Ссора с Брюсселем: Почему ЕС планирует дать по зубам Польше

Европейский союз инициирует "ядерный вариант" против Польши из-за их реформы судебной системы

Ссора с Брюсселем: Почему ЕС планирует д…

Именно про "ядерный вариант" пишет издание Politico, говоря о решении Брюсселя, который отмечает, что польский закон об общих судах подрывает независимость польских судей. Поэтому Еврокомиссия решила начать процедуру введения санкций против Польши за нарушение норм верховенства права и применит статью 7 договора о ЕС. Таким образом Польшу могут лишить права голоса. И все из-за законопроекта по реформе судебной системы страны, которые утвердил Сейм.

Что произошло

Еще 22 июля Сенат Польши принял без поправок законопроект о реформе Верховного суда от правящей партии "Право и Справедливость". Продолжались акции протеста против этого решения, а президент страны Анджей Дуда, который также является членом ПиС, наложил вето на два из трех законопроектов, принятых Сеймом. Они касались изменения формирования Верховного суда, Национального судебного совета и Общих судов.

По сути, все три законопроекта ставили судебную систему в прямую зависимость от кабинета министров. Для назначения судей Верховного суда было достаточно 50% депутатов, что давало фактическую монополию над судом правящей партии ПиС, которая создала однопартийное правительство. 235 мест в Сейме имеет ПиС (всего 460).

Согласно заключению Венецианской комиссии, упомянутые законы предоставляют депутатам право назначать судей Верховного суда и членов Национального судейского совета. Это поставит под сомнение независимость судебной власти. Европейская комиссия начала процедуру привлечения к ответственности Польши за нарушение законодательства ЕС из-за судебной реформы. Варшаве дали месяц, чтобы дать ответ на замечания Брюсселя.

Критиковали Польшу и в ЕС, в частности канцлер Германии Ангела Меркель. Внутри страны такую реформу называли "концом демократии".

Вето Дуды привело к затяжному политическому кризису в стране. Президент, который является членом ПиС, длительное время консультировался с лидером этой правящей партии Ярославом Качиньским. Итогом консультаций стали альтернативные законопроекты, которые были внесены Дудой. Правда, проблему это никак не решило. Поскольку, правки были минимальными. Чтобы лишить ПиС возможности злоупотреблять властью, теперь для назначения судей Верховного суда необходимо было получить не 50, а 60% голосов.

Последняя самая массовая акция протеста против реформы состоялась 14-го декабря после того, как 8-го декабря Сейм принял законопроект о реформе авторства Анджея Дуды. Протестующие пошли к Сенату и Сейму, возле которых провели свои акции. Впрочем, уже 16-го декабря Сенат также принял скандальные законы. За закон о Национальном совете судопроизводства проголосовали 60 сенаторов, 26 – против, 1 – воздержался. За закон о Верховном суде проголосовали 58 сенаторов, 26 – против, 3 – против.

Реакция ЕС

Еще в ноябре Европарламент принял критическую резолюцию по Польше, которая рекомендует запустить процедуру применения санкций против страны. Документ призвал правительство Польши уважать верховенство права и основополагающие права, закрепленные в договорах, и резко критиковал ухудшение соблюдения норм ЕС. Также он призвал польскую власть выполнить рекомендации Еврокомиссии и Венецианской комиссии.

Сейчас же, после принятия законов Дуды, Европейская комиссия начнет процедуру против Польши, которая может привести к лишению страны права голоса в ЕС.

Как пишет Politico, за последний год контакты между Еврокомиссией и польским властями были редкими, и никакого взаимопонимания в последнее время достигнуто не было. Брюссель исчерпал все возможные варианты и предложения и решил действовать жестко. Европейские комиссары решили начать процесс по статье 7, который может лишить Варшаву права голоса в ЕС. Решение будет принято после принятия парламентом Польши мер, которые позволили бы уволить многих судей Верховного суда страны.

Такое решение станет логическим последствием после начала борьбы с Польшей, которая началась задолго до коллизии с судебной реформой. Еврокомиссия выступила против закона о Конституционном трибунале (изменения в законодательство о Конституционном суде инициированы ПиСом и приняты в 2015-м) и на заседании 13-го января начала процедуру контроля правопорядка в Польше. В немилость тогда также попал закон о телевидении. Она начала беспрецедентное расследование спорных реформ конституционного суда и усиления контроля за общественными СМИ в Польше. Также раскритиковали реформу конституционный суд и Венецианская комиссия. Уже в марте Конституционный суд Польши признал неконституционным новый закон о трибунале.

Зачем все это ПиС

Политики "Права и справедливости" хотят "добрых перемен". Парламентского большинства и своего президента им мало, поскольку нужна именно конституционное большинство, чтобы иметь возможность вносить изменения в конституцию. ПиС (235 депутатов из 460) и их партнеры из движения Павла Кукиза (42 депутата) имеют совокупно только 60,2% мест в парламенте, а этого мало. В ПиС часто жаловались, что в Конституционном трибунале доминируют судьи, назначенные еще предшественниками, которые по чисто политическим соображениям могут саботировать их реформы. Поэтому ПиС нужно было заменить представителей Трибунала на своих, максимально маргинализировав его. Сейчас до момента принятия Трибуналом решения о соответствии или несоответствии определенного закона конституции он считается действительным, даже если имеет очевидные правовые недостатки. Чем дольше рассматривается решение (может быть 2-4 года), тем дольше действительным есть закон.

Так же, как и нынешняя судебная реформа, все это было необходимо для концентрации власти. Впрочем, понятно, что монополия на власть, которая окажется в руках ПиС, не устраивает ЕС.

Так или иначе, сейчас ПиС, который играет на националистических настроениях внутри страны, находит поддержку в обществе, когда дело касается вмешательство Брюсселя во внутренние дела Польши и ведутся разговоры о санкциях. Усиливает напряжение между Польшей и ЕС дело мигрантов. Вышеградская четверка (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) от начала бойкотируют решение о квотном расселении мигрантов из Италии и Греции. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский даже заявлял, что Польша не имеет возможности принимать большое количество беженцев из мусульманских стран из-за того, что в стране много мигрантов из Украины.

Санкции ЕС по седьмой статье лишь усилят настроения евроскептицизма, которые процветают в Польше. Впрочем, именно принятие судебной реформы, к сожалению, демонстрирует неспособность ЕС влиять на Варшаву политически. Возможно, самое время включить экономические рычаги.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme