Топливный кризис: Перекроет ли Лукашенко продажу бензина в Украине

Беларусь осуществляет определенные шаги по ограничению продажи Украине бензина популярной марки А-95. Это может привести к дефициту и вызвать ценовой ажиотаж на рынке

Экономический и политический обозреватель
Топливный кризис: Перекроет ли Лукашенко…

Из-за обострения с Беларусью Украина оказалась на пороге дефицита автомобильного топлива, которое в значительной мере поступает на заправки с нефтеперерабатывающих заводов страны-соседа. Действительно, ограничение белорусского импорта может привести к кризису в Украине, но подскочат ли цены на АЗС — изучает Depo.ua.

Накануне последнего уикенда отечественное информационное пространство всколыхнула новость, что белорусский производитель бензина БНК (Белорусская нефтяная компания) не подтверждает поставку бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Обеспокоенность этой ситуацией высказали украинские нефтетрейдеры, которым белорусские партнеры якобы заявили об ограничении поставок.

Участники рынка и эксперты заявили, что, в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси, рынку действительно может не хватить запасов, и на табло автозаправочных комплексов автолюбители рискуют найти пустые колонки.

Самый популярный в Украине бензин марки А-95 имеет преимущественно именно белорусское происхождение. По данным консалтиноговои группы "А-95", среднемесячные поставки белорусского А-95 в 2021 году составили 55 тыс. т, что составляет около 50% рынка этой марки. "Недостача 50% поставок не может пройти для рынка бесследно. Частично можно перекрыться за счет Литвы, но маловероятно, что завод сможет поставить более 10-15 тысяч тонн. Можно импортировать морем, но таких поставок давно никто не делал, неизвестна техническая возможность оперативно принять и выгрузить такой объем", — отметил руководитель группы Сергей Куюн.

Белорусы якобы объяснили сокращение поставок тем, что Мозырский нефтеперерабатывающий завод становится на плановый ремонт, который должен был начаться еще 15 мая, но был перенесен на 1 июня. Ремонт продлится около месяца.

Такого объяснения могло бы быть достаточно в какие-то другие времена, но не в период обострения отношений. Фактическая смерть Минского формата, ограничения на полеты в Беларусь и международные санкции против режима Лукашенко заставили трейдеров сильнее переживать за будущее поставок бензина. Волнение передалось и потребителям. Тем более, что белорусские источники сообщают о значительных излишках "девяносто пятого" на Мозырском заводе. Поэтому о наличии лишь технических причин прекращения поставок говорить не приходится.

В контексте бензинового кризиса заговорили о захвате самолета Ryanair, который спецслужбы Лукашенко принудительно посадили в Минске, чтобы снять с борта оппозиционера Романа Протасевича. Якобы Беларусь идет на обострение отношений с Украиной и провоцирует здесь бензиновый дефицит, чтобы хоть как-то и кому-то досадить за санкции, которые усиливают против Беларуси ЕС и США.

Впрочем, возможно Лукашенко пытается создать проблемы Украине не только по собственной злобности и мстительности. Но и из-за попытки придержать бензин для себя. Ведь из-за введения санкций вполне может так случиться, что Беларуси будут прекращены или, по крайней мере, существенно ограничены поставки нефти. Это может повлечь не только ограничения экспорта бензина и дизтоплива, но и кризис нефтепродуктов на внутреннем белорусском рынке.

Собственно, объявление о санкциях из-за захвата самолета действительно прозвучало. И в список предприятий, в отношении которых США применяет ограничения, попали "Белорусский нефтяной торговый дом" и концерн "Белнефтехим". Санкции будут включены с четверга, 3 июня.

"3 июня США снова введут санкции в отношении девяти белорусских госпредприятий, которым ранее были предоставлены льготы по ряду генеральных лицензий Министерства финансов. Гражданам США будет запрещено осуществлять операции с этими организациями, их собственностью или своими интересами в собственности", заявила пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки.

В украинском правительстве в понедельник поняли, что на рынке может сильно вспыхнуть, ведь исчезновение 50% популярного бензина не останется незамеченным и приведет к большому катклизму.

Во время срочного совещания в Минэнерго представители различных министерств и ведомств с привлечением производителей и трейдеров пытались погасить возможный "пожар". Во время совещания производители заверили, что имеют достаточный потенциал для наращивания производства нефтепродуктов, производственным мощностям понадобится около 10 дней для выхода на необходимые объемы. Представители Укрзализныци и Администрации морских портов, в свою очередь, подтвердили готовность к увеличению объемов перевозок и перевалки ресурсов в случае необходимости.

"Мы держим руку на пульсе. Какая-либо прогнозируемая ситуация по ограничению импорта не должна привести к кризисным явлениям на рынке. Наши производители готовы увеличивать производство. Минэнерго также готово быстро реагировать, чтобы не оставить стратегические предприятия и потребителей без нефтепродуктов. В то же время, если не возникнет кризисных явлений, рынок способен самостоятельно урегулировать вопрос диверсификации импорта и маршрутов поставок нефтепродуктов", — отметил профильный заместитель министра энергетики Максим Немчинов.

Отдельным направлением для уменьшения зависимости от импортных поставок нефтепродуктов является формирование резервов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время Минэнерго вместе с Госрезервом и другими центральными органами исполнительной власти при участии специалистов Энергетического сообщества разрабатывают законопроект "О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов".

Но заверения чиновников пока не слишком убеждают. Ведь ничто не мешало правительству раньше начать диверсифицировать поставки, стимулировать внутренних производителей и создавать резервы на случай форс-мажора вроде нынешнего. Ведь ситуация, когда половину рынка бензина обеспечивают производители страны с не слишком предсказуемым лидером, сама по себе была взрывной. А учитывая тот факт, что и 70% украинского рынка дизтоплива также контролируют на пару Беларусь и Россия, состояние дел начинает играть совсем другими красками.

Читайте также: Цены на топливо: Пострадают ли потребители от государственного регулирования

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme