Объединительный Собор: Как создадут и кто возглавит новую Православную Церковь в Украине

15 декабря состоится Объединительный собор, на котором планируют избрать предстоятеля Украинской православной церкви и утвердить устав УПЦ

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Объединительный Собор: Как создадут и кт…

Depo.ua предлагает полный гид по событиям вокруг восстановления автокефалии украинского православия. А также мы объясняем, чего стоит ожидать на Соборе 15-го ноября, и какие именно фейки плодит Россия.

Движение к Томосу

Прежде всего – что такое Поместная церковь? Так по церковной традиции называют объединение православных верующих, созданное по территориальному принципу. Поместная церковь является независимой и самоуправляемой на территории государства, границы ее влияния обычно совпадают с государственными границами.

О необходимости создания поместной Украинской православной церкви говорят едва ли не все годы нашей независимости. Несколько активизировались эти разговоры во времена президента Ющенко, который даже встречался со Вселенским патриархом Варфоломеем, но тогда это воспринималось как утопия.

И лишь с началом военной агрессии России против Украины необходимость восстановления исторической справедливости и уменьшения влияния Кремля на мозги украинцев стала очевидной. Ведь влияние Московской патриархии крепко держит Украину в московской орбите. Официальный Киев начал работать в этом направлении. В июне 2016 Верховная Рада обратилась к Вселенскому патриарху с просьбой о предоставлении церковной автокефалии. В ответ в январе 2017-го патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил: процесс формирования такой церкви начался.

После встреч с патриархом Варфоломеем весной 2018 президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект обращения к патриарху о предоставлении Томоса (фактически в этом случае – разрешения) об автокефалии православной церкви в Украине. Для получения автокефалии надо, чтобы к Вселенскому патриарху обратились глава государства, парламент и церковные иерархи православных церквей Украины. Соответствующее обращение 18 апреля передали президенту руководители УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). После этого свое слово сказал парламент, 268 голосами поддержав обращение 19 апреля.

Сразу после этого Священный Синод Вселенского Патриархата постановил начать процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Порошенко оптимистично заявлял, что получение статуса поместной церкви должно завершиться до 28 июля – дня 1030-летия Крещения Руси. Но по разным причинам процесс затянулся еще на полгода.

Серьезное сопротивление оказала и продолжает оказывать Московская церковь и ее филиал в Украине. Еще в апреле руководство Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) настойчиво рекомендовало своим верным направлять письма Вселенскому патриарху с требованием не предоставлять Томос. В епархии поступило десятки тысяч бланков таких писем, которые надо было заполнить по предоставленному образцу. Но эта акция провалилась: люди не слишком охотно выполняли указание из Москвы.

Несмотря на негативные прогнозы, пока провалились и другие провокации, которые готовили в Кремле: московским агентам в рясах не удалось ни всколыхнуть своих прихожан, ни спровоцировать гражданские конфликты за церковные сооружения и имущество, во время которых могла пролиться кровь. По крайней мере пока народ оказывается мудрее некоторых своих пастырей. Также сыграла свою роль четкая позиция Вселенского Патриархата. Еще в июне Патриарх заявил: в Константинополе никогда не признавали церковной власти Москвы над Украиной.

Понимая, что проигрывают церковную партию, русские ввели в бой тяжелую артиллерию. 31 августа с Варфоломеем в его резиденции на Фанаре (исторический район Стамбула) встретился российский патриарх Кирилл, который более двух часов безуспешно убеждал предстоятеля Константинопольского (Вселенского) патриархата в нецелесообразности предоставления Томоса Украинской церкви. Позиция Варфоломея была взвешенной, но четкой: он заявил, что Томос Украина получит, и это решение окончательное. Эти слова передал митрополит Галльский Эммануил.

Тогда же появился еще один важный комментарий из Фанара, который касается Украины. Представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей архиепископ Тельмисский Иов (Геча) заверил, что Константинополь никогда не признавал канонической анафему, наложенную Российской церковью на гетмана Ивана Мазепу.

Тем временем Вселенский патриархат принял несколько ключевых решений, которые, собственно, и открыли дорогу проведению субботнего Собора в Софии Киевской. Прежде всего, 2 сентября на Архиерейском соборе епископы дали положительный ответ на вопрос о том, имеет ли право Константинопольская церковь по своему усмотрению предоставлять автокефалию церкви, которая об этом просит. Другими ключевыми пунктами Вселенского Патриарха Варфоломея, касающиеся украинского вопроса, стали:

- перенос места пребывания митрополитов Киевских в начале XIV века в Москву произошло без благословения Константинопольской Матери Церкви, и украинский народ не раз делал шаги к выходу из-под власти Москвы;

- Патриархат в Москве был провозглашен без включения в него Киевской Митрополии;

- письмо (о предоставлении Москве Патриархата) от 1686 г. появилось под давлением, и в нем говорилось лишь о предоставлении разрешения (употреблено английское слово "лицензия") Московскому патриарху заверять Киевского митрополита. Но этот митрополит должен был и в дальнейшем признавать Вселенского Патриарха как своего главу и находиться в его юрисдикции, о чем должно свидетельствовать упоминание имени Вселенского Патриарха за богослужением. Эти условия не были соблюдены;

- никаких других документов, которые бы свидетельствовали о "полной передаче" Киевской Митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, неизвестно.

Тогда же Варфоломей назначил в Киев своих представителей, архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) из США и епископа Эдмонтонского Иллариона (Рудника) из Канады. Оба – 46-летние уроженцы Украины, относятся к группе епископов Вселенской церкви украинского происхождения. Их задача – способствовать строительству Украинской церкви.

После этого процесс создания единой автокефальной церкви в Украине ускорился.

Потеряв инициативу, РПЦ разразилась угрозами и 14 сентября срочно созвала синод, который загнал русскую церковь в добровольный раскол, остановив ее участие во всех мероприятиях и структурах, где председательствует Константинопольский патриархат. В частности, приостановил молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея во время богослужений. Окончательно в пропасть собственной ненависти РПЦ упала через месяц, но не будем нарушать хронологию событий.

Синхронно действовали и представители этой церкви в Украине. Известный многочисленными скандалами и любовью к роскоши наместник Киево-Печерской Лавры (Московский патриархат) митрополит Павел (Лебедь) в YouTube пригрозил украинцам "божьим проклятием", если те захотят вернуть Украине помещения лавры. В свою очередь, глава УПЦ Московского патриархата Онуфрий под надуманным предлогом отказался встречаться с представителями Константинополя в Киеве.

23 сентября Вселенский патриарх Варфоломей во время литургии в Церкви Св. Фоки в Стамбуле сказал, что отправил всем заинтересованным сторонам сообщения о том, что Украина получит автокефалию, поскольку это ее право.

"Украинский вопрос" обсуждался на Фанаре и 11 октября, в завершающий день трехдневного заседания Синода Вселенского патриархата. Тогда появился ряд новых важных решений:

- подтвердили принятое ранее решение о том, чтобы Вселенский Патриархат приступил к предоставлению автокефалии Церкви Украины;

- решить восстановить Ставропигию (фактически – посольство или миссия) Вселенского Патриарха в Киеве – "одну из его многих Ставропигий в Украине, которые всегда там существовали";

- снять введенную Москвой анафему на предстоятелей УПЦ КП Филарета и УАПЦ – Макария. А также "восстановлено общение их верующих с Церковью";

- отменено обязательство письма 1686 года, выданного в связи с обстоятельствами того времени, которое предоставляло право Патриарху Московскому посвящение Киевского митрополита. Другими словами, аннексию Киевской Митрополии Русской церковью образца 1686 года признано незаконной.

Константинополь обратиться ко всем сторонам с призывом не захватывать церкви и монастыри, а также воздержаться от насильственных действий.

Эти решения вызвали ярость Москвы. Их тут же назвали неканоническими и пригрозили полным разрывом евхаристических отношений с Константинополем. А уже на следующий день после Синода на Фанаре, 12 октября, Синод Русской православной церкви, созванный в Минске, де-факто разорвал единство с Константинопольским патриархатом, то есть с мировым православием. В храмах Московского патриархата прекратили молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея, остановлено совместное служение священников Московского и Константинопольского патриархатов. При этом со своей стороны Вселенский патриархат на такие нехристианские шаги не пошел.

Не спят и в Киеве. 18 октября Верховная Рада поддержала инициативу президента и передала в постоянное пользование Константинопольскому патриархату Андреевскую церковь в Киеве (ею до сих пор пользовалась УАПЦ) для обеспечения связей автокефальной украинской церкви со Вселенским православием.

3 ноября в Стамбуле украинский президент и Константинопольский патриарх подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским патриархатом. Варфоломей заявил, что предоставление автокефалии "поможет преодолеть раскол, который существует в Украине уже 30 лет".

В ответ собор епископов УПЦ Московского патриархата, который состоялся 13 ноября в Киево-Печерской лавре, решил, что процесс предоставления Томоса является "искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины". Московские попы заявили, что всеми имеющимися методами будут защищать свои права.

Но движение Томоса к Украинской церкви уже не остановить. В последнее время важным решением Вселенского патриархата стало утверждение проекта конституционного Устава Украинской православной церкви. Это произошло 29 ноября, на очередном заседании Синода Вселенского патриархата. Именно после этого и была названа дата проведения Объединительного собора – 15 декабря 2018 года, и место проведения – святая София Киевская.

Что должен решить Собор

В Объединительном соборе примут участие представители Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также часть епископов Украинской православной церкви Московского патриархата. Соответствующие приглашения уже подписал Вселенский патриарх Варфоломей. Московский Онуфрий это письмо демонстративно вернул отправителю.

Участники Собора должны принять решение об объединении церкви и избрать ее предстоятеля. Именно патриарху объединенной церкви Вселенский патриарх Варфоломей после совместной литургии вручит Томос.

Патриарх УПЦ КП Филарет сообщил, что от этой церкви будут принимать участие в Соборе более 40 архиереев. 12 архиереев, по его словам, будут от УАПЦ и три или четыре – от Московского патриархата.

А 13 декабря Украинская православная церковь Киевского патриархата проведет свой архиерейский собор, где определится с линией поведения на главное событие века для украинского православия.

Основным проблемным вопросом, ответ на который призван дать Собор, является имя нового предстоятеля УПЦ. Глава УАПЦ Макарий сообщил, что не выдвигал свою кандидатуру на должность главы Единой украинской церкви, и поддержит того, кого предложит Вселенский патриарх.

Но ни Киевский патриархат, ни сам 89-летний Патриарх Филарет официально не заявляли, что харизматичный лидер УПЦ (КП) не будет претендовать на главу новой Церкви. Медиа сообщают, что Филарет стремится сохранить влияние на автокефальную церковь, даже если откажется баллотироваться на ее предстоятеля. Таких форм есть как минимум две: почетное предстоятельство и через преемника. Прецедент почетного предстоятельства в украинских церквях есть – покойный митрополит Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар передал формальную власть митрополиту УГКЦ Святославу, но до смерти оставался почетным лидером церкви и безоговорочным авторитетом для ее прихожан.

Так или иначе, но амбиции УПЦ КП как ядра новой церкви учесть придется. Самой мощной фигурой в окружении Филарета считают Митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания. Его имя называют в числе реальных претендентов на титул. Другая группа влияния в УПЦ КП ориентируется на митрополита Луцкого и Волынского Михаила (Тимофей Зинкевич).

Возглавить Поместную Украинскую Православную Церковь может кто-то из упомянутых выше посланцев патриарха Варфоломея. Однако, по мнению религиоведа, народного депутата Виктора Еленского, скорее всего, это будет один из тех иерархов, которые сейчас руководят епархиями или церквями в Украине.

Кроме этого, по слухам, существует еще кандидатура митрополита Винницкого и Барского Симеона от УПЦ МП. В частности, благодаря близости к президенту Украины Петру Порошенко. Но его кандидатура на самом деле является слишком конспирологической.

Можно вспомнить, что после смерти митрополита Владимира (Сабодана) в августе 2014 года Симеон был одним из кандидатов на выборах нового предстоятеля УПЦ МП. В первом туре он смог заручиться поддержкой лишь девяти епископов УПЦ МП, проиграв митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию (Паканичу) и будущему победителю - митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию (Березовскому). Во втором туре Симеон набрал лишь один голос, на втором месте оказался митрополит Антоний (25 голосов), новым главой УПЦ МП тогда был избран митрополит Онуфрий с 48 голосами.

В СМИ тогда писали, что Симеон показал достаточно хорошие результаты и не заручался ни церковным, ни светским админресурсом.

Чтобы смягчить процесс решения всегда непростого для украинцев кадрового вопроса, Вселенский патриархат настаивает на участии в Соборе не только епископов, но также священников и мирян (против этого вроде бы выступает УПЦ КП: этот вопрос будет рассматриваться этой церковью 13 декабря), а также тайном голосовании за кандидатуру предстоятеля новой церкви.

Есть также ряд других раздражающих моментов: они касаются точного названия новой церкви (очевидно, это название будет несколько отличаться для внешнего и внутреннего употребления), титула ее предстоятеля. И ряда сугубо внутрицерковных проблем – скажем, кто будет варить миро для нужд верующих или о возможности апеллировать к Константинополю во внутренних спорах.

При этом важно опровергнуть московские мифы и вбросы последнего времени. Прежде всего относительно того, будет ли это независимая церковь или подчиняющаяся Вселенскому патриархату. Как отметил директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко, речь идет о независимой церкви, которая получит место в диптихе, то есть в порядке упоминания православных церквей как независимая церковь.

Сам диптих сегодня имеет такой вид: 1. Константинопольская. 2. Александрийская. 3. Антиохийская. 4. Иерусалимская. 5. Русская. 6. Сербская. 7. Румынская. 8. Болгарская. 9. Грузинская. 10. Кипрская. 11. Элладская. 12. Албанская. 13. Польская. 14. Чешских земель и Словакии. 15-й станет Украина.

Надеемся, что различные "узкие места" не станут препятствием на пути создания Украинской Церкви.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme