Сокращение, изменение статуса и зарплаты: Что за реформу готовит Баканов для СБУ

Информацию о реформе спецслужбы обществу выдают маленькими дозами

Экономический и политический обозреватель
Сокращение, изменение статуса и зарплаты…

В недрах СБУ и Офиса президента зреет реформа основной украинской спецслужбы. И эту реформу почему-то утрясают в узком кругу причастных, тогда как общество лишено возможности не только участвовать в ней, но и даже знать о чем, собственно, эта реформа. Из обрывков информации от участников разработки этого проекта Depo.ua пытается сложить общий пазл.

В недавнем интервью изданию "Главком" руководитель СБУ Иван Баканов обнародовал некоторые параметры нового законопроекта. Также некоторая информация стала известна от народного депутата от "Голоса" Александры Устиновой, которая является членом комитета по вопросам правоохранительной деятельности и несколько знакома с запланированной реформой.

Режим секретности, в котором ведется разработка реформы СБУ, по словам Баканова, обусловлен тем, что авторы хотят сначала максимально согласовать его с экспертами и международными институтами. Мол, чтобы не получилось так, как с законом Украины о прокуратуре или о реформе судебной системы, после принятия которых международное сообщество выражало свое беспокойство.

Баканов говорит, что сейчас проект находится в Офисе президента и после согласования будет подан Владимиром Зеленским в Верховную Раду.

Демилитаризация и сокращение

Одним из вариантов реформы является уменьшение "военщины" в рядах СБУ с переходом к невоенным специальным званиям. Баканов называет это спорным моментом, поскольку лишение сбушников воинских званий приведет к еще большему снижению их зарплат: "Что дает статус военнослужащего? Сегодня военнослужащие – это наиболее социально защищенная категория работников. Если этого статуса лишить работников Службы безопасности, то что мы получим? У нас и так сегодня самая маленькая зарплата среди всех представителей блока Национальной безопасности и обороны. А так она станет еще меньше, и мы обращали на это внимание, – настаивает руководитель СБУ. –Лишать звания военнослужащего – это воспринимается сегодня людьми как попытка лишить их защищенности, и мы с этим должны просто работать. Новым законом мы предусмотрели и новый уровень заработной платы, я думаю, это тоже дискуссионный вопрос. Мы хотим приравнять заработную плату к уровню зарплат судей Верховного суда. Например, почему глава Службы безопасности Украины должен получать денег меньше, чем Председатель Верховного Суда Украины?"

Речь идет также о сокращении работников – из почти 30 тысяч до 15 тысяч. Но не одномоментно, а в течение 5-7 лет. Впрочем, даже с таким затяжным сокращением возникают проблемы. "Например на 2020 год мы пытались сократить штат на 1 700 человек, это предусматривает выплаты из государственного бюджета на уровне 1,3 млрд грн. К сожалению, в бюджете-2020 эти средства не предусмотрены. Но понятно, что мы не можем сократить людей и не выплатить предусмотренное законом, это не допустимо".

В свою очередь Устинова говорит, что сокращение продлится не 5-7, а все 8. "У СБУ есть свои ведомственные медицинские заведения, куча других подчиненных структур. Вот их они хотят вывести из состава службы. Почему это нельзя сделать быстрее? Зачем растягивать реформу на 8 лет?" – задается вопросом депутат.

Главк "К" и экономическая безопасность

Довольно спорным моментом реформы является вопрос сохранения или ликвидации главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью и экономической контрразведки. Сначала речь шла о выводе этих видов деятельности из ведения СБУ. И сам Баканов это анонсировал, только заступив на новый пост. Но теперь все выглядит уже совсем не так однозначно.

Копья вокруг этого подразделения СБ ломаются потому, что эксперты называют его питомником коррупции, где занимаются сбором кэша и крышеванием схем. Впрочем, узнать у Баканова о планах относительно спорного главка "К" не удалось. Он ответил весьма обтекаемо. И это заставляет подозревать, что обещанной ликвидации не будет. "...Но вопрос не в том, какие у тебя функции, вопрос в том, каким образом ты пользуешься ими. Если мы возьмем разведсообщество, аналогичные Службе безопасности органы Соединенных Штатов, Великобритании, Польши и даже стран Балтии, у них есть функция экономического аудита, есть антикоррупционная функция, – заявил Баканов. – И мы с вами должны понимать, что сегодня гибридная агрессия осуществляется различными средствами, в том числе, путем экономической экспансии. На самом деле даже те страны, которые сегодня не имели такой функции в своих органах безопасности, их вводят, потому что экспансия через инвестиции создает реальную угрозу нацбезопасности".

Устинова в свою очередь критикует сбушный законопроект в этой части. Она считает, произойдет лишь смена названий и вывесок, а суть спецслужбы останется той же. Или даже станет хуже.

"Например, создается подразделение по защите объектов критической инфраструктуры. Если прочитать, как сейчас предлагается прописать закон об объектах критической инфраструктуры, то под задачи по защите легко переформировать тот самый главк "К". Что-либо в этой стране, что хоть как-то влияет на деятельность государства, является объектом критической инфраструктуры. Кстати, это может быть и частное предприятие. Скажем, частная электростанция", – отмечает парламентарий.

Зачекреченные декларации

Александра Устинова обращает также внимание на еще один момент, который предложен в поданном президенту варианте реформы. Сегодня работники СБУ освобождены от необходимости публиковать свои декларации о доходах. А новым законом, по словам Устиновой, эту норму хотят распространить не только на самих работников, но и на членов их семей. "Ну вот если я, скажем, народный депутат, а у меня бы муж работал в СБУ, я не должна была подавать декларацию", – объясняет она.

Кроме того, документом предусмотрено, что информация относительно работников СБУ закрывается во всех публичных базах данных. Например, зная ФИО или ИНН человека, в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество можно найти данные о том, что именно принадлежит человеку. Теперь же хотят закрыть информацию относительно всех сотрудников СБУ, членов их семей, а также людей, которые с ними проживают на одной жилплощади.

Монополия на прослушку

Много лет СБУ имела эксклюзивное право на прослушивание граждан. Недавно же такую возможность получили еще и НАБУ и ГБР. Теперь же, заявляет Устинова, в проекте реформы хотят снова вернуть монополию Службе безопасности. Она видит в этом также и политические риски. "Там очень хитро это прописано. Вероятно, это для них очень больная тема. И я вам объясню, почему. Ведь благодаря тому, что у нас СБУ всегда имела уникальную монополию на прослушивание и, извините, они ею очень по-свински пользовались, о чем мы все узнали, например, во время Майдана. Что слушали всех вообще. У них есть какая-то информация почти на каждого человека в этой стране. И как только ты приходишь к власти, к тебе могут прийти, чтобы диктовать, что делать на посту".

Вопрос монополии на прослушивание на самом деле является очень спорным, поскольку чем больше "слушателей" будет в стране, тем меньше будет порядка и общественного контроля. И предоставление права слушать тому же НАБУ, которое некоторые называют "филиалом" ФБР, можно сопоставлять с риском предоставления доступа к конфиденциальной информации представителям других стран. Хотя это не отменяет обоснованных подозрений о нечистоплотности применения этого инструмента самими сбушниками.

Пока в Офисе президента решают дилеммы относительно параметров реформы, обществу остается покорно ждать, когда законопроект окажется в публичном пространстве, и мы сможем наконец оценить реформаторский гений новых хозяев здания на Владимирской.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme