"Членство второго сорта": Помешает ли новый шлагбаум вступлению Украины в ЕС

В Украине и Испании практически одновременно произошли события, от которых зависит путь нашего государства к членству в ЕС. И на собрании глав МИД в Киеве, и на конференции министров по вопросам Европы в Мурсии обсуждали план расширения Евросоюза. Но по-разному

Политический обозреватель
"Членство второго сорта": Помешает ли но…
В Киеве прошло заседание глав МИД стан ЕС. Фото: "Голос Украиїны"

ЕС от Лиссабона до Луганска. Как главы МИД в Киеве излучали оптимизм

"Наш сегодня ключевой сигнал по этому поводу заключался в том, что мы выполним те семь рекомендаций, которые были озвучены Европейской комиссией для открытия переговоров о членстве. Ожидаем, что они будут оценены честно, прозрачно, и не будут выдвинуты какие-либо дополнительные требования". Так глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сформулировал видение Киевом стартовых позиций для начала переговоров о вступлении Украины в ЕС. Пообещал главам внешнеполитических ведомств выполнить все требования и президент Владимир Зеленский. Отметим: отдельные наши должностные лица неоднократно отчитывались об удовлетворении пожеланий партнеров. Последние заявления подобного толка звучали в конце сентября. Так, глава монобольшинства Давид Арахамия говорил о принятии Верховной Радой 99,9% законопроектов, необходимых для начала переговоров. А премьер Денис Шмигаль заявлял, что утверждение правительством программы "Единство в разнообразии" является последним выполненным из семи требований Еврокомиссии. Однако действительно это финиш, или еще не финиш – вопрос сложный. Ранее Depo.ua анализировал, почему завершение выполнения пожеланий европолитиков в Киеве и Брюсселе видят по-разному.

Впрочем, гостившие в украинской столице дипломаты из ЕС были настроены оптимистично. Главная дипломатка Германии Анналена Бербок декларировала, что ЕС скоро расширится от Лиссабона до Луганска, ее чешский коллега Ян Липовский надеется, что переговоры о вступлении Украины начнутся этой осенью или в начале 2024 года. А главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель подчеркнул: "Самые сильные обязательства в сфере безопасности, которые мы можем предоставить для Украины – это членство в Европейском Союзе". Боррель также уточнил, что до конца года Европейский Союз оценит доклад Европейской комиссии о пакете расширения, который Европейскому совету представит он и еврокомиссар по расширению и соседству Оливер Варгеи. Кстати, венгр, считающийся симпатиком политики премьера Виктора Орбана и евроскептиком. Такой вот поворот, который не сулит нам легкого продвижения к членству.

В Евросоюз примут сразу 9 стран? В чем риски такой затеи для Украины

Ранее, в последние дни сентября, в Испании, председательствующей в Совете ЕС, состоялась неформальная встреча министров по общим делам и региональному развитию для обсуждения вопросов, связанных с расширением Евросоюза. Там, в частности, сфокусировались на внутренней подготовке ЕС к возможному расширению на период до 2027 года из нынешних 27 членов до 36-ти. Кроме Украины и Молдовы, напомним, в очереди на вступление намного дольше нас стоят Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория, также потенциальными кандидатами являются Грузия и Косово. Последняя страна, правда, признается независимой не всеми членами Европейского Союза, поэтому ее шансы на членство в объединении зависят от позиции Белграда. Который очень далек от признания суверенитета бывшей сербской территории. Итак, о чем же говорили в испанской Мурсии, и почему это важнее для нас, чем состоявшийся в Киеве форум министров иностранных дел.

Первое – будущее увеличение числа членов Европейского Союза обсуждалось не как потенциально возможное, а как фактически решенный вопрос. Когда речь идет об Украине, то завершение войны не озвучивается как обязательное условие (хотя это держат в уме). Как и преодоление коррупции – по этому пункту высказываются настойчивые пожелания, а не ультиматумы. Однако одно дело, когда говорят о вступлении Украины, предъявляя к нашему членству определенные требования, которые наша власть либо выполняет, либо имитирует выполнение, но это касается именно нашего евроинтеграционного трека, и совсем другое, когда речь идет о членстве сразу восьми или девяти государств. Каждое имеет свою историю обретения статуса кандидата и собственные проблемы, из-за которых 10 лет, а у кого и больше их не признают полноценными родственниками в Европе. И вот теперь их решили "усыновить" всех кучей.

Такой подход вызывает множество вопросов. К примеру, Албания, Северная Македония и Черногория долгое время выполняли свои домашние задания и готовы к членству в ЕС лучше нас. В то же время нестабильная Босния и Герцеговина, особенно пророссийская Сербия и, мягко говоря, далекая от европейских ценностей Турция, могут рассматриваться как проблемные активы. Ослабленая войной Украина и Молдова, где сохраняются сильные влияния россии, тоже. Пока в рамках Евросоюза только обсуждают формат столь масштабного расширения. И, скорее всего, требования к Украине только семью пожеланиями Еврокомиссии не ограничатся.

Второй момент касается именно форматов расширения. В Киеве и других столицах стран-кандидатов стремятся получить членство по процедуре, которая применялась к государствам, которые уже в ЕС. Но перед "усыновлением" им предлагают так сказать испытательный срок. Точнее, решение о "второсортном родстве" еще не принято, но сам факт его обсуждения не радует. 19 сентября издание Pоlitico обнародовало наработку франко-германских экспертов, названное "Европой четырех скоростей". Если коротко, то предлагается большая реформа внутри Евросоюза, в частности, сокращение количества еврокомиссаров и депутатов Европарламента, ликвидация права национального вето и введение голосования квалифицированным большинством. В Совете ЕС хотят дать больше голосов меньшим государствам-членам. В качестве компенсации за отмену права вето.

Сначала премьер Денис Шмигаль, а за ним и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба резко негативно прокомментировали подобные намерения: Украина – первосортное государство и его членство в ЕС также будет первосортным. К слову, главный евродипломат Жозеп Боррель также выразил удивление подобным проектам, подчеркнув, что частичного членства в Евросоюзе не бывает. Однако в Мурсии варианты реформы ЕС обсуждались. Следовательно, их с повестки дня не снимают. И в этом Киев и другие кандидаты видят риск того, что вместо быстрого принятия решения о полноценном членстве европолитики увязнут в дискуссиях о внутренней управленческой реформе. И чтобы соответствовать ее логике перед соискателями поставят еще кучу требований. То есть, евроинтеграция может растянуться на годы.

Какую реформу ЕС хотят в Берлине и Париже

Опасения Германии и Франции, фактически главных "кошельков" Евросоюза, не безосновательны. Европейский Союз то и дело сталкивается с терками при принятии решений. Это мы наблюдаем при введении санкций против рф. Венгрия, чья власть давно не отвечает общим ценностям ЕС, пользуется правом вето, выкручивая руки всем остальным членам объединения. Есть также серьезные проблемы с официальной Варшавой, на очереди, вероятно, проблемы после выборов в Словакии. Их последствия Depo.ua подробно анализировал. Проще говоря, достаточно одного Виктора Орбана, чтобы механизм буксовал. Если к нему прибавится правительство Роберта Фицо, то механизм может вообще остановиться.

Поэтому в Берлине и Париже, где умеют считать деньги и просчитывать риски (да и не только там), думают, как починить механизм и предотвратить большие проблемы в будущем. Здесь и внутренние проблемы в Европе, и негативные прогнозы по поводу президентских выборов в США. Также, пожалуй, не стоит напоминать, что все потенциальные члены Евросоюза проблемны как в контексте соблюдения общих ценностей, так и в институциональном плане. Поэтому то, что у нас называют "делением на сорта", в отдельных столицах могут считать "предохранителем от дураков", когда на верхушке власти кое-где будут оказываться безудержные популисты или агенты Кремля.

Итак, в целом реформа в ЕС назрела, однако вопрос, когда ее внедрять – до расширения или после. И вообще возможны ли такие изменения. Проще говоря, как их принять, если для этого необходимо решение всех. А его не будет. Однако есть и другая позиция: отказ от принятия внутренней реформы ЕС будет тормозить расширение из-за страха стран-членов, что новые "родственники" просто разрушат Евросоюз. Варианты ассоциированного членства и тому подобные эрзацы нас не устраивают, об этом уже заявлено уполномоченными лицами, однако может случиться, что нам и другим кандидатам перестраховщики из ЕС предложат вступление с какими-то исключениями. Конечно, лучше, чтобы такого не произошло, но чем дольше будет длиться выполнение требований к вступлению с нашей стороны, тем больше времени останется у евроскептиков, чтобы поставить новые преграды на нашем пути в Евросоюз.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme