Инструмент "Айлендов": Как Украина может выиграть от тактики НАТО в Черном море

Альянс стремится ослабить Россию в Черном море, и для этого ему очень нужна Украина

Инструмент "Айлендов": Как Украина может…

Еще в начале 2017 года велись разговоры о появлении в рядах украинского флота двух американских кораблей типа "Айленд". Впервые о них упомянули в 2014-м на уровне предложений. В 2017-м первый заместитель командующего ВМС Андрей Тарасов заявлял, что корабли, которые США предоставят Украине бесплатно, должны появится в наших водах после учений "Си-Бриз - 2017". Они завершались в конце июля, но после них и до сих пор "Айленды" так и не приплыли.

Недавно тему кораблей возродили несколько информационных поводов. Программа "Схемы" "Радио Свобода" провела расследование, объяснив, почему Украина так и не взяла американские катера. Сделали они это, повторив немало месседжей, о которых зимой 2017 года Depo.ua писал в материале "Москитный флот": Почему Украина не принимает американские катера", а также наши коллеги из "Деловой столицы".

На новый материал "Схем" отреагировали: командующий Военно-морских сил ВС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко подчеркнул, что проработка контрактов на получение "Айлендов" находится на завершающей стадии.

Кроме этого, 25 марта украинские пограничники в Азовском море задержали рыболовецкое судно "Норд" за незаконное пересечение границы. Россия потребовала освободить экипаж и отпустить корабль, а когда этого не случилось, начала угрожать ввести в Азовское море Черноморский флот. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу "Айлендов", которые могли бы пригодиться нам в этой истории.

Что с "Айлендами"

Кратко повторим уже описанную нами в ранних материалах информацию, а также новые данные, озвученные в программе "Схемы".

За сами катера Украина не будет платить США. Но придется рассчитаться за их доставку из Балтимора и обучение экипажей (каждый катер рассчитан по меньшей мере на 16 человек). Официальная сумма не называлась, но по информации Depo.ua, бюджету это будет стоить около $10 млн. Более того - "Айленды" были бы доставлены без вооружения (25-мм пушка и два 12,7-мм пулемета). Пришлось бы ставить собственное оружие.

"Айленды" по ряду параметров напоминают катера "Гюрза-М", которые выпускает "Кузница на Рыбальском". Она сделала уже шесть таких катеров, но в состав ВМС Украины введены пока только два - "Аккерман" и "Бердянск". Случилось это в далеком 2016-м. "Вышгород", "Кременчук", "Лубны" и "Никополь" до сих пор на испытаниях.

И "Радио Свобода", и мы предполагали, что нежелание тратиться на "Айленды" могло быть вызвано конфликтом интересов, потому что "Кузница на Рыбальском" делает корабли похожего типа. До 2020 года на воду должны быть спущены 18 катеров "Гюрза-М", а по концепции "Москитного флота" у нас должно быть в составе 30 новых кораблей и катеров. Зачем же тратить бюджетные средства на иностранное, если можно вложиться в украинское? И в этом есть определенная логика.

Впрочем, на самом деле доставке кораблей из США мешает бюрократический пинг-понг. Минобороны у нас не имеет права осуществлять внешне-экономическую деятельность. Это может делать "Укроборонпром", который официально берет 5% от транзакции. Но американцы хотят иметь дело исключительно с Минобороны. Им не нужен посредник в лице "Укроборонпрома". Поэтому вопрос застопорился. Как обнаружили "Схемы", передать катера можно по соглашению между Украиной и США за 1993 год о военном сотрудничестве.

Но "Айленды" висят уже несколько лет. В США не было таких проблем с Грузией в 2015-м, Коста-Рикой и Пакистаном.

Нужны ли нам "Айленды"

Два катера из США не спасут наш флот, 80% которого мы оставили в Крыму в 2014-м. На сегодня ВМС имеют в своем распоряжении всего 9 кораблей, которые могут пойти в бой, и вспомогательные небоевые суда. Даже если страшилка россиян с введением кораблей Черноморского флота в Азовское море станет реальностью, у нас как с "Айлендами", так и без них нечем будет надежно защищать берег. В Бердянске создается Азовская морская база, и после аннексии Крыма туда перебазировался Керченский отряд морской охраны со сторожевыми кораблями типа "Тарантул" и катерами проекта "Гриф". Сейчас на Азовском море несут стражу корабли дивизиона Морской охраны ГПСУ, но это катера с 14,5-мм пулеметной установкой.

"Москитного флота" нам ждать еще несколько лет. Первый ракетный катер проекта "Лань" мы должны получить в 2019-м. На вооружение ему должна быть поставлена ракета "Нептун". Вот тогда можно будет о чем-то говорить. "Лань" - это не "Айленд". Осадка этого катера - 3,40 м против 2 м у американского катера. У "Гюрзы-М" - вообще 0,86 м. С таким катером и вооружением уже можно будет повоевать.

А пока что деятельность нашего флота слишком ограничена, что и доказывает поведение России в Черном море. Они обстреливали там наш Ан-26, использовали аннексированные украинские буровые установки (в частности, на Одесском газовом месторождении, в украинской экономической зоне), которые охраняли корабли ЧФ РФ.

Противопоставить им мы ничего не можем. Новые "Гюрзы-М", на самом деле, - очень ограниченные катера, способные патрулировать прибрежную зону до 12 миль. Они уверенно себя чувствуют на тихой воде, в речках. Применять оружие (30-мм пушка, 7,62-мм пулемет или автоматический гранатомет) проблематично уже при двобальной волне. "Гюрза-М" актуальна в Азовском море, где использование этих катеров и планировалось, но две имеющиеся единицы были спущены на воду в Одессе. Также, как и "Айленды" больше нужны в Бердянске, чем в Одессе.

Борьба за Черное море

Но история с "Айлендами" - это не только разговор об усилении флота.

После аннексии Крыма Россия увеличила свое присутствие в Черном море. В Крыму есть "Бастионы", С-400 "Триумф", ракетное вооружение, ракетный крейсер "Москва", "Калибр", который летит на 2 тыс. километров, и им при желании можно достать до берегов любого члена НАТО - Румынии, Болгарии и Турции. Стоит лишь вывести авианосец "Адмирал Кузнецов", как в истории с Сирией, и не дать его вовремя уничтожить.

НАТО усиление Москвы в регионе не очень устраивает. НАТО отвечает на российское присутствие, разворачивая многонациональное подразделение в Румынии для противостояния России на своем восточном фланге. Оно будет включать в себя наземные, воздушные и морские силы из 10 стран НАТО.

Также демонстративно проводятся учения, в частности, как с Украиной в январе, а по морю плавают НАТОвские корабли. Взять хотя бы ракетный эсминец ВМС США USS Carney, оснащенный системой ПРО "Иджис" и десятками крылатых ракет "Томагавк", который в феврале присоединился к эсминцу Ross. Или британский ракетный эсминец HMS Duncan, сопровождавший турецкий фрегат Gaziantep. Эти корабли входят во Второе постоянное военно-морское соединение НАТО, которое преимущественно проводит операции в Средиземном море. Оно включает в себя от четырех до восьми боевых кораблей и танкер.

Это все показательно, потому что в Черном и Средиземном морях царит НАТО, и этим Альянс словно подчеркивает свою реакцию на активность Кремля.

Интерес России, также как и после Крымской войны 1853-1856 годов, - это исключительно проливы. Речь о Босфоре и Дарданелах - двери из Черного моря. Тогда Россия воевала с Османской империей, в коалиции с которой выступили Великобритания, Франция и Сардинское королевство. Суть с тех времен не изменилась. Для России до сих пор главным оппонентом в Черном море есть Турция - член НАТО. Потому что она контролирует проливы. Вот только военный сценарий, как в 19 веке, маловероятен. Остаются только страшилки.

Возникает вопрос: а каково место Украины в этой глобальной игре?

Во-первых, в Альянсе заинтересованы в сотрудничестве с Украиной относительно укрепления нашего флота, потому что наше государство не является членом НАТО. И теоретический конфликт украинцев с россиянами на море не обяжет военных стран-членов НАТО вмешиваться своими силами. В НАТО вообще увеличение присутствия в Черном море называют вынужденным шагом ради защиты своих членов. Украина, как и Грузия, может выполнять роль своеобразного пугала для россиян, заставляя тех концентрировать собственное внимание не только на НАТОвских маневрах. Наш сильный флот - это дополнительный силовой инструмент Альянса в Черном море и даже в Азовском. Мы же можем получить собственную выгоду из этого. Сотрудничество с американцами по двум "Айлендам" откроет путь к получению новых кораблей. А там можно и о дивизионе "Айлендов" помечтать, который очень хорошо вписался бы в концепцию "москитного флота", действуя рядом с "Гюрзой-М" и "Ланями". Это уже серьезная оборонная мощь, которая позволит нам защитить не только берега, но и экономическую зону.

Во-вторых, в НАТО привыкли просчитывать разные варианты наперед. Если мы предположим, что Украина станет членом Альянса в будущем, то это будет означать создание серьезного буфера. Взять Балтийское море и Прибалтику. Эстония, Латвия и Литва также выполняют буферную роль для НАТО. Она заключается в том, что в случае военных действий эти страны должны принять на себя удар и держаться, пока не развернутся основные силы Альянса. Например, Силы быстрого реагирования и Оперативная группа повышенной готовности НАТО должны развернуться за 2 недели и 2-3 дня соответственно. Мобилизационный потенциал Литвы свидетельствует о том, что их армия сможет продержаться неделю против россиян. Похожая ситуация с Латвией и Эстонией. В итоге получим необходимое для Альянса время. Таким же буфером, только более стратегическим, может быть Украина. Мы имеем выходы к двум морям и граничим с Россией и ее союзником - Беларусью. Поэтому Альянс и принимает активное участие в реформировании наших Вооруженных сил и ВМС.

Но хочет ли сама Украина иметь выгоду из ситуации, или же мы стремимся делать ставку исключительно на собственные силы, покажет только время.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme