Спасти пенсионную систему: Миссия (не)возможна

Среди реформ, которые сегодня пытается реализовать власть, не последнее место занимает пенсионная. Государство вроде бы держит руку на пульсе этого вопроса. Однако ощутимого результата пока что нет

Спасти пенсионную систему: Миссия (не)во…
Фото: "Укринформ"

По состоянию на 1 января 2018 г. в Украине насчитывалось 11,7 млн пенсионеров (27,8% от общей численности населения), среди которых 2,6 млн – лица с инвалидностью, более 1 млн находятся в сложных жизненных обстоятельствах, 0,8 млн – ликвидаторы и потерпевшие от Чернобыльской катастрофы, 0,6 млн – ветераны войны. Численность лиц в возрасте 60 лет и старше составляла 9,7 млн человек, или 22,9% от общей численности населения. На 100 лиц в возрасте 60 лет и старше приходилось 79 детей в возрасте до 18 лет и 257 человек в возрасте 18-59 лет.

По данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения в мире. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста. При прочих равных условиях сокращение численности населения трудоспособного возраста приведет к уменьшению количества плательщиков единого социально взноса. В то же время расходы на социальную защиту пожилых людей, в частности пенсионные расходы, будут расти вместе с увеличением доли людей пожилого возраста.

Попробуем разобраться есть ли альтернатива государственному пенсионному обеспечению, выплаты которого формируются за счет единого социального взноса (ЕСВ) и прямых дотаций из госбюджета на покрытие его дефицита, которые, по плановым показателям бюджета ПФУ в 2019 году, составили более 245 млрд грн и свыше 193 млрд грн соответственно.

Инициатива наказуема

Увеличение пенсионного возраста, привязка размера пенсии к минимальному прожиточному минимуму и страховому рабочему стажу, а также еще целому ряду показателей, непонятность для рядового гражданина механизма начислений и принципов расчетов пенсионных взносов привели к напряженности в обществе. Время требует перемен и альтернативных решений.

Альтернатива есть. В Украине уже более 15 лет работают такие институты, как негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые фактически представляют собой добровольную систему накоплений и сохранения денег граждан с возможностью их получения по достижению пенсионного возраста.

Согласно официальным данным, по состоянию на 01.01.2020 в Государственном реестре финансовых учреждений содержалась информация о 63 негосударственных пенсионных фондах и 22 администраторах НПФ. Общее количество участников НПФ составило 860,8 тыс. человек, из которых получили/получают пенсионные выплаты 82,7 тыс. лиц. Сумма уплаченных взносов составила 2,07 млрд грн; 90,5 % всех взносов, поступивших от работодателей. Общая стоимость активов НПФ составила 2,89 млрд грн. Размер пенсионных выплат за этот период составил 878,6 млн грн.

СПРАВКА

Негосударственный пенсионный фонд - это финансовое учреждение, которое работает исключительно для пенсионного обеспечения граждан и имеет статус неприбыльной организации. Фонд привлекает пенсионные взносы вкладчиков, инвестирует средства с целью их приумножения, а также сохранение их настоящей стоимости в будущем, а позже осуществляет пенсионные выплаты участникам за счет накопленных пенсионных активов.

Негосударственную пенсию НПФ выплачивают независимо от пенсии, которую платит государство. Размер негосударственной пенсии, на которую могут надеяться участники НПФ, зависит от размера пенсионных взносов, периода накопления и суммы полученной инвестиционной прибыли.

С момента зачисления денежных средств на индивидуальный пенсионный счет они становятся частной собственностью участника НПФ, на них распространяется право наследования, их нельзя отчуждать в пользу третьих лиц.

 

Вопрос накопления собственных денег не остался вне внимания государства. В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован проект Закона Украины №2683 "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении". В пояснительной записке к этому документу говорится, что одним из важнейших приоритетов экономической политики государства является развитие системы пенсионного обеспечения в Украине.

"Для восстановления должного уровня пенсионного обеспечения в Украине необходимо внедрение обязательного накопительного пенсионного обеспечения как дополнительного элемента пенсионной системы (так называемого второго уровня) с целью формирования пенсионных накоплений и увеличения совокупного коэффициента замещения (части утраченного трудового дохода, – авт.) как главного индикатора достаточности пенсионных выплат. Функционирование такой системы предоставит возможность гражданам Украины получать после достижения пенсионного возраста дополнительные пенсионные выплаты за счет собственных взносов", - говорится в пояснительной записке.

Опасность обязательного пенсионного накопления от государства

Однако участники рынка имеют целый ряд существенных замечаний к законопроекту №2683, подчеркивая: документ требует доработки, если не полной его замены.

В частности, Татьяна Шевкун, директор Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Украины и администраторов негосударственных пенсионных фондов, акцентирует внимание на непрозрачности системы. По ее словам, создается слишком сложная и непрозрачная система второго уровня обязательного накопительного пенсионного обеспечения.

"Мы говорим о непрозрачности архитектуры системы с точки зрения четкого понимания функций каждого из субъектов; взаимодействия субъектов системы; движения денежных средств в системе, начиная с уплаты взносов работодателем как платежным агентом и до момента их инвестирования. А также в случае изменения пенсионного портфеля или авторизованного НПФ участником и тому подобное", - отметила Татьяна Шевкун.

Она также отметила высокий уровень риска возникновения и влияния коррупции в системе, высокие и непрозрачные расходы Государственного бюджета, авторизованных субъектов и участников системы, а также отсутствие дифференциации штрафных санкций в зависимости от видов нарушений. Кроме того, по ее словам, в законопроекте недостаточное внимание уделено инвестированию активов накопительной системы.

"В законопроекте также отсутствуют прогнозные экономические расчеты эффективности внедрения системы хотя бы в 20-летней перспективе: средний размер пенсионных накоплений участников, рост общей суммы пенсионных выплат участникам системы (при выплате І и II уровней), снижение нагрузки на Пенсионный фонд и сокращение дотаций Государственного бюджета, изменение уровня коэффициента замещения в течение 20 лет и тому подобное", - отметила Татьяна Шевкун.

Много замечаний к законопроекту №2683 и у членов Всеукраинской ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

"У нас много замечаний относительно положений этого законопроекта. В частности, неприемлемо низкий уровень защиты интересов участников накопительной системы; высокие риски коррупции в централизованных элементах предложенной системы пенсионных накоплений; сверхвысокие риски нетрудоспособности и неконтролируемости модели Пенсионного казначейства; искусственное ограничение конкуренции среди поставщиков услуг по накопительному пенсионному обеспечению, создание государственной монополии, риски национализации, а также отсутствие системного сквозного контроля со стороны государства за предоставлением услуг и защитой прав участников накопительного пенсионного обеспечения на всех этапах пребывания человека в системе", - считают в ассоциации.

Специалисты уверены, что указанное – это те системные проблемы, которые нивелируют основную цель введения общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения: повышение социальной защиты людей после окончания трудовой деятельности за счет персональных накоплений в прозрачной, контролируемой пенсионной системе с высоким доверием и низким риском коррупции.

Риски больше, чем польза

Проект ЗУ "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" предусматривает создание централизованной модели, где основным субъектом обязательной накопительной пенсионной системы является Пенсионное казначейство – фактически монополист от государства в сфере накопительного пенсионного обеспечения. Это несет много рисков для участников – от коррупции до полной "национализации" частных накопленных средств. Такое мнение высказал член Совета некоммерческой организации "Открытый пенсионный фонд "Социальные гарантии"", генеральный директор ООО "КУА "Оптима-Капитал"" Александр Щербаков.

"Предусмотренное законопроектом функционирование государственного Пенсионного казначейства со своей громоздкой функциональной структурой, всеми недостатками государственного управления и возможностью по меньшей мере "заморозить" накопленные средства является как минимум "затягиванием времени" по внедрению обязательного накопительного уровня пенсионной системы Украины", - комментирует практик.

По его словам, этот важный для отечественной пенсионной системы уровень мог бы реально заработать, используя принципы и инфраструктуру системы негосударственного пенсионного обеспечения, где основным субъектом являются негосударственные пенсионные фонды, имеющие большой опыт в развитии и осуществлении добровольных пенсионных накоплений.

"Система негосударственного пенсионного обеспечения является надежной, гибкой и устойчивой, а деятельность негосударственных пенсионных фондов была одной из наименее уязвимых составляющих финансовой системы страны и во время кризиса 2008-2009 годов, и во время активных военных действий 2014 года, и во время "банкопада" 2015-2016 годов", - констатирует Александр Щербаков и соглашается с остальными специалистами: риски, заложенные в законопроекте №2683, значительно больше той пользы, которую следует ожидать от внедрения такой системы.

СПРАВКА

Некоммерческая организация "Открытый пенсионный фонд "Социальные гарантии"" работает на рынке негосударственного пенсионного обеспечения с 2005 года. По состоянию на 01.01.2020 года активы фонда составляют более 8 млн гривен. Количество участников - более 1100 человек. Прирост активов за 2019 год составляет почти 14%.

ООО "КУА "Оптима-Капитал"" с 2004 года осуществляет деятельность по управлению активами институциональных инвесторов и деятельность по администрированию деятельности негосударственных фондов. Уставный капитал составляет 25 млн грн. Управляет активами институциональных инвесторов на сумму свыше 300 млн грн.

Мария Азоян

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme