Революция или переворот: Что произошло минувшей ночью в Кыргызстане, где захватили парламент

Вчера вечером киргизская оппозиция радикально опротестовала результаты парламентских выборов. Пока все проходит относительно бескровно, а действующий президент вроде как демонстрирует готовность к диалогу. Но без усилий для компромисса — причем с обеих сторон — страна, в которой есть древняя и довольно кровавая традиция противостояния между регионами, может погрузиться в хаос

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Революция или переворот: Что произошло м…

В течение одной ночи в Кыргызстане произошло что-то вроде революции. Участники протестов буквально за несколько часов успели захватить парламент, где находится и офис президента, столичную мэрию, а также Госкомитет национальной безопасности. В процессе они выбрали "народного мэра" Бишкека, освободили из следственного изолятора экс-президента Алмазбека Атамбаева и нескольких бывших премьер-министров.

После чего президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил, что произошла "попытка госпереворота". Хотя при этом он предложил ЦИК страны тщательно расследовать нарушения и при необходимости аннулировать результаты предыдущих парламентских выборов, состоявшихся в это воскресенье.

Которые, к слову, и стали причиной всей истории. Потому что протесты начались после того, как Центризбирком Кыргызстана сообщил, что в парламент страны с 16 партий, участвовавших в выборах, попали только то ли четыре, то ли пять — до сих пор четко не известно. И как-то так случилось, что три из этих партий более или менее тесно связаны с действующей политической элитой Кыргызстана. При этом преодолеть весьма высокий семипроцентный барьер не сумела ни одна из заметных оппозиционных сил.

На это торжество демократии наложился еще один довольно неприятный фактор. Который заключается в том, что в Кыргызстане существует специфический раскол между севером и югом страны. Которые физически разделены Ферганским хребтом Тянь-Шаня. И политические предпочтения промышленной севера и консервативного и в большенстве своем аграрного юга очень часто имеют противоположный характер.

Так произошло и на этот раз — семипроцентный барьер преодолела лишь одна "северная" партия, "Кыргызстан".

Дополнительное напряжение ситуации в Кыргызстане вносит тот факт, что в Кыргызстане существует межэтническое напряжение между собственно киргизами и этническими узбеками, которые составляют около 20% населения страны. Это напряжение десять лет назад привело к межэтническим столкновениям, во время которых погибли, по разным данным, от 900 до 2000 человек, а еще около 100 000 были вынуждены покинуть дома. Это, заметим, в стране с населением в 4,7 миллиона человек.

При этом в Кыргызстане есть напряженная история смены президентов, которая носит в основном революционный характер. В частности, первый президент страны, Аскар Акаев, который пришел к власти в 1990 году, в 2005 был смещен во время первой киргизской революции. Его преемника, Курманбека Бакиева народ прогнал с должности всего через 5 лет, в 2010-м. Алмазбек Атамбаев, кстати, был единственным "полноправным" президентом страны, который покинул свой пост добровольно, что впрочем не помешало ему в течение двух лет после этого оказаться в следственном изоляторе по обвинению в масштабных коррупционных преступлениях.

И вот после вчерашних событий власть вынужденно "услышала" оппозицию, и как бы демонстрирует готовность "переиграть" сомнительные выборы. Подобное решение потенциально может снять напряжение и позволить выйти из политического кризиса без существенных потерь.

Проблема заключается в том, что сейчас обе стороны имеют определенные политические искушения. Действующий президент может в последний момент "передумать" отменять выборы. Просто стянув при этом больше правоохранителей в столицу. Или позволить им использовать радикальные методы противодействия оппозиционерам.

С другой стороны и оппозиция, окрыленная вчерашней победой, обсуждает сейчас довольно радикальные предложения. Вроде запрета пропрезидентским партиям участвовать в следующих выборах. И если бы речь шла об искусственно созданных административных конгломератах, это могло бы иметь определенный смысл. Но провластные партии, похоже, пользуются реальной поддержкой на юге страны и их исключение из гонки вызовет масштабный социальный конфликт. Поэтому без реальных поисков компромисса выйти из конфликта, похоже, не удастся.

Остается надеяться, что у киргизов найдется не только достаточно решимости, чтобы заставить власть услышать справедливые требования, но и достаточно сдержанности, чтобы выработать общепринятое решение. В противном случае страна может стать очередной "горячей точкой" на карте, при том что тушить этот пожар никто не будет спешить. Россия и США, которые имели в свое время интересы в Кыргызстане, сейчас имеют слишком много других проблем, чтобы заниматься еще и судьбой этой страны. Не говоря уже о том, что московские рецепты "национального примирения" нередко работают противоположным ожидаемому образом.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme