Штрафы и быстрое блокирование : Почему СМИ напряглись в ожидании закона Ткаченко

Журналисты ждут, что закручивание гаек в новом законе приведет к введению цензуры со стороны власти

Экономический и политический обозреватель
Штрафы и быстрое блокирование : Почему С…

Накануне Нового года, 27 декабря, в парламенте был зарегистрирован проект нового закона о медиа, который вызвал большой резонанс среди издателей и журналистов еще тогда, когда его неокончательная версия просочилась в медиа. По духу и сути представленный проект соответствует тому, который был слит в сеть. Хотя в окончательном варианте более четко выписан механизм блокировки сайтов провайдерами. В целом же проект продолжает нести риски ущемления свободы слова и контроля над медиа-сферой, информирует Depo.ua.

Вокруг этого законопроекта, который является продуктом председателя информационного комитета Рады Александра Ткаченко, и о разработке которого постоянно информирует министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский, интрига держится уже довольно длительное время. Основной страшилкой для журналистов, блоггеров, издателей и руководителей каналов было вероятное введение уголовной ответственности за клевету. В том, что журналистов за их тексты смогут привлекать к криминалу, многие увидели признаки цензуры и давления.

Впрочем, в том проекте, который сейчас оказался в открытом доступе, хотя еще не был представлен официально в Раду, уголовной ответственности за клевету нет. Но эксперты и участники рынка находят в нем другие механизмы, с помощью которых непокорных писак можно прижать к ногтю. В наборе Ткаченко и существенные штрафы, и блокирование интернет-ресурсов, и запрет на распространение определенной информации.

Автор закона, бывший топ-менеджер канала 1+1 Александр Ткаченко после того, как в сети началась критика в сторону его детища, дал определенные объяснения. По его словам, тот проект, который попал в сеть, пока является черновым вариантом.

По сути документа Ткаченко дал понять, что он систематизирует ряд действующих законов об информационной и медийной сфере в Украине, а также "начинает регулировать вопросы, которые в 90-е отсутствовали как таковые. Как онлайн-медиа, например". То есть новый закон должен стать своего рода кодексом, который будет регулировать не только деятельность СМИ и журналистов, но и всю медийную индустрию.

Одновременно Ткаченко подтверждает, что механизмы штрафования и запрещения распространения отдельных медиа в проекте закона предусмотрены. При этом подчеркивает, что такие блокировки будут происходить только по решению суда.

Ткаченко в своем комментарии также развеял предположения, что закон разрабатывало министерство Бородянского. "Проект Закона Украины "О медиа" разрабатывался не министерством культуры, молодежи и спорта, а парламентским комитетом", - отметил нардеп. И, хоть и ожидалось, что его будет подавать правительство, зарегистрирован проект был все же группой нардепов во главе с самим Ткаченко.

Нардеп также призвал не разгонять преждевременно измену, а дождаться регистрации законопроекта и посмотреть финальный текст, и только после этого принять участие в обсуждениях и круглых столах.

Но поскольку доверия к обещаниям "слуг народа" ставить те или иные проекты на публичное обсуждение и учитывать мнение общественности нет, вполне можно ожидать, что проект закона "О медиа" будут тянуть с масимальной скоростью и настойчивостью - как тянут закон о рынке земли. Наши коллеги из других СМИ не исключают, что принятие проекта монобольшинством может состояться даже в годовщину принятия так называемых "диктаторских законов" Януковича. Рада за них, напомним, проголосовала 16 января 2014 года.

Урегулируют всех

Проект является достаточно объемным документом. Он вводит в законодательство новые понятия и целые медийные отрасли, которые ранее не подвергались столь детальному регулированию. Речь идет об онлайн-медиа, коммуникационных сетях, студиях-производителях, универсальных медиа-сервисах, системе вещания общин и других специфических нюансах. В целом под действие закона, получается, подпадает любая деятельность по распространению информации в массы - независимо от того, по каким каналам это распространение происходит.

Авторы проекта, берясь за регулирование медиа, видят роль государства среди прочего, в обеспечение достоверности и сбалансированности подачи информации, защите пользователей информации, особенно несовершеннолетних, от вредного влияния, обеспечение эффективного надзора (контроля) за соблюдением на территории Украины требований и ограничений в сфере медиа.

Ограничения

И хотя авторы проекта отрицают цензуру, много внимания в проекте уделено регуляции и контролю в отношении содержания распространяемой информации. Особенно это касается сведений из-за так называемого "поребрика".

В отдельной, 37-й статье законопроекта, наряду с устоявшимся и привычным запретом призывать к свержению конституционного строя, войне и нарушению территориальной целостности Украины, фигурирует запрет распространять материалы или информацию, которая оправдывает или пропагандирует перечисленные действия. Эта норма несколько расширяет поле применения закона, поскольку под запрет могут подпадать даже художественные фильмы со сценами, на которых, скажем, Гитлер обсуждал со своими генералами план захвата Украины.

Запрещается также распространять информацию и материалы, в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима.

Нельзя будет создавать положительные образы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше, высших органах власти и управления времен коммунистического режима. А также работников советских органов государственной безопасности. Учитывая субъективность понятия "положительный", а также вследствие гипотетического отнесения советских разведчиков к списку работников "органов государственной безопасности", сериал о Штирлице теперь по телевизору мы, похоже, уже не увидим.

Читайте также: Блокирование сайтов и экспресс-суды: Что "слуги народа" "впаривают" в законе о медиа (ДОКУМЕНТ)

Отдельный раздел законопроекта посвящен ограничениям, связанным с вооруженной агрессией. Они действуют в тот период, когда действует соответствующее постановление парламента о признании той или иной страны государством-агрессором или оккупантом.

Список запретов здесь довольно широк. Запрещается, в частности, распространять материалы, которые популяризируют агрессора и оправдывают агрессию, аннексию и оккупацию. Также ограничивается присутствие СМИ страны-агрессора в медийном пространстве Украины. Гражданам и юрлицам страны-агрессора не разрешается становиться субъектом в сфере медиа в Украине, а также устанавливаются другие существенные ограничения относительно влияния информации от страны-агрессора в Украине.

Нацсовет

Особое, новое наполнение получает в проекте закона и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. Он от момента вступления закона в силу становится фактически главным регулятором в сфере распространения информации, не ограничиваясь только радио и телевидением.

В общем этому органу посвящен целый раздел законопроекта, который определяет принципы формирования, критерии отбора членов и процедуру их назначения, полномочия совета и порядок принятия им решений.

Среди широкого списка полномочий Нацсовета можно отметить несколько точек риска. Так, этот орган будет заниматься регистрацией медиа – в том числе, и онлайн-СМИ. Он будет принимать решение как о выдаче регистрационных документов, так и об отмене регистрации медиа, чья деятельность начнет противоречить законодательству. Также Нацсовет в отдельных случаях будет обращаться в суд относительно отмены регистрации. Речь идет о большом списке незначительных, значительных и грубых нарушений, в который входят такие, как распространение порнографии и информации из приведенного выше условного "списка Штирлица".

Национальный совет совместно с органом совместного регулирования разрабатывает и утверждает критерии отнесения информации к таковой, которая нарушает требования закона. То есть сам закон лишь определяет направления цензурирования, а уже Нацсовет будет прорабатывать и регламентировать критерии несоответствия контента требованиям закона. Поэтому перечень табуированных тем может стать более строгим.

Нацсовет самостоятельно накладывать санкции на СМИ, которые будут нарушать закон. В списке санкций предусмотрено как штрафование (этот вопрос Нацсовет будет решать самостоятельно), а также лишение лицензий, отмена регистраций и запрет распространения на территории Украины (здесь он должна обращаться в суд. При этом дела будут рассматриваться в админсудах и по сокращенной процедуре).

Также Нацсовет должен следить не только за содержанием распространяемой в СМИ информации, но и за прозрачностью структуры собственности каждого медиа. Эту прозрачность медиа-чиновники будут проверять при выдаче лицензий отдельным СМИ, или в любое другое время.

Читайте также: Закон о медиа: Почему в ЕС инициативы Зе-команды в отношении журналистов назовут цензурой

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme