"Обеспокоенность" или экономический нокдаун: Как ЕС ответит Лукашенко на воздушное пиратство

Несмотря на максимальное раздражение чиновников ЕС белорусской спецоперацией, арсенал для наказания Минска существует довольно ограниченный. Дело может дойти максимум до взаимного "закрытия неба"

Журналист отдела "Мир"
"Обеспокоенность" или экономический нокд…

Вчерашний инцидент с самолетом компании Ryanair, который был принудительно посажен в Минске, где были арестованы основатель телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич и его подруга, вполне ожиданно вызвал бурю дипломатического возмущения на Западе.

Наверное, наиболее оперативно отреагировал президент Литвы Гитанас Науседа, страна которого дала приют многим белорусским оппозиционерам — включая задержанного Протасевича. Он заявил об "отвратительных действиях белорусского режима" и подчеркнул необходимость немедленно освободить Протасевича. Призвав НАТО и ЕС к решительной реакции.

Вслед за ним среагировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. "Любое нарушение правил международного воздушного транспорта влечет за собой последствия. Недопустимо заставлять самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, садиться в Минске", — написала она в Twitter.

Расследовать инцидент единогласно призвали в МИД Австрии, а также в офисе генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. После чего о "вопиющем вмешательстве в гражданское авиасообщение в Европе" со стороны Беларуси, а также о своей "глубокой обеспокоенности" высказался глава немецкого внешнеполитического ведомства Хайко Маас. С резкой критикой действий Лукашенко — но без особой конкретики относительно планов реакции на нее — выступили дипломатические ведомства США и Греции.

Следующие примеры дипломатической реакции западных чиновников были уже немного более предметными. В частности, французский коллега Мааса, Жан-Ив Ле Дриан, обвинил белорусскую власть в угоне самолета, заявив, что должна быть "твердая и единая" реакция Европы. А министр финансов Германии Олаф Шольц заявил, что из-за инцидента с самолетом придется ввести персональные санкции против белорусского президента.

Впрочем, персональными санкциями на этот раз дело, вероятно, не обойдется. Поскольку параллельно с дипломатическими заявлениями соседи Беларуси переходят и к более активным действиям. В частности, польский премьер Матеуш Моравецкий сообщил, что обратился к руководству ЕС с требованием обсудить историю с самолетом на саммите ЕС, который сегодня начинает свою работу, и сформулировать ту самую "единую реакцию" ЕС, о которой говорил Ле Дриан. Его решительно поддержал Саймон Ковни, министр иностранных дел Ирландии, где базируется Ryanair, заявив, что "бездействие или нерешительность ЕС будут восприняты Беларусью как слабость".

Литовская генпрокуратура сообщила о начале досудебного расследования по факту захвата самолета в террористических целях и обращения с людьми, запрещенного международным правом.

Лукашенко же взамен разворачивает собственный сценарий, пытаясь создать картинку, будто угроза взрыва действительно существовала, а действовала его власть в пределах правового поля. В частности, о якобы легитимности действий режима заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз. Директор Департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций страны Артем Сикорский на брифинге рассказал о полученном письме якобы от ХАМАСа. В сообщении, по словам Сикорского говорилось, что боевики решили заложить взрывчатку, чтобы предостеречь ЕС от поддержки Израиля, а рейс Ryanair выбрали, потому что там были участники Delfi Economic Forum.

И хотя упрямые попытки выдать захват Протасевича за результат стечения обстоятельств усиливает раздражение европейских политиков, ему остается мало пространства для выхода. Персональные санкции против белорусских чиновников и самого Лукашенко кажутся слишком незначительным шагом. Экономические рычаги воздействия на Беларусь не такие уж и большие. Поскольку общий товарооборот между Беларусью и ЕС сейчас составляет не слишком впечатляющие 7-8 миллиардов долларов в год. Которые, в более или менее травматичный для Беларуси способ, могут быть "переориентированы" на торговое сотрудничество с Россией и Китаем.

Немалым, кстати, является товарооборот Беларуси с Украиной — мы занимаем около 8% внешнеторгового баланса Минска. Но если учесть, что речь идет о продукции нефтепереработки, которая, в условиях противостояния с Россией, является критически важной для украинской экономики, то на активное участие Украины в экономической блокаде никто, похоже, и не рассчитывает.

Поэтому единственным по-настоящему пропорциональным ответом при существующей ситуации является запрет для белорусской государственной компании Белавиа пользоваться аэропортами стран ЕС, и закрытие белорусского неба для европейских компаний. Которое уже де-факто и происходит — после того, как airBaltic и WizzAir начали прокладывать маршруты в обход Беларуси. Так, потеряв свободу на земле, граждане Беларуси могут лишиться и свободы в небе. Кроме полетов в северо-восточном направлении, конечно.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme