Убийство Окуевой: Почему нужно чрезвычайное положение, которого не будет

Вчерашний расстрел авто Адама Осмаева и Амины Окуевой оставляет много вопросов. В первую очередь к отечественным политикам

Политический обозреватель
Убийство Окуевой: Почему нужно чрезвычай…

Если после покушения на нардепа Игоря Мосийчука было несколько версий – "рука Москвы", разборки вокруг так называемого "дома Арбузова" и покушение не на него, а на подполковника МВД Мормуля, который и погиб 25 октября, то вчерашнее убийство Окуевой и ранение ее мужа вряд ли требует поиска других причин, чем действия на нашей территории российской агентуры. Даже если в прессе появятся альтернативные версии, к примеру, бизнес чеченской семьи, их авторов будут подвергать обструкции.

В ином свете теперь выглядит и взрыв возле канала "Эспрессо" - Мосийчук, Окуева и погибший 8 сентября в результате подрыва автомобиля чеченец Тимур Махаури были связаны, поэтому заказчиков всех трех преступлений, а также первого покушения на чеченскую семью 1 июня, исполнитель которого Артур Денисултанов находится в СИЗО, очевидно, следует искать в одном месте. Вопрос только, где – в Грозном, Москве или все же в Киеве. И это не единственный секрет для следствия в этих историях.

К примеру, почему Осмаев и Окуева отказались от предоставляемой им охраны. Бесстрашные или, может, было что скрывать? Или почему о Махаури уже не вспоминают как о человеке с криминальным прошлым. Сейчас он фигурирует в СМИ исключительно как благородный чеченец, который защищал Украину от кадыровских наемников. Зато с телеэкранов со вчерашнего дня звучат призывы отправить в отставку руководство МВД и Нацполиции, силовиков обвиняют в профессиональной импотенции, а разного рода знатоки предлагают полностью закрыть границу с Россией и ввести чрезвычайное положение в стране. Понятно, что второе за неделю покушение на известных людей должно подстегнуть полицейских, и, пожалуй, не ошибемся, если скажем, что чрезвычайного положения, о введении которого, может, и стоило бы серьезно подумать, не будет. Потому что оно политически не выгодно многим.

Во-первых, не совсем понятна процедура его введения. Если, к примеру, чрезвычайное положение в энергетике у нас внедрено Кабинетом Министров, то здесь должно быть, как минимум, решение СНБО, потому что будут задействовать все силовые структуры, для них необходим единый центр координации и четкий алгоритм действий и сфер ответственности. Подобного в Украине еще никто не делал, поэтому существует значительный риск ошибок. Которые способны лишь ухудшить ситуацию.

Отдельные политики и эксперты предлагают взять за образец французский опыт, где чрезвычайное положение было введено в ноябре 2015 года после серии терактов. Кстати, завтра это положение во Франции отменяют, зато вступает в действие закон, который правозащитники в один голос называют карательным: он позволяет полиции обыскивать дома подозрительных лиц, блокировать районы из-за подозрений в намерениях совершения терактов, отказывать в проведении массовых акций и закрывать церкви и мечети до выяснения ситуации безопасности. Не следует забывать, что в той же Франции было принято норму, согласно которой лиц, подозреваемых в террористической деятельности, лишают гражданства. Когда о внедрении этого опыта заговорили в Украине, эксперты в один голос заявили: это нарушение прав человека, такого делать нельзя, все люди - братья и сестры. Отсюда вывод: чрезвычайное положение у нас заболтают и внедрить его не позволят.

Во-вторых, для эффективного воплощения предписаний чрезвычайного положения необходимы значительные ресурсы, а их сейчас нет. Привлекать армию для патрулирования мирных городов – вопрос спорный, это не ее функция, она этому не обучена. А сил только полиции не хватит. К сожалению, опираться на общественную поддержку не приходится. Люди, которые не могут убрать за своими собачками, неспособны в принципе понять потребность в дисциплине ради безопасности общины. Как показала реакция сообщества на субботнюю облаву на ночной клуб Jugendhub, где полиция поймала наркоманов и тех, кто уклоняется от призыва, наше общество враждебно настроено к силовым структурам, зато поддерживает всевозможных пройдох, которые пиарятся на правозащите. То есть, до настоящего гражданского общества, которое понимает действия власти и готово помогать, как во Франции, нам как до Луны пешком.

В-третьих, уже сейчас от отдельных политиков слышно: чрезвычайное положение - это хорошо, но ведь власти не доверяют. Давайте выберем другую и она решит все проблемы с криминалитетом. Причем в эту бредятину верят. А это означает, что даже когда решение о внедрении чрезвычайного положения или хотя бы каких-то его элементов будет принято, мы получим бешеное противодействие со стороны самих политиков. Они неспособны консолидироваться вокруг вопросов безопасности, потому что очень многих устраивает нынешняя ситуация, когда каждый день можно долбить власть за ошибки. Где-то полицейские разбили служебное авто? Ура! Будем дружно кричать, что реформа патрульной службы провалилась. Где-то поймали полицейского на взятке? Ура! Будем кричать, что ничего со времен Януковича не изменилось.

То есть, нельзя говорить об эффективности чрезвычайного положения в стране, у граждан которой в головах засела "зрада". Поэтому, похоже, мы обречены ходить по одним и тем же граблям: после каждого резонансного покушения политики потребуют усилить борьбу с преступностью, будут обвинять во всем Авакова, Грицака, правительство, но на самом деле никто из них не хочет, чтобы власть действовала жестко.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme