствами обороны двух стран.

Еще одной альтернативой "Лани" военные эксперты называют малый ракетный катер "Богомол" разработки ГП ОПЦК" (Государственное предприятие "Опытно-проектный центр кораблестроения"), проект которого на днях представил Defense Express.

Предыстория

В украинских архивах пылятся много различных наработок и нереализованных проектов как советского периода нашей истории, так и первых лет независимости. Одним из перспективных направлений развития кораблестроения в 1980-х годах были катамараны с аэростатической разгрузкой, однако дальше чертежей и футуристических рендеров тогда дело не пошло.

Тема развилась в 2000-х, когда построили несколько опытных образцов. Испытав их, решили, что для нужд Минобороны реально построить скоростное плавсредство-катамаран скегового типа длиной до 30 м и водоизмещением до 120-145 т. Вопрос только в ресурсах.

Учитывая потенциально завышенную стоимость такого плавсредства по сравнению с традиционными катерами, разработчики решили остановиться на версиях малого ракетного катера и корабля противоминной обороны. Ожидается, что такое конструктивное решение позволит обеспечить сравнительно малой платформе высокие мореходные свойства для своего диапазона водоизмещения, а также хорошие характеристики малозаметности и маневренности.

Остановимся подробнее на проекте малого ракетного катера, которому, согласно утвержденной процедуре, был предоставлен номер 58208 и присвоен шифр "Богомол".

Что собой представляет

Ракетный катер "Богомол" — это судно-катамаран скегового типа на воздушной подушке, или, как его еще называют, катамаран с аэростатической разгрузкой (PACSCAT по международной классификации).

Проще говоря, к корпусам (скегам) классического катамарана прилагаются два гибких ограждения (на носу и в корме), а в подкорпусную полость мощными вентиляторами-нагнетателями подается воздух, который разгружает всю конструкцию и поднимает ее из воды (без отрыва от водной поверхности), существенно снижая осадку и водоизмещение. Таким образом, для достижения высокой скорости хода катера нужна меньшая мощность двигателей.

Катера типа "Богомол" предназначены для выполнения следующих задач во время боевых действий:

- поиск и поражение надводных кораблей, катеров и судов, используемых для военных перевозок противника;

- ведение тактической разведки, несение боевого и специального дежурства.

Основными потенциальными районами боевой деятельности такого малого ракетного катера в Украине являются открытые акватории Черноморско-Азовского бассейна, судоходные реки и внутренние водоемы Украины в приморских районах при отсутствии на поверхности воды льда.

Таким образом, осадка катера и радиус действия выбранного ракетного вооружения позволят применять его против морских целей с внутренних вод Украины под "зонтиком" средств наземной ПВО.

Одной из конструктивных особенностей такого плавсредства является изготовление корпуса из алюминиевого сплава, а надстройки — из композитного материала. Это позволит решить две задачи: максимально облегчить корпус и надстройку и существенно снизить радиолокационную заметность (в 1,5-2 раза по сравнению с катерами традиционной конструкции и материалов). Это важно, ведь катера с противокорабельными ракетами на борту будут приоритетными мишенями во время боевых действий на море.

Дополнительно для усиления стелс-эффекта надстройка катера будет выполнена со специальными наклонностями и изломами. А для снижения тепловой заметности газоходы газовых турбин будут размещены за специальными экранами и оснащены смесителями воздуха.

Эксплуатационные характеристики

Расчеты показали, что при применении украинских сверхлегких серийных газовых турбин мощностью 3 500 кВт скорость полного хода катера будет более 50 узлов.

Для обслуживания катера "Богомол" достаточно экипажа из двенадцати человек, трое из которых — офицеры. Размещение экипажа предусмотрено в двух- и четырехместных каютах купейного типа. На катере также предусмотрены полный набор санитарно-гигиенических помещений, помещений для хранения и приготовления пищи, столовой команды и кают-компания. Кроме этого, помещения катера будут оснащены системой кондиционирования воздуха независимо от времени года.

Расчетная максимальная достижимая скорость полного хода при волнении 0-1 балла в режиме воздушной подушки составит не менее 50 узлов. Дальность хода на экономической скорости 37-38 узлов составляет не менее 600 морских миль.

При водоизмещении 142-145 т (то есть без "подушки") катер может без ограничений использоваться при волнении моря до 3 баллов включительно на скорости 30-35 узлов. Учитывая, что северный и северо-западный районы более спокойные по условиям волнения, чем другие районы Черного моря, расчетный коэффициент применения (относительно малого катера-катамарана) относительно погодных условий будет достаточно высок и достигнет 0,9. Проще говоря, из 365 дней года "Богомол" может находиться в море около 330 дней.

А безопасное пребывание катера в море без конструктивных повреждений будет допустимо при состоянии моря до 5 баллов включительно.

Непотопляемость катера будет обеспечена в условиях повреждения по одному отсеку каждого скега одновременно, в любой комбинации.

Вооружение и защита

Основным ударным вооружением катера будет комплекс РК-360 в составе двух ракет типа Р-360 "Нептун" и системы предстартовой подготовки и пуска ракет. Для обнаружения целей, в том числе и загоризонтной (на дистанции достижения ракетами "Нептун"), на катере планируется разместить пассивный радиотехнический комплекс "Монолог" (морской аналог "Кольчуги").

Комплекс "Монолог" должен обеспечить катеру в условиях радиомолчания возможность скрытно выявлять и классифицировать цели и производить данные для применения ракет комплекса РК-360. Для обнаружения воздушных и надводных целей катер будет оборудован специализированной малогабаритной трехкоординатной РЛС "Дельта-3D" (с цифровой антенной решеткой).

Для самообороны от надводных целей и как средство ПВО на катере возможно размещение одной артустановки калибра 30 мм типа АК-306, содержащейся в ВМС Украины или итальянской артустановки калибра 40 мм Light Forty. Управление огнем артустановок будет осуществляться оптико-электронной системой "СПИН".

Также на катере предусмотрено размещение датчиков обнаружения лазерного излучения противника и пусковых устройств украинского производства для постановки дымовых и аэрозольных помех.

Для борьбы с воздушными целями в ближней зоне на катере будут размещены ПЗРК. А для противодействия асимметричным угрозам предусматривается установление пулеметов.

Дополнительно предусмотрена защита куле- и осколкостойкими композитными экранами рубки с боевыми постами, а также контейнеров с противокорабельными ракетами. С целью снижения оптической заметности на катер будет нанесено специальное маскировочное покрытие краской с радиопоглощающим свойством.

Перспективы

Специализированное издание Defense Express пишет, что сейчас к проекту "Богомол" присоединились около десятка отечественных предприятий. Это позволяет надеяться, что последние конструкционные проблемы очень скоро будут устранены и проект "Богомол" перейдет в стадию строительства.

Правда, завод, который будет строить такие катера, до сих пор не выбран. По словам конструкторов ГП ОПЦК, это должен быть украинский завод с эллингами (возможность строительства "под крышей") и опытом сборки и сварки корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.

Как бы там ни было, а учитывая, что проект "Богомол" сейчас находится на стадии проектных доработок, шансов быть спущенной на воду с ракетами "Нептун" на борту больше у той же "Лани", которая уже перешла в стадию строительства. Разве что "Богомол" будет признан приоритетным и получит больше финансирования.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Война