Накопительная пенсионная система: Преимущества и риски реформы от Шмыгаля

Правительство планирует ввести новую модель пенсионного обеспечения пожилых украинцев уже с 2023 года. Однако замысел чиновников может снова остаться нереализованным прожектом или в очередной раз ударить по будущим пенсионерам

Экономический и политический обозреватель
Накопительная пенсионная система: Преиму…
Фото: Pixabay

В Украине снова, уже в который раз за много лет, чиновники берутся за введение накопительной пенсионной системы. Как и раньше, все происходит под лозунгом: предшественники не смогли, а мы — сможем. Премьер Денис Шмыгаль даже подсчитал, что введенная его правительством трехуровневая пенсионная система обеспечит экономический эффект 477 млрд грн до 2030 года.

И хотя спрашивать у нынешнего премьера об этом эффекте в 30-м году вряд ли будет иметь смысл, Depo.ua пытается разобраться в пенсионных инициативах Зе-команды.

О чем идет речь

В Украине действует так называемая солидарная пенсионная система, смысл которой заключается в сборе средств у всего работающего населения в Пенсионный фонд и их распределение среди тех, кто вышел на пенсию. То есть человек всю трудовую жизнь платит тем, кто уже вышел на пенсию в расчете, что когда он сам достигнет пенсионного возраста, ему будут платить из средств последующих поколений.

Эта система досталась Украине в наследство от Советского Союза и за 30 лет независимости фактически не изменила своей сути. Но работает она далеко не безупречно. В частности, из-за демографической ситуации пенсионеров уже больше, чем работающих украинцев, которые платят ЕСВ. И через лет десять при сохранении статуса кво пенсия может быть вообще мизерной. Кроме того, в случае преждевременной смерти человека, который вел плодотворную трудовую жизнь, все его многолетние выплаты в общий пенсионный фонд просто тонут в общем котле — наследники не получают никакой компенсации.

Такая система в некотором смысле была оправданной в социалистическом формате развития, где общество воспитывали в духе "единой семьи". Однако в реалиях индивидуализма и свободной экономики солидарная система является архаизмом, который отжил свое и требует замены.

В развитом мире эталоном является накопительная пенсионная система, когда рабочий также платит свой взнос в пенсионный фонд. Однако этот вклад является формализованным и олицетворенным. Взносы накапливаются в разного рода пенсионных фондах. Управляющие этих фондов осуществляют функцию не только сохранения и накопления, но и приумножения общих состояний пайщиков. Проценты от банковских вкладов или выгоды от инвестиций в различные проекты распределяются между будущими пенсионерами в соответствии с уровнем их взносов.

Плательщик может при необходимости досрочно забрать свою долю из фонда на какие-то непредвиденные жизненные расходы. Кроме того, его деньги в фонде не исчезают после его смерти, а передаются в качестве наследства.

Реформу пенсионной системы осуществили практически все страны Восточной Европы. Например Польша, на которую почему-то ориентируется и украинское правительство, создала переходную модель. Там рожденные до 49 года граждане продолжают получать пенсию из общей солидарной системы. Однако ее вытесняет накопительная, в которой участвуют молодые граждане. Каждый из них платит в накопительный пенсионный фонд. Эта переходная модель лишится своей солидарной составляющей, по логике, как только умрет последний получатель пенсии из солидарного фонда.

В Украине же, где отстали на несколько лет даже от Польши, вводить накопительную систему, если делать это прямо сейчас, можно будет для граждан не с 49-го года, а, скажем, с 69-го. Это отсрочит окончательное прощание с солидарной системой.

Что придумали у Шмыгаля

Правительство сильно активизировался в вопросе создания накопительной пенсионной системы. На Грушевского обещают уже к осени подать в Раду новый законопроект и обеспечить быстрое его прохождение.

На прошлой неделе в Кабмине собрали даже торжественное первое учредительное заседание рабочей группы по развитию пенсионных накоплений в Украине. Правительственный отчет о собрании насыщен декларациями чиновников о преступлениях предшественников и обязательствами обеспечить реальный сектор экономики недорогим и надежным ресурсом.

Но в то же время стало понятно, что окончательного видения украинской пенсионной реформы еще нет: законопроект в разработке. Однако определенные параметры модели, которую будут предлагать чиновники для принятия законодателям, все же присутствуют.

Таким образом, предполагается, что участие в системе примут официально трудоустроенные люди. Также застрахованные лица — в том числе получатели различных видов помощи и денежного обеспечения от государства. В частности родители в декретных отпусках и те, кто ухаживает за нетрудоспособными родственниками, родители-воспитатели в детских домах семейного типа. Система также будет распространяться на ФЛП.

Будет формироваться накопительный фонд за счет взносов каждого работника, а также — работодателя. Обе стороны будут платить по 2% от доходов работников. Но это будет не дополнительной нагрузкой на заработок: на эту сумму работникам уменьшат ставку единого социального взноса, а работодателям — ставку налога на доходы физических лиц. Не исключено, что те 2%, которые будут взимать с работодателя, разобьют на две части: 1% будет платить работодатель за счет НДФЛ, а еще 1% государство непосредственно будет платить на счет человека из бюджета.

Накоплением взносов будут заниматься специальные пенсионные фонды. Но к этому виду деятельности допустят далеко не всех — лицензию на нее после проверки будет выдавать Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку а также Нацбанк. Каждый плательщик сможе добровольно выбрать из перечня допущенных фондов тот, которому он больше будет симпатизировать и доверять. Вероятно, будут существовать как фонды общенационального уровня, так и региональные или отраслевые направления.

Вкладчик, утверждают разработчики системы, сможет в режиме постоянного доступа контролировать состояние своих пенсионных накоплений, переводить их между различными фондами. И даже, как и в западных моделях, воспользоваться деньгами на другие нужды. Также средства на пенсионных счетах будут передаваться по наследству.

Министр социальной политики Марина Лазебная говорит, что запуск системы состоится, согласно оптимистическим расчетам, с 2023 — в случае, если депутаты смогут принять необходимые законы этой осенью, понадобится полуторагодичный срок для подготовки к запуску. Особенно громоздкой будет информационная составляющая системы, которая позволит вкладчикам управлять всеми своими накоплениями онлайн.

По замыслу чиновников, накопительная система будет обязательной для всех граждан моложе 50 лет. То есть в случае ее запуска в 2023 году в нее попадут все, кто родился в 1973-м и позже. Впрочем, предполагается, что и старшие люди при необходимости смогут принять участие в новой пенсионной системе — но только по доброй воле.

Премьер Денис Шмыгаль также рассматривает возможность введения определенного суррогата накопительной пенсионной системы — на основании действующей законодательной базы, без принятия новых законов. В этом случае "подопытными кроликами" станут работники бюджетной сферы. Для них могут в качестве пробного слоя внедрить социальные пакеты с накопительными пенсиями. "Фактически это могут быть ключевые бюджетники, где мы можем это испытать без изменения законодательства", — заявил Шмыгаль.

Почему реформа может в очередной раз провалиться

Существуют несколько существенных рисков, которые могут не позволить состояться задуманной реформе.

В первую очередь — ненормированность и отсутствие регулирования деятельности новых пенсионных фондов. То есть деньгами вкладчиков будут распоряжаться структуры, которые будут зависеть от добросовестности менеджмента и общей надежности финансовой системы. Учитывая опыт банкопада, финансовых пирамид и других катаклизмов, которые уже много раз обнуляли сбережения украинцев, гарантировать безопасность размещения денег будет очень сложно.

Следующим фактором может стать нехватка надежных инвестиционных инструментов, с которыми могут работать фонды, и общая слабость украинского фондового рынка. Даже при всей добросовестности и добропорядочности, размещать деньги будущих пенсионеров придется либо на малодоходных банковских депозитах, что мало коррелируется с понятием приумножения средств. Или — вкладываться в проекты на рынке, например, недвижимости. А такие пузырьки, к сожалению, слишком часто лопаются.

Наконец на результат деятельности новой пенсионной модели может повлиять отсутствие четкой системы возврата пенсионных активов в случае ликвидации структур, которые будут распоряжаться средствами. Деньги могут просто "зависать" на многие годы в фондах и банках, которые ликвидируются, и пенсионеры просто не будут доживать до момента, когда смогут воспользоваться своими накоплениями. Если вообще этими деньгами можно будет когда-либо воспользоваться.

Не следует также сбрасывать со счетов общую несостоятельность украинского государственного менеджмента в социальной сфере. Ведь совсем недавно мы все стали свидетелями того, как в кривых руках чиновников начала трещать система начисления и выплаты субсидий. Поэтому этот фактор также может стать определяющим.

Читайте также: Коммуналка, топливо, еда: Как изменятся цены этой осенью

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme